Цена евроинтеграции: продаст ли Рада национальные интересы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Цена евроинтеграции: продаст ли Рада национальные интересы

Казна и Политика
664
Украина так торопится к “оазису” под названием Европейский Союз, что не замечает ловушек на пути. А даже если замечает, не пытается маневрировать. Яркий пример – снятие моратория на экспорт леса-кругляка.
ЕС поставил Киеву ультиматум: либо дешевое сырье, либо оставайтесь без обещанных ранее денег. Фактически Украину принуждают согласиться с ролью сырьевого придатка, нанести ущерб внутреннему производителю и закрыть глаза на возможную экологическую катастрофу.
Кстати, сумма, за которую ЕС хочет купить у Киева сдачу национальных интересов, отнюдь не впечатляющая – всего €600 миллионов. Ключевой вопрос: заключат ли украинские власти заведомо невыгодную сделку?
Настроения в Раде
Мы сделали экспресс-срез настроений в Верховной Раде, чтобы выяснить, пойдут ли парламентарии на отмену моратория. Результаты, прямо скажем, интересные. Несмотря на явную абсурдность ситуации, крупнейшая фракция в парламенте (Блок Петра Порошенко) не знает, как относиться к ультиматуму ЕС, всецело полагаясь на волю “большого брата” – Кабинета министров.
“Наш общий подход таков: БПП – фракция, которая входит в правительственную коалицию. Соответственно, наша позиция должна базироваться на рекомендациях Кабмина. В понедельник пригласим на заседание фракции кого-то из правительства, если к тому времени официальная позиция не будет озвучена”, – заявил в беседе с нами председатель фракции Блока Петра Порошенко Игорь Грынив.
На деле это доказывает, что самая влиятельная политсила в Раде готова сдать национальные интересы, если правительство скажет: “А какой у нас выбор?” И есть немалая вероятность того, что именно это Кабмин и скажет. Хотя 600 млн – не панацея для украинской экономики, в правительстве на нее все-таки рассчитывают, особенно в контексте бюджетного процесса. Поэтому Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли непременно будут настаивать на снятии моратория.
В то же время на фоне ультиматума ЕС отчетливо видна раздробленность коалиции, ведь у “Народного фронта” позиция есть. И она заключается в сохранении моратория. В отличие от БПП, фракция Арсения Яценюка не ориентируется на мнение Кабмина, что не удивительно, ведь теперь это не их правительство.
“Позиция нашей фракции – нельзя снимать мораторий на экспорт леса-кругляка. Украина не должна быть сырьевой страной, она должна быть производителем. Мы обязаны отстаивать свою позицию. В крайнем случае сами заработаем эти деньги, имея древесину”, – прокомментировал “Обозревателю” нардеп от “Народного фронта” Михаил Бондарев.
Самое забавное, что в марте 2016 года тогда еще правительство Арсения Яценюка, который за время своего премьерства не был замечен в лоббировании отечественного производителя, предложило парламенту отменить запрет на экспорт необработанной древесины.
Что до оппозиционеров, они не в восторге от идеи снятия моратория. Предсказуемо самый ярый противник – Радикальная партия. С одной стороны, политсила приводит вполне здравые аргументы. С другой – за бюджетный процесс не им-то отвечать. А провал власти – почти всегда победа оппозиции.
Экологическая катастрофа и сырьевой придаток
На первый взгляд, требования ЕС имеют под собой основания. Мораторий на экспорт леса противоречит обязательствам, которые взяла на себя Украина в рамках Соглашения об ассоциации. В целом прогрессивное и что еще важнее – распиаренное – оно в то же время содержало пункты, которые не просто идут вразрез с интересами национального производителя, а и напрямую по ним бьют.
“Видимо, надо заявить, что Украина совершила ошибку, согласившись в свое время на снятие моратория, и внести изменения в соглашение”, – считает глава политической партии “Гражданская позиция” Анатолий Гриценко.
Важно понимать, что, например, в случае отмены моратория ЕС движут скорее корыстные интересы, чем альтруистское стремление реформировать Украину. Польша, Словакия и Венгрия испытывают немалый дискомфорт из-за запрета на экспорт древесины. Их бизнесу сложно обходиться без дешевого украинского сырья.
“Ультиматум ЕС – пример циничных методов конкуренции. Очевидно, что в тех же Польше и Венгрии, которые перерабатывают дерево, выгодно, чтобы мы поставляли им не готовую мебель, а сырье. А потом эти же страны будут делать из нашей древесины мебель и нам же продавать”, – отметил в комментарии “Обозревателю” президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Если Рада все же снимет мораторий, Украине стоит готовиться к ударам сразу по двум направлениям: экономическому и экологическому. Со вторым все понятно – масштабы вырубки леса возрастут в разы, хотя они и без того угрожающие. По данным Государственного агентства лесных ресурсов, только в 2015 году незаконная вырубка древесины нанесла стране убытки в размере 85 млн грн. Некоторые сторонники снятия моратория интерпретируют этот факт в свою пользу: якобы запрет на экспорт не мешает лесной контрабанде. Тем не менее, это шпилька в адрес механизмов контроля за вывозом древесины (которые безусловно надо дорабатывать), а не в адрес самой попытки защитить отечественного производителя.
Экономический ущерб можно рассматривать с двух сторон: тактической и стратегической. В первом случае это ударит по отечественной деревообрабатывающей сфере, что в теории может вылиться в сокращение рабочих мест. Во втором – Украина фактически откажется от стратегических интересов по развитию отрасли ради “легких” денег. Не говоря уже о том, что имидж страны, согласной со статусом сырьевого придатка, не лучшим образом отразится на долгосрочных экономических интересах Украины.
Развилка
На данный момент перед Киевом есть несколько путей. Первый – сдаться на “милость” ЕС. Тем самым Украина избежит ссоры с партнерами, но нанесет ущерб национальным интересам, продемонстрирует свою зависимость и на долгие годы закрепит за собой статус страны, с которой не стоит считаться.
Второй путь является развилкой, но в целом он направлен на отстаивание своей позиции. Один из вариантов – попытаться убедить ЕС в том, что Украина не может пойти на снятие моратория. По крайней мере, сейчас. Киев не должен бояться защищать национальные интересы. Польша, которую часто ставят в пример Украине, 10 лет торговалась чуть ли не за каждый пункт евроинтеграционного соглашения. В итоге Варшаве удалось выбить деньги на внедрение большинства необходимых реформ.
“В любой ситуации надо отстаивать национальные интересы. Если одна из сторон не согласна с какими-то условиями, нужно садиться за стол переговоров. Другого пути нет. ЕС всегда готов к компромиссам. В том числе в вопросах экономики и торговли”, – подчеркнул в беседе с нами Мирослав Чех, польский политик украинского происхождения, дважды депутат польского Сейма, член стратегической группы советников, которую возглавляет представитель президента в Кабинете министров Лешек Бальцерович.
Естественно, дискуссия не будет легкой. Экспорт леса для Евросоюза, особенно для некоторых его членов, вопрос принципиальный. Легко ли пойдет Европа на компромисс в данном случае – большой вопрос. И ответ на него: скорее нет.
Конечно, Украина может просто не снимать мораторий, отказавшись от финансовой помощи ЕС. О последствиях этого решения пока говорить сложно, ведь, весьма вероятно, транш – не единственный рычаг давления на Киев в этом вопросе.
Еще один вариант (не идеальный, но и не худший) – снятие моратория с оговорками. Сейчас обсуждаются несколько подходов. Как нам сообщили в БПП, один из них – разрешить экспорт неценных пород деревьев.
Иной путь – полная отмена моратория, но введение специальной вывозной пошлины. “Конечно, мы будем бороться за сохранение моратория. Или как вариант – за достаточно высокую экспортную пошлину, которая должна уменьшить количество вывезенного леса”, – отметил Юрий Чижмарь.
Учитывая весьма ограниченные квоты на беспошлинный экспорт продовольствия в ЕС для Украины, пошлины на вывоз леса могут быть адекватной реакцией. В любом случае следующий ход – за правительством. По словам Грынива, позиция Кабмина будет формироваться посредством консультаций с ЕС и людьми, которые работают в деревообрабатывающей сфере. Ситуация крайне непростая, особенно ввиду того, что мораторий – далеко не единственный вопрос, по которому давление ЕС на Украину возрастает.
Как сообщалось, Украина сможет получить второй транш макроэкономической помощи от Европейского Союза в €600 млн после того, как отменит мораторий на экспорт леса и выплатит социальную помощь внутренне перемещенным лицам.
Алина Купцова
По материалам:
Обозреватель
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас