Обочина мирового автопрома. Кто не пустил Ford, Toyota, BMW в Украину — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Обочина мирового автопрома. Кто не пустил Ford, Toyota, BMW в Украину

Технологии&Авто
7844
В Европе насчитывается более 200 автомобилестроительных заводов мировых производителей. На территории Украины – ни одного из них. Компании с мировым именем так и не рискнули начать производство в Украине. Хотя эксперты уверяют: таки интересовались. Среди тех, кто присматривался, такие гиганты, как Ford, Toyota, BMW и General Motors.
Но в 90-е «зайти» в Украину не получилось из-за бюрократии и коррупции. Сейчас же представители многих компаний уверяют: Украина для них неинтересна, они уже построили производственные площадки в других местах. Поэтому шанс стать автосборочным хабом для Европы потерян.
Почему не пришли мировые производители
Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко вспоминает, что одними из первых, кто в 1990-е проявил интерес к Украине, стали американцы. «Возможность строительства заводов у нас рассматривали два американских концерна: Ford и General Motors», – отмечает Назаренко. По его словам, Ford и GM практически не требовали для себя никаких преференций. Единственное условие, которое они ставили перед украинским правительством, – отмена 10-процентной экспортной пошлины на автомобили.
Примерно на тех же условиях хотели работать в Украине и некоторые другие гиганты автомобильного мира. Среди них участники рынка называют Toyota, Volkswawgen и BMW. Но договориться с украинскими чиновниками не получилось. Почему? Ответа на этот вопрос нет. Многие эксперты предполагают, что компании так и не смогли найти общий язык с тогдашним премьер-министром Павлом Лазаренко.
В конце концов все автозаводы Украины оказались в руках местных бизнесменов. Главными автомобильными лоббистами стали Тариэл Васадзе, владелец Запорожского автозавода, и представители «Богдана», которым долго владел Петр Порошенко. Сейчас же корпорацией заправляет давний бизнес-партнер президента, а теперь заместитель главы СНБО Олег Гладковский (экс-Свинарчук).
Практически все годы независимости Украины суть политики автомобильного лобби заключалась в попытках ограничить импорт на украинский авторынок. Закончилось это тем, что страна осталась и без отечественного автопрома, и без западных инвесторов. Фактически сегодня в строю только одно отечественное предприятие – «Еврокар», который собирает автомобили Skoda в Закарпатье.
Иная ситуация у наших соседей, которые больше прислушивались к пожеланиям автопроизводителей. Например, в России за последние 25 лет международными компаниями было открыто более 20 производственных площадок. В Венгрии свои заводы имеют Volkswagen, Suzuki и Mercedes. Последний в этом году сообщил, что собирается инвестировать в производство в стране еще около 1 млрд евро. Недавно польское издание Wyborcza подсчитала: ежегодно на экспорте автомобилей Венгрия зарабатывает около 20 млрд евро.
Кстати, в самой Польше, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), после развала Советского союза мировые компании построили 13 автостроительных предприятий. И от экспорта машин поляки имеют доход не меньше, чем венгры.
Перспективы прихода инвесторов
Все ли потеряно для автомобильной промышленности Украины? Или могут еще прийти в страну известные автомобильные производители? Чтобы ответить на эти вопросы, «Главком» обратился в пресс-службы самых известных автомобильных компаний. Ответы оказались неутешительными.
К примеру, в офисе Honda объяснили: Украина неинтересна из-за низких продаж в стране. «Чтобы нам было интересно локальное производство, продажи должны быть значительно выше», – отметила госпожа Мисато Фукусима, пресс-секретарь Honda Motor.
Такой же позиции придерживаются и в концерне Daimler, которому принадлежит Mercedes-Benz. «Для нас Украина – небольшой рынок в контексте глобальных продаж. Поэтому производство автомобилей в этой стране для нас неактуально», – прокомментировала София Штаубер из пресс-службы Daimler.
Конечно, компании могли бы собирать автомобили не только для Украины, а также продавать их на экспорт. Например, в Европейском союзе. Однако в Европе у производителей уже достаточно заводов. И это вторая причина, по которой они не смотрят в нашу сторону. «У нас уже есть два завода в Европе – в Швеции и Бельгии», – так ответил на вопрос, интересна ли вам Украина в плане производства авто, Стефан Эльфстрьом, пресс-секретарь Volvo Corporation.
Не нуждается в новых площадках и компания Audi, которая входит в группу Volkswagen. «У нас есть заводы в Германии, Венгрии и Бельгии», – пояснил спикер Audi Йоахим Кордсхаген.
Действительно, у автопроизводителей хватает заводов в Европе. И карта ниже наглядно это показывает.
Обочина мирового автопрома. Кто не пустил Ford, Toyota, BMW в Украину
Данные: Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA)
Виталий Ермаков
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас