Бюджет-2017: есть ли надежда на экономическое развитие? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет-2017: есть ли надежда на экономическое развитие?

Казна и Политика
945
Впервые за последние годы проект бюджета представлен в сроки, которые предусмотрены Бюджетным кодексом. Это создает условия для широкого обсуждения и, как следствие, качественной обработки этого документа. В предыдущие годы такой возможности у экспертной среды не было: бюджеты подавались и принимались поспешно в угоду политической конъюнктуры.
Какой документ мы получили от Кабинета министров Владимира Гройсмана? Насколько он соответствует потребностям экономики, реалиям и ожиданиям украинцев? Насколько он сбалансирован?
1. Документ подготовлен в рамках старой экономической модели, ведет к низким темпам роста и сохранению ряда рисков.
2. Уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет составит около 34%. Это больше, чем в предыдущие годы. Поэтому увеличивается роль государства в экономике, а также это может свидетельствовать о вероятности усиления фискальной нагрузки на экономику.
В то же время доходную часть госбюджета-2017 планируется увеличить на 17,3%, если сравнивать с утвержденным на 2016.
3. Планируемое увеличение ожидаемых поступлений в бюджет ориентируется на пассивную экономическую модель. Для нее характерен рост доли косвенных налогов, которые зависят от оборотов и ценовых (курсовых) параметров, а не показателей качества экономики.
Так, косвенные налоги (акцизы, НДС, пошлина) составят 58,9% поступлений бюджета. Ожидания их роста на 33,8% (акцизы) и 21,2% (НДС) четко коррелирует с прогнозами инфляции и девальвации гривны. Ассоциированные с импортом косвенные налоги составят по замыслу чиновников 37,5% всего объема поступлений в бюджет. А значит значительная часть поступлений будет чувствительной к курсовым колебаниям.
Сохраняется рискованная практика заинтересованности фискальных органов в росте импорта. Ведь это существенно «выгоднее» для бюджетных поступлений, чем рост собственного производства, а особенно экспорта (из-за уменьшения сальдо НДС). При этом довольно обоснованным является ожидание от роста поступлений по НДС с импорта на 16,4%. Это напрямую связано с увеличением давления на таможенное направление ГФС со стороны правительства и применением новых мер контроля. Однако рост внутреннего НДС на 33,8% может быть, например, связан с борьбой с конвертационными центрами, поскольку динамика внутреннего оборота так существенно увеличиваться не будет. При этом такая борьба вполне могла бы быть проведена уже в этом году.
4. В увеличение прогнозных поступлений от налога на прибыль предприятий на 22,2%, на наш взгляд, обоснованно закладывается риск его недовыполнения. Кроме того, может стать проблемой попытка фискальных органов «рекомендовать» субъектам хозяйствования платить его вперед.
5. Поступления от приватизации планируются на уровне 17,1 млрд грн. Как известно, Украина «хронически» недовыполняет эти показатели. В частности, в этом году из 17,1 млрд грн запланированных поступлений от приватизации, реальные поступления составили за 7 месяцев только 58,8 млн грн. В прошлом году – соответственно 17 млрд грн и 151,5 млн грн, в 2014 году – 17 млрд грн и 0,5 млрд грн, в 2013 году – 10,9 млрд грн и 1,5 млрд грн, таким образом можно прогнозировать низкую вероятность ожидаемого размера приватизационных поступлений.
6. Бюджет ориентируется на постепенное снижение долговой нагрузки на экономику. Чиновники ожидают привлечь за счет заимствований 174,8 млрд гривен. Общая сумма обслуживания и погашения внешнего долга составит 240,9 млрд гривен. Между тем, в структуре заимствований увеличивается доля внутренних заимствований. Предусмотрено право правительства увеличивать объемы заимствований.
Таким образом, существует риск продолжения изъятия ощутимой доли потенциального кредитного ресурса коммерческих банков на кредитование правительства. В условиях низкой платежеспособности заемщиков это может быть оправданной вынужденной мерой. Однако ориентация на ускорение экономического роста потребует постепенного снижения этой составляющей финансирования бюджета. (Для сравнения: плановые внутренние заимствования 2017 – 103,9 млрд грн, объем банковских кредитов, предоставленных корпоративному сектору экономки, по состоянию на июль 2016 – 800,4 млрд грн, суммарный объем расходов государственного бюджета, предусмотренный в 2017 на экономическую деятельность – 54,4 млрд грн) Учитывая существующие риски недопоступлений от приватизации и их замещения государственными заимствованиями, возможны сверхплановые выпуски ОВГЗ для капитализации банков и кредитования Фонда гарантирования физических лиц. Таким образом, объемы государственных заимствований и, соответственно, государственного долга, могут быть значительно больше плановых.
7. Доля расходов на экономическую деятельность в представленном проекте бюджета составляет лишь 6,9%. Общегосударственные функции и расходы на социальную защиту в 2017 году будут, как и в предыдущие годы, оставаться лидерами государственного финансирования (18% и 21,4% ). Но увеличение расходов на общегосударственные функции может ошибочно восприниматься как значительное подорожание содержания государственного аппарата. На самом деле почти 78% расходов по этому направлению приходится на обслуживание долга.
8. Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение, образование, здравоохранение и с учетом отдельных межбюджетных трансфертов в этих сферах составят более 50% государственного бюджета. То есть, на первый взгляд, мы имеем социально ориентированный бюджет. Однако анализ расходов прошлых лет и планов свидетельствует о неэффективной государственной политике в сфере человеческого развития. Наибольший объем средств выделяется по бюджетным программам: на пенсионное обеспечение (156,2 млрд грн), на выплату субсидий населению на оплату ЖКХ (53,1 млрд грн), на социальные выплаты малообеспеченным и людям с инвалидностью (53,9 млрд грн). Соответственно, ограниченным в сводном бюджете оказался прирост расходов на финансирование образования (+ 7,9%) и здравоохранения (+ 8,2%), что практически равно показателю инфляции.
9. Средства от реализации конфискованного имущества, приобретенного коррупционными действиями, планируется направить на достаточно важные направления: обороноспособности и безопасности государства, поддержки оборонно-промышленного комплекса (блиько 3 млрд гривен), фонд регионального развития (5 млрд гривен) и формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин (1 млрд гривен), финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей – 1,5 млрд гривен.
Однако, учитывая опыт предыдущих лет, как и в случае с приватизационными поступлениями, рассчитывать на то, чего фактически не существует (отдельный закон) – бесполезно. К примеру, за 7 месяцев этого года получено в государственный бюджет только 78,4 тыс. гривен конфискованных средств и средств от реализации конфискованного имущества из запланированных 7,7 млрд гривен. Итак, учитывая практику значительного недополучения средств по этой статье доходов бюджета вполне вероятно, что в 2017 году не будут вообще профинансированы такие важные направления.
10. Проект бюджета не содержит положительных сдвигов по укреплению финансовой базы местного самоуправления. По прогнозу, собственные доходы местных бюджетов должны увеличиться примерно на 18% (27 млрд грн). При этом межбюджетные трансферты вырастут на 41 млрд грн (21,0%).
ВЫВОД
Таким образом, проект бюджета-2017 может быть охарактеризован как разработанный на основе признания депрессивности экономики. Правительство декларирует попытки применения бюджетных рычагов экономического оживления. Однако они являются весьма неуверенными и уже в значительной степени зависимыми от состояния экономической конъюнктуры. Очевидная тупиковость постоянно растущего дотационного финансирования Пенсионного фонда акцентирует внимание на необходимости возвращения к вопросу пенсионной реформы и постепенного построения многоуровневой пенсионной системы.
Растущие объемы расходов на выплату субсидий населению на оплату ЖКХ требует перехода к стратегическому решению этой проблемы: началу специальных программ энергоэффективности и модернизации жилья, а также усилению внимания к проектам энергоэффективности в производстве и транспортировке энергии. Однако, чтобы эти программы эффективно заработали через Фонд энергоэффективности (средства для формирования которого предлагаются бюджетом 2017), необходимо, как минимум, сформировать необходимую нормативную базу еще в текущем году.
Следует также учитывать риски, связанные со смещением задач по финансированию сфер образования и здравоохранения на местном уровне. Недостаточный уровень квалифицированности, нестратегические подходы территориальных громад, влияние региональных лоббистов могут привести в таких условиях к ухудшению эффективности расходования средств и качества предоставления соответствующих услуг.
В то же время, обеспечение качественного и конструктивного сотрудничества правительства и парламента при подготовке проекта бюджета-2017 до первого и второго чтений может дать возможность учесть в нем необходимые дополнительные инструменты для стимулирования развития.
Ярослав Жалило, Антонина Дешко, Марианна Онуфрик
Институт общественно-экономических Исследований
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас