Европейский «локомотив» на российском газе: Северный поток 2 и его команда (часть вторая) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европейский «локомотив» на российском газе: Северный поток 2 и его команда (часть вторая)

Энергетика
976
Как уже было написано в первой части материала “Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?”, в 2015 г. Германия – локомотив экономики ЕС – увеличила зависимость от российского газа до 55%. Появились угрозы усиления энергетической зависимости всей Европы, реализация которых становится возможной благодаря новому газопроводу «Северный поток 2».
Еще один газопровод через Балтийское море для поставок российского газа «Северный поток 2» (СП-2) в сочетании с Южным/Турецким/Греческим/Болгарским потоком, возможно, «Европейским» или на худой конец «Черноморским» потоком, т.е. газопроводом для транспортировки российского газа через Черное море – уничтожат энергетическую независимость ЕС, и поэтому представляют реальную угрозу и требуют полного блокирования.
СП-2 возможно реализовать благодаря технологической простоте (глубина укладки труб 200 м в сравнении с «Южным/Турецким потоком» 2 500 м), а также значительной поддержке партнеров.
Проект, который был инициирован 4 сентября 2015 г., т.е. всего лишь за год своего существования, вызвал резонанс в Европе. Большинство стран выступили резко «против», однако не смотря на это проект реализуется согласно планам «Газпрома», в рамках графика лишь с небольшой задержкой. Подобный ход реализации стал возможен лишь благодаря поддержке полутора десятков компаний Германии и других стран Европы, частично или полностью принадлежащих «Газпрому».
В 2015 г. для реализации проекта была создана компания «New European Pipeline AG» (позже перерегистрирована в Nord Stream 2 AG). В состав акционеров вошли: «Газпром» — 50%, «E.ON» (Uniper), «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV», «ENGIE» (экс- GDF-Suez) — по 10 %.
«Газпрому» удалось вовлечь в проект новых участников: немецкую Uniper (экс- E.ON), французскую ENGIE (экс – GDF Suez), международную Royal Dutch Shell, – рассчитывающих на объемы газа, а также не составило труда привлечь преданных и проверенных партнеров – Wintershall, и OMV, рассчитывающих на нечто большее чем газ – формирование цен в ЕС и распределение потоков.
Кстати, по поводу OMV. За полтора десятка лет «Газпром» сумел найти подход к одному из своих ярых конкурентов. Компания OMV была оператором проевропейского проекта «Набукко», конкурирующего с газопроводами РФ, а теперь является партнером №1 антиевропейского проекта СП-2.
Европейский «локомотив» на российском газе: Северный поток 2 и его команда (часть вторая)
Партнеры «Газпрома» в Европе: программа «Газ в обмен на независимость ЕС»
В 2015 г. был завершен обмен стратегическими активами компаний «Газпром» и Wintershall (Германия), который сейчас позволяет РФ контролировать не менее 1/3 газового рынка Германии и основные маршруты дальнейшей транспортировки российского газа через страну.
Уже согласован обмен стратегическими активами с компанией OMV (ведущая нефтегазовая компания Австрии, одна из крупнейших в Европе), который представляет собой еще большие угрозы дальнейшей ценовой дискриминации и искажения конъюнктуры сформированного европейского спотового рынка, но в то же время вполне объясняет перспективы развития в настоящее время малоликвидного хаба «Баумгартен» (OMV владеет 65%). Решением высшего руководства РФ хаб «Баумгартен» – определен конечной точкой СП-2, а обе компании являются гиперактивными акционерами проекта.
Несмотря на противостояние реализации СП-2 большинства стран Восточной Европы в различных формах (инициированный НАК «Нафтогаз Украины» менее чем через месяц после анонса создания СП-2) «Газпром» продолжает отчитываться о дальнейшем беспрепятственном продвижении проекта.
При этом в августе 2016 г. антимонопольный регулятор Польши признал деятельность Nord stream 2 AG (совместное предприятие, оператор СП-2) такой, которая ограничивает конкурентоспособность.
Это в свою очередь несколько ограничивает возможности акционеров в реализации проекта в первоначальном формате. В то же время Wintershall и другие акционеры уже ищут альтернативные формы и юридические рычаги реализации проекта в обновленном формате.
Проект СП-2 разделил Европу. Среди сторонников – крупнейшие энергетические концерны стран ЕС и некоторые гоструктуры Германии, правда, с оговорками. СП-2 коммерчески выгодный только для нескольких групп, где «Газпром» занимает ключевые позиции в сфере:
  • импорта, поставок, торговли и дистрибуции газа (100% Газпром): компании WINGAS, WIEH, WIEE и их дочерние предприятия с общим объемом поставок более 25 млрд куб.м/год;
  • хранение газа на территории ЕС (100% Газпром): GAZPROM Germania Group, Astora GmbH & Co. KG (ПХГ Jemgum 0,9 млрд куб.м, Rehden 4,4 млрд куб.м) общие мощности хранения более 6 млрд куб.м/год или 25% ПХГ Германии и 10,5 млрд куб.м в Европе;
  • хранение газа на территории ЕС (доля Газпрома менее 100%): Erdgasspeicher Peissen GmbH (50% VGN, 50% Газпром), ПХГ Katharina, мощность 0,6 млрд.куб.м (строится) Bunde-Etzel-Pipelinegesellschaft GmbH & Co. KG (BP, DONG Energy, EDF, EnBW, Газпром, OMV, E.ON) и Etzel-Kavernenbetriebsgesellschaft GmbH & Co. KG (BP, DONG Energy, Gazprom), ПХГ Etzel мощность 1 млрд куб.м;
  • добыча газа: Wintershall Noordzee B.V. (50% Газпром) – добыча в Северном море;
  • транспортировка газа: Nord Stream AG (51% Газпром, 15,5% Wintershall, 33,5% другие), WIGA Transport Beteiligungs-GmbH & Co. KG (50,02% Wintershall, 49,98% Газпром), в т.ч. дочерние предприятия: OPAL Gastransport GmbH & Co. KG (80% WIGA, 20% E.ON), NEL Gastransport GmbH. (51% WIGA, 25% Gasunie, 24% Fluxys), GASCADE Gastransport GmbH (100% WIGA in MIDAL, Jagal, Stegal, Wedal – газопроводы для транспортировки газа через Германию в страны Центральной, Западной и Южной Европы). Общая длина 3,8 тыс. км, мощность 170 млрд куб.м/год, фактический объем около 80 млрд куб.м/год.
А также созданная Gazprom Marketing and Trading в августе 2016 г. Gazprom NGV Europe, 100% дочерняя компания Gazprom Germania GmbH, которая выделена для деятельности в области торговли сжатым природным газом.
Федеральное сетевое агентство Германии решением от 20 мая 2014 г. потребовало прекратить деятельность Gazprom Germania GmbH по торговле сжатым природным газом на автозаправочных станциях. Бизнес был выделен в отдельное предприятие, как бы для выполнения энергетического законодательства ЕС (разделение торговли и транспортировки).
В управление Gazprom NGV Europe переданы 50 газозаправочных станций в Германии, еще 10 газовых заправок уже построены в Чехии и Польше. Gazprom Marketing and Trading является дочерней структурой Gazprom Germania GmbH, которая, в свою очередь, входит в “Газпром экспорт”. Уве Йоханн (Uwe Johann) из Gazprom Marketing and Trading Ltd назначен управляющим директором новой компании.
Это далеко не все. В Европе под видом «европейских» работает еще и несколько десятков компаний-посредников, навязывающий российский газ и европейским покупателям.
Что примечательно, в разное время немецко-российскими проектами в сфере поставок российского газа опекались знаменитые немцы:
Ранье Зеле (Rainer Seele) – с 1.07.2015 руководитель компании OMV (в прошлом с 2009-2015 гг. руководитель Wintershall), который слил немецкие активы Wintershall, а теперь готовит подобную сделку с активами австрийской OMV;
Герхард Шредер (Gerhard Fritz Kurt Schröder) – председатель правления оператора СП Nord Stream AG (экс – канцлер ФРГ);
Матиас Варнинг (Matthias Warnig) – директор Nord Stream AG (Министерство госбезопасности);
Хенинг Вошерау (Henning Voscherau) – руководитель оператора «Южный поток» (South Stream Transport);
Марсел Крамер (Marcel Kramer) – председатель правления «Южный поток» (South Stream Transport)
Подобная поддержка немецко-российских проектов на высшем уровне едва ли свидетельствует об удовлетворении лишь коммерческих интересов нескольких компаний.
Наиболее активным и известным сторонником и лоббистом интересов РФ в Европе является и нынешний руководитель компании OMV Р.Зеле, возглавлявший Wintershall во время обмена активами с «Газпромом». Эта австрийская компания – один из важных рынков с амбициями стать маркет-мейкером на европейском спотовом газовом рынке.
СП-2 и связка компаний «Газпром» (с немецким транспортными и трейдинговыми активами) и OMV с ее хабом в Баумгартене выглядит логичной. В таком случае: газ становится обычным товаром, который на эксклюзивных условиях и безальтернативно будет транспортироваться через Германию с максимальным задействованием активов «Газпром» в этой стране, вследствие чего действительно наполнит немецкий бюджет, что может свидетельствовать о коммерческой стороне проекта.
В то же время задачей хаба в Баумгартене будет повышение стоимости российского ресурса на европейской площадке. В результате ожидаемо, что стоимость российского газа вполне логично взлетит до прежних уровней, а объемы российского газа, преимущественно сконцентрированные на хабе, обусловят ценовой перекос маркеров на европейском спотовом газовом рынке.
Согласованное «Газпромом» и OMV решение об обмене стратегическими активами представляет угрозу энергетической безопасности других стран ЕС из-за возможного «слива» в пользу РФ активов, принадлежащих OMV в компаниях CEGH (хаб Баумгартен, Австрия), Net4gas (оператор ГТС Чехии), Petrom (ведущий добытчик нефти и газа в Румынии).
Среди акционеров «Северного потока-2»: «Газпром» немецкая Wintershall/BASF, немецкая Uniper (экс – E.ON), французский ENGIE (экс-GDF Suez), австрийская OMV и международная Royal Dutch Shell.
Решение Антимонопольного органа Польши, в соответствии с которым выявлено несоответствие проекта СП-2 антимонопольному законодательству, привело к тому, что европейские компании объявили о возможности их выхода из числа акционеров проекта. Согласно имеющейся информации, «Газпром» ведет активные переговоры с целью удержать европейские компании в статусе акционеров, а Wintershall ищет новые форматы для реализации проекта.
Стоит сказать, что сохранение маршрута транспортировки через территорию Украины имеет стратегическое значение и соответствует интересам ЕС в целом, а также является важным элементом укрепления стабильности в восточноевропейском регионе.
СП-2: что же он на самом деле?
Среди оппонентов СП-2: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Венгрия, а также Италия, США. Есть страны, которые в силу наличия долгосрочных контрактов с РФ не готовы идти на конфронтацию, т.к. им уже обещаны транзит и лавры газовых хабов.
За прошедший год «Газпром» уже несколько раз тестировал готовность европейских компаний, полностью переключиться на газ, поставляемый из СП и СП-2 в будущем. Пока что критическую массу (портфель контрактов) не удается собрать.
Первый аукцион «Газпром экспорт» провел в сентябре 2015 г., продав более 1,2 миллиарда кубометров газа с поставкой по СП. Второй аукцион состоялся в марте 2016 г., на нем было продано 420 млн куб.м с поставкой в страны Балтии.
31 августа – 2 сентября 2016 г. «Газпром экспорт» проводил аукцион по продаже российского природного газа с поставкой в течение зимнего периода 2016-2017 года.
По итогам первых двух дней торгов спрос составил 1 млрд куб.м, по предварительным данным «Газпром» получил заявки от 41 потенциального покупателя в рамках текущего газового аукциона.
Ранее, в июне 2016 г. глава «Газпрома» А.Миллер сообщил, что компания планирует продать в рамках нового газового аукциона 3-4 млрд куб.м. По факту по результатам аукциона будут заключены контракты с 11 контрагентами на общий объем около 2 млрд куб.м газа.
Руководство «Газпром экспорта» видит, что средняя экспортная цена на газ в Европе в 2016 г. ожидается на уровне $165-170/тыс. куб.м на основе текущих цен на нефть. Цены на российский газ могут составить $163-170/тыс. куб.м к концу декабря.
Угрозы СП-2 для Украины
Отмечу, что сохранение маршрута транспортировки через территорию Украины имеет стратегическое значение и соответствует интересам ЕС в целом, а также является важным элементом укрепления стабильности в восточноевропейском регионе.
Угрозы СП-2 для Украины:
  • снижение объемов транзита газа через Украину до 10-15 млрд куб.м/год, с нынешнего уровня 67 млрд куб.м. Уже анонсирован вывод соответствующих мощностей (газопроводов) из эксплуатации на территории РФ;
  • нивелирование значения Украины как крупнейшего надежного транзитера российского;
  • дискредитация Украины в глазах мировой общественности и дальнейшее создание нераздельно контролируемых маршрутов поставок российского газа;
  • возможность «Газпрома» влиять на поставки реверсного газа из Европы в Украину с помощью скупки объемов, мощностей, задействование аффилированных компаний и в итоге ценового паритета с целью склонить Украину к закупке газа на границе РФ-Украина и возврату к политической цене на газ или безальтернативной закупке на хабе Баумгартен, по далеко не рыночной цене;
  • снижение загрузки и работоспособности ГТС и ПСГ Украины, вплоть до физического уничтожения для безальтернативности использования полностью контролируемых маршрутов;
Угрозы СП-2 для Европы:
  • СП-2, маскируясь под европейские цели, не способствует диверсификации поставок газа в ЕС, поскольку газопровод не обеспечит доступ ЕС к новым источникам газа и не является новым маршрутом его доставки. Это спровоцирует существенное падение объемов транспортируемого газа другими существующими маршрутами в Центральной и Восточной Европы;
  • искусственное создание дефицита газа в Европе, нагнетание спроса и в дальнейшем получение сверхприбылей, а с ним политического влияния позволит РФ и в дальнейшем использовать энергетическое оружие (углеводороды и инфраструктуру для их поставки) для достижения политических уступок со стороны Европы, укрепления геополитического влияния на другие страны;
  • проект противоречит положениям энергетического законодательства ЕС (в частности, 3-го Энергетического пакета) и Антимонопольного законодательства, а именно в вопросах несогласованности с требованиями разделения транспортировки и сбыта газа, создания доминирующей позиции на рынке, фрагментации рынка ЕС;
  • СП-2 создает прецедент игнорирования интересов большинства стран ЕС в пользу РФ и чисто корпоративной заинтересованности лоббистов проекта;
  • создает угрозы единству ЕС, в т.ч. через кардинальное расхождение позиций отдельных стран по СП-2, передачу ключевых европейских нефтегазовых активов в пользу РФ, нивелирования выдающихся приоритетов ЕС и стратегий развития, снижение энергетической зависимости;
  • наличие проекта ставит под угрозу планы и приоритеты ЕС по реализации стратегий развития трубопроводных маршрутов для поставки газа из альтернативных источников (Каспийского региона, Ближнего Востока, из США), увеличение поставок СПГ на рынок Европы, развития альтернативной энергетики и т.д.;
  • проект создает избыточные мощности в Европе только для российского газа, при этом не является частью реализации системных планов Европы по развитию инфраструктуры;
  • увеличение зависимости от импорта российского газа с текущих 43% – в 2014 г., до 44,4% – в 2015 г. до и более 70% на протяжении следующих 3-5 лет;
  • тотальный контроль РФ всех маршрутов экспорта собственного газа по всей цепи поставок (маршрут через Украину – единственный коридор транспортировки российского газа который Газпром не контролирует, что затрудняет манипулирование);
  • проект будет иметь высокую стоимость (суммарная стоимость превысит €40 млрд: стоимость двух новых ниток СП-2 составит €9,9 млрд. Из них 70 % будет привлечено в виде проектного финансирования, а остальное выделят акционеры. Кроме того, потребует еще свыше €30 млрд для создания новых газопроводов в Европе и Германии), которую в итоге заплатят европейские потребители в цене на газ;
  • угрозы дальнейшего манипулирования ценами, тарифно-ценовой политикой в РФ и Европе.
Вследствие реализации проекта так называемый «транзитный» риск поставок через Украину трансформируется в «тотальный» риск транзита и поставок газа из РФ.
Газопровод СП-2 не может быть построен без поддержки, содействия и непосредственного участия европейских компаний, и соответствующих разрешительных решений ряда стран ЕС, в условиях режима соблюдения санкций в отношении РФ.
Тем не менее, проект реализуется в соответствии с графиком – 17.05.2016 г. Nord Stream 2 AG объявила тендер на прокладку глубоководного участка газопровода, за исключением прибрежных участков. Тендер проведен, определены победители. Определен исполнитель монтажных работ в Балтийском море. И это не смотря на то, что проект не имеет разрешений на строительство и даже на создание совместного предприятия.
Есть опасения, что позиция Еврокомиссии по СП-2 будет пассивной, до завершения строительства. Компетенция влияния появится только тогда, когда газопровод будет построен до Европы. Но при таких условиях проект уже выйдет из-под контроля ЕС. Юридически и формально, эксплуатация СП-2 в условиях нынешнего законодательства ЕС невозможна.
Однако опираясь на политическую поддержку, полностью игнорируя правовые аспекты, проект может быть «продавлен» несмотря ни на что и вопреки всему.
Если против правил не попрешь, то правила можно попрать! Что не первый год удается делать РФ и Газпрому в Европе, умело прикрываясь «правильной» информационной политикой, многочисленными афилированными журналистами, агентствами, институтами, адвокатскими и юридическими компаниями, а теперь и футбольными фанами (Газпром спонсор Лиги Чемпионов и нескольких футбольных клубов Европы, в т.ч. немецких).
Сильная консолидированная позиция ЕС способна положить край подобным антиевропейским инициативам. Украина и партнеры прикладывают максимум усилий, но не все зависит только от них.
Страны Европы должны последовательно реализовать приоритеты ЕС, которые не совпадают с планами монополиста РФ, а значит, согласованно противодействовать реализации проекта, вплоть до принятия решения об ограничении физических поставок дополнительных объемов российского газа на рынке ЕС путем введения квотирования на ресурс этого производителя в Европе.
P.s. Поздравляю з праздником работников нефтегазовой отрасли! Здоровья, энергетической независимости, победа будет за нами!
Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас