Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?

Энергетика
2504
Германию по праву считают «локомотивом» экономики ЕС. Однако в 2015 г. страна увеличила зависимость от российского газа до небывалых показателей за 24 года – критического уровня 55%. Появилась угроза, что «локомотив» потянет всю Европу в сторону усиления энергетической зависимости.
Подешевевший газ РФ задвинул приоритеты ЕС до лучших времен, но вдохновил немецкий бизнес. При этом большая часть газа, закупаемого Германией у РФ, перепродается странам ЕС.
Налаживая совместный бизнес с Газпромом, немецкие предприятия, видимо, едва ли разделяют приоритеты ЕС и собственные. В таких условиях очередной, по факту, российско-немецкий проект «Северный поток 2» (СП-2) становится предпоследним гвоздем в крышку гроба независимости Европы, в то время как «Южный/Турецкий поток», ну или как его там еще придумают назвать поблагозвучнее, – станет последним гвоздем для Европы.
Российские метастазы ведут в Германию
Уже ни для кого не секрет, что Германия, как и любая ее компания, давно не является крупным производителем газа. Добывая меньше 10 млрд. куб. м., и при этом потребляя 90-100 млрд куб. м., потребности страны удовлетворяются преимущественно импортом.
Торговля, транспортировка и реэкспорт газа – основы совместного газового бизнеса с РФ. Все это создает добавочную стоимость газа для остальных стран Европы. Но, дело в том, что они и без подобных навязчивых услуг имеют возможность закупать ресурс, транспортируемый по существующим коридорам по более низким ценам.
После зарождения газовой отрасли СССР коридор через Украину был основным маршрутом поставок газа в Германию. Однако, обретя независимость, Украина постепенно начала терять «клиента». Сначала 1999 г. тот построил дополнительный газопровод через белорусский коридор «Ямал-Европа», а в 2006 г. вывел его на проектную мощность около 33 млрд куб. м. Но позже, в 2011 г., для уверенности в надежности «партнера» – купил всю оставшуюся ГТС Беларуси.
Параллельно двигался и еще один «путинопровод» – Северный поток (СП), проект позиционированный также как дополнительный газопровод для растущих потребностей европейцев.
Излишняя и навязчивая забота о Европе (лишь бы ей хватило газа) переполняли инициатора и автора обоих проектов. Однако СП-2 было суждено стать “первым гвоздем в крышку гроба энергетической независимости Европы”, ради него РФ даже временно отказалась от черноморского проекта. Согласно изначальной своей концепции – предназначенного обойти территорию Украины и увеличить зависимость ЕС.
В 1997 г. начались подготовительные работы по строительству морского участка СП, а в 2000 г. даже удалось «продавить» решение комиссии ЕС по энергетике и транспорту проекту и присвоить СП статус TEN (проекта транс-европейской системы).
В конце 2005 г. начались работы по строительству на суше. Дальнейшее продвижение СП проходило благодаря беспрецедентному уровню поддержки Германией, которая уже не давала опомниться ЕС.
В 2006 г. руководителем СП стал Г.Шредер, экс-Федеральный канцлер Германии в 1998-2005 гг.
В июле 2008 г. большинство в Европарламенте проголосовала «против» СП, но независимо от этого строительство морской части СП началось в апреле 2010 года, в сентябре 2011 г. было начато заполнение технологическим газом 1-й из двух ниток, 8 ноября 2011 г. 1-ая нитка газопровода была введена в эксплуатацию и начались поставки.
Успешный опыт, надежность партнеров и укрепившиеся позиции в Европе вселили уверенность РФ в реализации проекта-близнеца в том же балтийском коридоре.
Еще один новый газопровод «Северный поток-2» (СП-2) через Балтийское море еще раз соединит РФ и Германию. Мощность и длина СП-2 запланированы на аналогичном уровне: 55 млрд куб.м./год (2 нитки по 27,5 млрд куб. м каждая) и около 1,2 тыс. км соответственно.
СП-2 российский газ будет транспортироваться в Германию и далее в другие в ЕС с перспективой вывода значительных его объемов на газовый хаб «Баумгартен» в Австрии. Введение в эксплуатацию газопровода запланировано на 2019 г. и соответствует планам РФ одновременно отказаться от транзита российского газа через территорию Украины.
Если против правил не попрешь, то правила можно попрать
Если СП был дополнительной инфраструктурой, открывающей новый коридор поставок так полюбившегося немцам российского природного газа, то инициированный Газпромом СП-2 – это очередное средство достижения цели усиления доминирования Газпрома и РФ в Германии и Европе. Цель осталась неизменной – «энергетическая безопасность» Европы. Но дело в том, что СП-2 уже неприкрыто угрожает энергетической безопасности ЕС и ослабляет позиции большинства стран Восточной Европы, и в частности Украины.
Газотранспортный коридор через Украину остается единственным маршрутом транспортировки российского газа в Европу, который собственно не контролируется РФ (в отличие от СП и коридора через Беларусь). Наличие независимого от Газпрома украинского коридора, не единственного, но наиболее мощного из существующих (мощность свыше 146 млрд куб.м./год) – усложняет реализацию планов РФ по захвату энергетического рынка ЕС.
Очевидные плюсы существующих коридоров, в частности украинской ГТС, откровенно игнорируются Газпромом, а среди них:
  • мощнейший из существующих конкурентных маршрутов: мощность коридора на входе в Европу 146 млрд куб.м., наибольшая система ПСГ 31 млрд куб.м. необходимых для оперативной поставки газа, особенно востребованной в холодное время года, т.к. через территорию Украины от границы с РФ до границы с ЕС (среднее расстояние 1200-1500 км) российский газ «идет» 36 часов, в лучшем случае. Многие годы Украина докачивает росгаз до Европы своим собственным;
  • уровень трансграничных соединений: Украина имеет прямое соединение с 4-мя странами ЕС, сотрудничество во всех точках переведено на европейские правила (подписаны Контракты по взаимодействию), но некоторые ограничения все-таки есть вследствие десятилетнего контракта между НАК Нафтогаз и Газпром 2009 г.;
  • история надежного транзитера российского газа, подтверждающая репутацию Украины на протяжении нескольких десятков лет;
  • существующая клиентская база и постоянно развивающаяся в существующих коридорах инфраструктура – около 15 стран Европы получает российский газ, который транспортируется через Украину;
  • в 2016 г. в Украина имплементировала общепринятую в Европе методику расчета тарифов на услуги транспортировки газа, новые европейские правила работы и адаптируется к энергетическому законодательству ЕС.
Такие преимущества легко, с удовольствие и не в первый раз дискредитируются Газпромом, т.к. они более не позволяют манипулировать РФ данными о реальных объемах, ценах, тарифах, стоимости проектов.
Итак, отношения РФ и Украины в газовой сфере стали индикатором готовности РФ сотрудничать с компаниями мира по общепризнанными нормами и правилами.
Но РФ на границе с цивилизованной Европой нужна «черная дыра», которая позволит играть «в закрытую». Пример тому – Северная Осетия, Приднестровье, оккупированные территории Донецкой и Луганской областей Украины и АР Крым. Куда бесконтрольно идет газ и отмывается миллиарды, а долг официально вешается на номинального собственника территории.
То есть, если против правил не попрешь, то правила можно попрать! РФ выгодно ловить рыбу в мутной воде – доказано Газпромом.
Зачем Германии и Австрии российский газ?
РФ открыто демонстрирует правовой нигилизм относительно европейских норм и правил, но постепенно, благодаря реализации подобных проектов с привлечением ведущих европейских компаний, преимущественно из Германии и Австрии, – стабильно укрепляет свои позиции в Европе.
Удивительно, что это происходит открыто на фоне установленных ЕС приоритетов и тенденций, касающихся сокращения потребления ископаемых топлив, выбросов углерода и распространения использования энергии из альтернативных источников с увеличением их доли в энергобалансе.
За последние 5 лет обе страны существенно сокращали долю природного газа в структуре баланса потребляемых ископаемых топлив: Германия с 23-21%, Австрия с 27 до 22%, но объемы его закупок по-прежнему представляют большой интерес как для немецких, так и австрийских компаний. Это объясняет расположение крупных газовых хабов, где формируется цена на газ и поставки остальным странам Европы.
Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?
Австрия, которой РФ пророчит роль ключевого газового хаба Европы, – лидер ЕС по производству энергии из возобновляемых источников!
Согласно данным Центра энергетической экономики и инфраструктуры Австрийского энергетического агентства, стране понадобилось более 30 лет, чтобы стать лидером по доле производства электроэнергии из возобновляемых источников среди стран ЕС, доведя ее до 65,5%.
Сегодня энергетическая стратегия Австрии базируется на возобновляемой энергии, внедрении энергоэффективности в бизнес-сфере и безопасности поставок. Страна отдает предпочтение гидрогенерации, потенциал которой использует на 70%. Сейчас в Австрии работает более 2800 ГЭС: более 100 ГЭС с мощностью более 20 МВт и более 2500 малых ГЭС с мощностью менее 10 МВт. В 2015 г. установленная мощность ветровых электростанций в стране составляла 2,486 МВт, а солнечных — 756,1 МВт.
Австрия начала активно искать пути экономии энергии и использования возобновляемых источников энергии во время резкого повышения цен на нефть. В реалиях последних лет приоритеты, видимо, меняются, как и для Германии.
В Германии также сокращается использование газа и объемов его потребления, но это не распространяется на газ РФ, получаемый по лояльным ценам в обмен на режим максимального содействия его транспортировки и эксклюзивной дистрибуции в страны ЕС.
За последние годы поставки российского газа в Германию стабильно возрастают и в 2015 г. достигли рекордного за 25 лет уровня – 45,3 млрд куб.м.
Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?
Зависимость от одного российского источника импорта газа увеличилась с обычных для Германии около 40% до 55% в 2015 году!
Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?
В следствие этого, за 2014-2015 гг. общая энергетическая зависимость Германии возросла с 88,5 до 90,4%! – согласно данным Eurostat.
Доля импорта российского газа, поставляемого по различным коридорам в ЕС, за последний год возросла с 43 до 44,4% в среднем по Евросоюзу.
Александр Лактионов: Европейский «локомотив» на российском газе, или Зачем Германии и Австрии газ РФ?
Казалось бы, развитие ветроэнергетики в Германии, производство биогаза и широкое использование др. возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не оставляют шансов газу. В частности, согласно новым строительным правилам, введенным в Германии с начала 2016 г.,
ВИЭ определены как наиболее предпочтительные в сравнении с газом и жидким топливом для отопления зданий. Согласно правилам новые здания должны на 75% отапливаться за счет ВИЭ. По данным Федеральной ассоциации возобновляемых источников энергии (BEE) Германии, сочетание бойлерной и солнечной системы отопления обеспечивает самое эффективное решение с точки зрения энергозатрат, и т.о. является наиболее привлекательной для использования в качестве системы отопления для новых зданий. В то же время, газовые и жидкотопливные котлы являются наименее эффективными, так что они могут быть использованы только в сочетании с солнечной тепловой системой.
Не смотря на это дешевеющий газ внес коррективы в приоритеты Германии: объем немецких капиталовложений в ВИЭ за 2015 г. упал на 47% по сравнению с уровнем 2014 г. — до $8,5 млрд. При этом уровень мировых инвестиций за 2015 г., наоборот, вырос на 5% – до $286 млрд. – по данным совместного доклада Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Франкфуртской школы финансов и менеджмента (FSF).
Это дает повод РФ фиксировать очередной ежеквартальный рост спроса в Германии и ЕС, на фоне спада всех остальных своих показателей.
Падкость Германии на российский газ в следствие его лояльной цены и эксклюзивных прав для немецких и «немецких» компаний на него, прогнозы ангажированных агентств, идущие в разрез с официальными прогнозами и приоритетами ЕС – в большинстве обуславливают «растущие», по мнению РФ, потребности ЕС в природном газе. Чего на самом деле не наблюдается.
Продолжение следует…
Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас