Начать с нуля: как эволюционирует кампания по всеобщему декларированию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Начать с нуля: как эволюционирует кампания по всеобщему декларированию

Личные финансы
614
Кампания по деофшоризации, которую Кабинет министров, Администрация президента и парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики развернули еще в начале лета, должна была стать отличным поводом для властей принудительно обнажить скрытые доходы и активы украинцев.
Наряду с внедрением в налоговое законодательство требований плана BEPS (меры по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, в окончательном виде одобренные в 2015 году странами «Большой двадцатки». – Ред.) законодатели лоббировали проведение всеобщего нулевого декларирования, а также право использовать непрямые методы контроля доходов и затрат. Forbes.Украина готовил материал, посвященный этому процессу, для июльского номера журнала. С тех пор большинство новаций так и остались на бумаге, налоговая реформа забуксовала, однако данная тема сохраняет свою актуальность как для бизнеса, так и для отечественного политикума.
«Приняли концепцию, вычитываем проекты законов, которые постоянно отправляются рабочей группе. Как по применению правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и других шагов, которые предлагает план BEPS, так и по нормам одноразового декларирования и валютной либерализации», – еще в июне сообщила Forbes Нина Южанина, глава профильного комитета и руководитель рабочей группы по вопросам деофшоризации.
Механизм нулевого декларирования (иногда его также называют налоговой амнистией) уже не раз обкатывался в других государствах: США, Германии, Италии, Латвии. Теперь очередь дошла и до Украины. Но в последний момент инициативы по деофшоризации «спустили» на тормоза и до летних каникул депутаты проголосовать за соответствующие законопроекты не успели.
Тем не менее, на прошлой неделе в стенах парламента вновь заговорили о том, что без массового декларирования – не обойтись, так как именно от него зависит успешность новой налоговой реформы.
Бремя роскошной жизни
Первый этап декларирования в нашей стране был запланирован на IV квартал 2016 года. Но для этого необходимые законодательные изменения парламенту следовало принять не позже июня, чего не произошло. И даже если Верховная Рада рассмотрит вопрос декларирования в ближайшие месяцы, раньше 2017 года его провести все равно не смогут.
Суть декларирования заключается в том, что налогоплательщикам-физлицам предложат подать разовую декларацию об имущественном состоянии и доходах, где нужно будет указать данные о наличных сбережениях и средствах на счетах, о банковских металлах и валютных ценностях, о движимом и недвижимом имуществе, а также о прочих активах (долях в бизнесе, ценных бумагах и т.д.), находящихся как в Украине, так и за ее пределами.
По итогам декларирования с ранее утаенных сбережений и активов необходимо будет уплатить подоходный налог. Изначально предполагалось, что ставка амнистирования составит 5% для украинских активов и 10% для зарубежных. Однако затем разработчики изменений в Налоговый кодекс сошлись на единой ставке в размере 5%.
Взамен налогоплательщиков обещают избавить от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства, а также от требования раскрывать источники получения тех или иных доходов. Кроме того, представители фискальной службы готовы отказаться от проверок тех, кто участвовал в декларировании.
В случае неподачи декларации считается, что недвижимость и транспортные средства, которыми владеет налогоплательщик, зарегистрированы в соответствии с требованиями законодательства. А сумма принадлежащих ему наличных денежных ресурсов не превышает эквивалента 750 минимальных зарплат по состоянию на 1 января 2016 года (около 1,03 млн гривен). Правда, в профильном комитете уже ведется дискуссия о том, чтобы снизить эту «планку» до 150 000 грн.
Ни шага в сторону
Следующий этап – применение механизма косвенного контроля доходов и затрат, который предлагало узаконить еще в 2002 году правительство Анатолия Кинаха. Налоговики смогут отслеживать практически все финансовые потоки граждан на основе исчерпывающей базы сравнения. В ее основу лягут все задекларированные доходы и активы с одной стороны, и траты налогоплательщика – с другой.
В случае если разница между издержками и доходами превышает 10 минимальных зарплат (на данный момент это 14 500 гривен), фискальные органы имеют право запросить подтверждение происхождения тех ресурсов, за счет которых совершена покупка. «В противном случае будет проведена документальная проверка и на выявленную разницу между доходами и расходами начислен подоходный налог по ставке 18%», – отмечает Наталья Ульянова, партнер юридической фирмы ICF Legal Service.
Кроме того, к плательщику будут применяться штрафные санкции на основании п. 123.1 Налогового кодекса. Согласно ему, придется уплатить 25% от суммы доначисленных обязательств, если нарушение выявлено впервые, и 50% – при повторном нарушении.
Зарядка для хвоста
Изначально предполагалось, что непрямые методы будут распространяться лишь на лиц, подпадающих под действие закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Это депутаты, госслужащие и должностные лица разных рангов, судьи, работники Генпрокуратуры и СБУ, НАБУ и национальной полиции, лица, оказывающие публичные услуги. Однако впоследствии законодатели предложили применять косвенный контроль ко всем налогоплательщикам.
«Когда обычные граждане рьяно выступали за дополнительное налогообложение капиталов, выведенных чиновниками, они не всегда понимали, что все эти меры обернутся для них же контролем их собственных расходов и зарубежных активов», – комментирует Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
В итоге проект о нулевом декларировании стал предметом ожесточенной борьбы. Дошло до того, что в Верховной раде был зарегистрирован альтернативный законопроект №4713 о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода. Его инициатором выступил депутат от Блока Петра Порошенко, заместитель профильного комитета по налогам и таможенной политике Николай Фролов. «Появление этого документа доказывает, что даже в рамках одного комитета нет согласованной позиции», – считает Юлия Дроговоз.
Фролов предлагает амнистированные доходы и активы облагать по ставке 3 и 6%. Кроме недвижимости, долей в бизнесе и прав интеллектуальной собственности, для которых предусмотрена ставка 0%. В то же время с выявленной разницы между доходами и расходами будет взиматься не 18% НДФЛ, а 30%.
Шире круг
Успешность реализации самой идеи нулевого декларирования и непрямого контроля вызывает сомнения. «Существует высокая вероятность, что с помощью декларирования будут легализованы доходы и активы, которые были получены, скажем так, не совсем честным путем», – полагает Ульянова. Лазейку для этого хотят дать сами законодатели, которые предлагают запретить фискальным органам интересоваться происхождением амнистированного капитала.
Еще одна сложность состоит в том, что у налоговиков отсутствует эффективный инструментарий отслеживания и доходов, и расходов. Так, на данный момент идет речь о том, что ГФС в обязательном порядке будет получать информацию о покупках, стоимость которых превышает предельную сумму расчетов наличными, установленную Национальным банком Украины (150 000 гривен). Соответственно, многое останется вне поля зрения фискальных органов. Как минимум до момента, пока НБУ не ужесточит требования к кеш-операциям.
Учитывая проблемы и перекосы в администрировании налогов, без реформы ГФС и налоговой реформы в принципе амнистия может превратиться в репрессии против налогоплательщиков, которые выльются в проверки и необоснованные санкции. Вместе с тем вряд ли стоит опасаться, что нулевое декларирование затронет всех.
«Теоретически целью фискальных органов может стать около 5–6% населения страны с высоким доходом и/или сбережениями (кроме учтенных в реестрах недвижимости, авто и т. д.). Плюс к ним можно добавить субъектов, активно пользующихся офшорными компаниями. Хотя таких плательщиков, скорее всего, будет менее 1%. Если же принять во внимание, что часть доходов уже задекларирована, круг поисков еще сужается», – рассуждает Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно‑аналитического центра Forex Club в Украине.
И все же, обязательное декларирование рано или поздно станет реальностью. По словам Южаниной, это необходимое условие не только для полноценной налоговой реформы, но и для деофшоризации (хотя «офшорный вопрос» вновь отложили в долгий ящик – прим.ред.). «Нам нужно провести черту, с которой мы начинаем контролировать и учитывать», – отмечает глава комитета.
Павел Харламов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас