Пряники под ёлку. Кому с января обещают налоговые каникулы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пряники под ёлку. Кому с января обещают налоговые каникулы

Казна и Политика
1106
В Украине налоговое законодательство меняется настолько часто, что бухгалтеры, которые остались на несколько месяцев не у дел, рискуют выпасть из контекста и упустить важные нюансы.
Каждый раз новый Кабмин берётся переписывать Налоговый кодекс к Новому году, пренебрегая тем, что от момента изменения налогового законодательства до его вступления в силу должно пройти не менее 6 месяцев. Правительство Владимира Гройсмана не стало исключением — Министерство финансов готовит проект изменений налоговой системы, который должен заработать с января 2017-го.
Одна из промежуточных версий документа 23 сентября была обнародована на сайте Кабмина. Согласно заверениям правительства, предложенная концепция уже одобрена влиятельными украинскими бизнес-ассоциациями и объединениями предпринимателей. С точки зрения авторов инициативы многие из предложенных изменений должны улучшить жизнь малому и среднему бизнесу (МСБ). Фокус выяснил, что в случае принятия законопроекта в теперешнем виде изменится для предпринимателей в 2017 году и будут ли такие нововведения способствовать детенизации сектора МСБ, который традиционно предпочитает работать в серой зоне.
В пользу дела
Авторы проекта изменений к Налоговому кодексу сумели обойти особенно болезненный для предпринимателей момент — изменение упрощённой системы налогообложения. Ранее попытки каким-либо образом подправить “упрощёнку” вызывали у многочисленных плательщиков единого налога нескрываемое недовольство, порою переходящее в продолжительные протесты. Наиболее масштабным из них был Налоговый майдан, поднявшийся в конце 2010 года против новшеств, предложенных правительством Николая Азарова.
В этот раз вместо того чтобы в очередной раз пытаться безуспешно “рихтовать” положения о едином налоге, в Минфине решили ввести новые способы налогообложения для МСБ в рамках общей системы налогообложения. То есть, помимо “упрощёнки” в её сегодняшнем виде будут действовать три категории: мелкая единоличная деятельность с уплатой фиксированного налога, “смягчённая” общая система и стандартная общая система. Такое решение, в частности, поддержали эксперты Европейской Бизнес Ассоциации. По их мнению, реализация этой инициативы расширит возможности выбора оптимального способа налогообложения.
Новой системой налогообложения индивидуальной деятельности могут воспользоваться нетрудоустроенные граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей. В их числе могут оказаться мелкие торговцы, народные умельцы, репетиторы, парикмахеры, портные, мастера, ремонтирующие жильё, авто или бытовую технику и т. п. Их годовой объём дохода не должен превышать 250 минимальных зарплат (сейчас это 344,5 тыс. грн). Чтобы начать с нуля или легализовать подобную деятельность, гражданам будет достаточно подать заявление в органы местного самоуправления и начать платить налоги.
Условия налогообложения самозанятым предлагаются весьма щадящие. Им будет достаточно ежемесячно уплачивать подоходный налог (НДФЛ) по фиксированной ставке в 10% от минимальной зарплаты (в 2016 году — 137,8 грн). Регистрироваться предпринимателями и вести учет доходов и затрат не придётся. Но права нанимать работников они не получат. По мнению адвоката Адвокатского бюро Оксаны Кобзар, с принятием подобного законопроекта работа в первой группе действующей упрощённой системы потеряет смысл, поскольку предложенные условия на фиксированной ставке НДФЛ выглядят привлекательнее в части предельного годового лимита доходов. Сейчас у упрощенцев первой группы годовой доход ограничен 300 тыс. грн, и этот лимит не привязан к изменению постепенно растущей минимальной зарплаты.
Смягчённой общей системой смогут воспользоваться предприниматели и лица, которые ведут независимую профессиональную деятельность (адвокаты, бухгалтеры, оценщики, нотариусы, врачи, преподаватели, архитекторы и др.) с годовым доходом до 4 тыс. минимальных зарплат (сейчас это 5,512 млн грн).
Так называемые смягчения заключаются в упрощении учёта доходов и затрат, упрощении требований к первичным документам, в праве на ускоренную амортизацию на 25% в год основных средств (оборудования, инструментов, инвентаря и др.), в праве на перенос убытков и в возможности обходиться без кассовых аппаратов, если доходы не превышают 1 млн грн в год. “Введение механизма ускоренной амортизации основных средств должно помочь малому бизнесу привлекать инвестиции и окупать новые основные средства за 4 года. Также немаловажным станет обеспечение права на перенос убытков при реорганизации предприятия”, — комментирует решение заместитель директора по представительству интересов компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации Светлана Михайловская.
Пока под вопросом остаётся алгоритм выплаты вышеназванными новыми категориями налогоплательщиков единого соцвзноса — опрошенные Фокусом эксперты не нашли упоминания об этом в тексте обнародованного документа. “В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что такие лица получат возможность самостоятельно определять базу начисления ЕСВ. Вместе с тем проект пока не предусматривает внесения изменений в закон о едином социальном взносе”, — отмечает Оксана Кобзар. Так как проект продолжает обсуждаться и дорабатываться, этот момент, по всей видимости, вскоре будет урегулирован.
Ещё один бонус для МСБ — налоговые каникулы до 2021 года. Благодаря им существующие и созданные с нуля предприятия с годовым доходом не выше 3 млн грн и не более чем 20-ю штатными работниками, которым начислена зарплата не ниже двух минимальных (с декабря 2016 года — 3,1 тыс. грн) получат возможность применения нулевой ставки налога на прибыль. Опрошенные Фокусом специалисты в целом приветствуют подобную инициативу, но не исключают, что эффект от неё может быть двояким. “Налоговые каникулы заметно повысят предпринимательскую активность. С начала 2017 года можно ожидать существенного увеличения количества вновь созданных предприятий. Но они могут функционировать в условиях налоговых каникул, а к их окончанию прекратить свою деятельность”, — анализирует возможные негативные последствия этого нововведения адвокат, управляющий партнёр АО “Вдовичен и партнёры” Олег Вдовичен.
Против тени по-новому
В проекте изменений к Налоговому кодексу ставки НДФЛ и ЕСВ, которые создают налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, остаются на прежнем уровне 18% и 22% соответственно. В 2016 году ЕСВ был снижен вдвое. Власть решилась пойти на такие меры ради выведения зарплат из тени. Надежды оказались ненапрасными — по данным налоговиков, сборы ЕСВ в сравнении с прошлым годом при двукратном снижении ставки просели только на треть. С другой стороны, позитивную тенденцию отражает опрос кадрового портала hh.ua. Если в 2014 году белую зарплату получали около трети (38%) офисных сотрудников — участников опроса, то в 2016-м их число достигло почти половины (48%). Однако уровень налоговой нагрузки на зарплату всё ещё остаётся достаточно высоким для многих предпринимателей.
Исходя из проекта изменений к Налоговому кодексу, теперь власть рассчитывает без снижения ставок налогов усилить эффект детенизации за счёт других стимулов. “Введение ставки НДФЛ в 10% от минимальной зарплаты для лиц, ведущих индивидуальную деятельность, направлено на их вывод из тени: без особых административных усилий они смогут честно отчитываться перед государством и платить небольшую фиксированную сумму налога”, — оценивает перспективы юрист ЮФ “Василь Кисиль и Партнёры” Татьяна Бережная.
Выигрыш от детенизации должны получить как предприниматели, так и экономика. “Такие изменения обеспечат для государства получение, пусть даже минимальных, налогов для госбюджета. Детенизация индивидуальной деятельности увеличит официальную занятость и ВВП. А для людей, занятых в такой сфере, новшества позволят получить официальный статус и обеспечат возможность заключать со своими клиентами официальные договоры, гарантирующие и защищающие их интересы”, — объясняет действие механизма адвокат, партнёр ЮФ “КПД Консалтинг” Виталий Пацюк.
Вместе с тем собеседник Фокуса указывает на риски, которые могут исказить ожидаемый позитивный результат. В их числе сохранение прежнего сложного порядка снятия с учёта после прекращения деятельности, что может отпугнуть предпринимателей от регистрации, а также сложности, которые создают санитарные, пожарные и другие службы, предъявляя требования к местам оказания отельных видов услуг (маникюр, педикюр, косметология, ремонт автомобилей и т. п). “Изменения вряд ли приведут к тотальной детенизации в этих сферах. Но новыми нормами смогут воспользоваться уже существующие салоны красоты и станции техобслуживания, переведя своих работников в статус субъектов индивидуальной деятельности, которые арендуют у них площади”, — предупреждает Виталий Пацюк.
Негативную роль в реализации намеченных планов также может сыграть ментальность самозанятых украинцев. “Неуплата каких-либо налогов огромным количеством мелких торговцев, репетиторов и других лиц, которые ведут индивидуальную деятельность в понимании законопроекта Минфина, давно стала обыденным явлением. Следовательно, введение налогообложения такой деятельности вряд ли всколыхнёт активность этих граждан”, — отмечает Олег Вдовичен. Чтобы мотивировать людей, которые не платили никаких налогов, отдавать государству пусть даже незначительную сумму, власти придётся организовать серьёзную информационную кампанию и донести до понимания широких масс преимущества от легализации индивидуальной деятельности. Но удачными, запоминающимися и эффективными информационными кампаниями государство пока похвастаться не может.
Самозанятые парикмахеры, автослесари и няни — не единственный источник детенизации. По мнению Вдовичена, налоговые каникулы для предприятий, предоставление которых связано напрямую с уровнем вознаграждения персонала, может частично вывести зарплаты из тени, так как повышение оклада или официальной его части до необходимого уровня станет выгодным. По всей видимости, многие работодатели предпочтут обойтись полумерами и попросту перераспределят соотношение белой и чёрной части вознаграждения в пользу белой. Вместе с тем, по мнению Оксаны Кобзар, большому бизнесу будет сложно использовать кампании с каникулами для налоговой оптимизации из-за ограничений по объёмам дохода и видам деятельности. Как отмечает собеседница Фокуса, льготникам не разрешат оптовую торговлю, юридические услуги и услуги по ведению бухучета и внешнеэкономическую деятельность кроме как в сфере информатизации.
Мария Бабенко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас