Путь Украины к безвизовому режиму с ЕС: почему так долго и что осталось пройти — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Путь Украины к безвизовому режиму с ЕС: почему так долго и что осталось пройти

Казна и Политика
1147
В понедельник, 5 сентября, вопрос об отмене виз для украинцев рассмотрит Комитет по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента, после чего его вынесут на голосование в Европарламенте и Совете ЕС.
Украинские чиновники, ответственные за евроинтеграцию, надеются, что в ноябре-декабре состоится саммит Украина-ЕС, где и объявят заветную дату введения безвиза. Для этого Украина выполнила последнее требование – запустили систему электронных деклараций чиновников. Но эксперты побаиваются, что Рада может снова подпортить репутацию страны на международной арене и поставить под угрозу получение безвизового режима, если возьмется менять закон об электронном декларировании.
Министр юстиции Павел Петренко уже заявил, что открытость информации в определенных разделах электронного реестра несет угрозу личной жизни и имуществу декларантов.
По словам экспертов, правками в закон хотят закрыть доступ к информации о доходах третьих лиц – дальних родственников декларанта или людей, которые проживают с ним. И, скорее всего, топ-чиновники (президент, министры, депутаты) будут тянуть с подачей своих деклараций, пока Рада не изменит закон, что снова ставит под угрозу получение безвизового режима.
Путь Украины к безвизовому режиму с ЕС: почему так долго и что осталось пройти
ПУТЬ ОБЕЩАНИЙ И РЕФОРМ. К безвизовому режиму, если начинать отсчет от официального старта диалога с Евросоюзом, Украина шла долгих восемь лет. Бурно работа закипела после подписания Плана действий по визовой либерализации в 2010 году. Документ определял четкие требования, которые Украина должна выполнить, чтобы ЕС открыл свои границы для украинцев. За все эти шесть лет Верховная Рада приняла с сотню нормативных актов: мы постепенно переходим на биометрические паспорта, изменили правила пересечения границ, ужесточили контроль над незаконной миграцией, и самое главное, с чем у нас возникало больше всего проблем, – приняли с десяток законов в сфере борьбы с коррупцией.
Были даже случаи, когда в Плане действий по визовой либерализации не было пунктов о необходимости принятия того или иного антикоррупционного закона. Но, к примеру, внефракционный Виктор Чумак рассказывал, что нардепы и представители гражданского общества специально требовали европейских дипломатов и чиновников внести тот или иной закон в перечень условий для получения безвизового. Это было таким элементом давления на украинскую власть, которая противилась изменениям. Иначе многие нашумевшие законы, которые сейчас очень помогают журналистам и экспертам выводить на чистую воду коррупционеров, так никогда и не были бы приняты.
Самые резонансные из них: закон о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ), Нацагентстве по предотвращению коррупции (НАПК), противодействие коррупции, внесение изменений в закон о Генеральной прокуратуре в части полномочий Специальной антикоррупционной прокуратуры, внесении поправки в трудовое законодательство о недопущении трудовой дискриминации сексменьшинств, законы об аресте и спецконфискации имущества коррупционеров, и нашумевший закон об электронном декларировании доходов чиновников.
Однако осенью прошлого года за ночь где-то под столом изменили до неузнаваемости законы о спецконфискации и имуществе коррупционеров. Тогда глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин приводил один из ярчайших примеров: “Невозможно будет конфисковать “Лексус” любовницы, приобретенный за взятку, ведь спецконфискацию у третьих лиц, которая была частично введена в 2013-м по требованию ЕС, в 2015-м, под прикрытием все тех же требований ЕС, хотят вообще убить”.
А из закона об электронном декларировании доходов чиновников хотели убрать норму о двух годах тюрьмы за вранье в декларации. Хоть и с боями, законы о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров, Специальной антикоррупционной прокуратуре (с урезанными полномочиями ГПУ влиять на нее) в пакете с еще 13-ти безвизовыми законами осенью 2015-го Рада таки приняла. И оставалось выполнить пять дополнительных требований, которые Еврокомиссия выставила Украине в декабре 2015-го:
- запустить Национальное антикоррупционное бюро и Специальную антикоррупционную прокуратуру до конца первого квартала 2016-го (выполнено);
- обеспечить независимость САП путем внесения изменений в закон о прокуратуре (выполнено);
- запустить работу Нацагентства по предотвращению коррупции до конца первого квартала 2016-го (выполнено номинально);
- внести изменения в законы о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров (выполнено);
- заложить в госбюджет деньги на работу антикоррупционных органов (выполнено).
Казалось бы, проблем быть не должно. Но, так уже, наверное, исторически сложилось, что без сюрпризов наши политики жить не могут. Еще один громкий скандал произошел в начале этого года, когда одной правкой в госбюджет сроки введения электронного декларирования доходов чиновников (этим занимается НАПК) сдвинули на 2017 год. И снова вмешалась общественность и эксперты, скандальную правку убрали и 20 апреля Европейская комиссия предлагает Европарламенту и Совету Европейского Союза отменить визы для граждан Украины.
Путь Украины к безвизовому режиму с ЕС: почему так долго и что осталось пройти
ДАТЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ. Выполнив работу над ошибками, Украине оставалось покорно ждать, пока европейская бюрократия пропустит решение об отмене виз через все свои ведомства.
“Украина выполнила свыше 140 требований для либерализации визового режима с Евросоюзом, и у нашего западного партнера нет оснований, чтобы отказать в этом украинцам”, – заявлял Петр Порошенко.
Сейчас мы ждем одобрения Комитета по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента, после чего украинский вопрос вынесут на голосование в Европарламенте (ЕП) и Совете ЕС. Заседание профильного комитета ЕП назначено на 5 сентября. “И если комитет на этом слушании одобрит доклад, то следующим этапом уже будет пленарное рассмотрение (на заседании Европарламента – Авт.), – сказал научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. – Если ничего экстраординарного не произойдет, до конца осени решение по Украине должно быть принято всеми органами Европейского союза”.
“Сейчас такая тонкая игра, чтобы не дать нашим партнерам в ЕС аргументов, почему Украине нужно, к примеру, оттянуть, пересмотреть и т.д. Поэтому мы и должны четко сказать, чтобы все процедуры прошли максимум в октябре. Чтобы во время голосования в Европейском парламенте мы не видели выступлений разных парламентариев, хотя они и так будут, что Украина не заслужила или еще что-то… Ну и очевидно мы со своей стороны должны и далее демонстрировать, что наш курс на реформирование страны неизменный. Что мы электронное декларирование делаем на самом деле сертифицированным. И еще один важный законопроект, соавтором которого я являюсь, его принятие уже на этой сессии было бы дополнительным позитивным сигналом для ЕС, – это передача НАБУ самостоятельного прослушивания во время осуществления своих расследований. Особенно после конфликта НАБУ и ГПУ, который особо резонансно прошелся в ЕС”, – сказала глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко.
Точную дату введения безвизового режима, вероятно, озвучат на саммите Украина-ЕС, проведение которого ожидают в ноябре-декабре. Правда уже сейчас в украинских и европейских дипломатических кругах все чаще звучит дата отмены виз – 1 января 2017 года. “Саммит – это политический вопрос. Сторонам хочется, чтобы саммит был связан с успехом. И таким успехом может быть объявление о дате безвизового режима. Естественно, такая дата может быть названа не раньше ноября. Есть и другие важные вопросы. Есть надежда, что они также будут решены до ноября – это, к примеру, подвижки в вопросе окончательной ратификации ЕС Соглашения об ассоциации, которое подвисло из-за референдума в Нидерландах. Юристы ЕС должны найти приемлемое правовое решение, чтобы завершить процесс ратификации (возможно, без согласия Нидерландов – Авт.)”, – считает Александр Сушко.
“Вопрос в чем? Сами европейцы между собой сейчас в Нидерландах и Брюсселе не знают, как выйти из этой ситуации. Они друг на друга перекладывают ответственность. В частности, во время визита спикера парламента Нидерландов в Украину, мы интересовались у голландской делегации, что они нам могут предложить, потому что Украина против повторной ратификации и повторных консультаций. Так вот они еще сами не знают, что делать”, – сказала Анна Гопко.
Будут стараться к финальному голосованию в Европарламенте и Совете ЕС по украинскому вопросу привязать и официальное предоставление Еврокомиссии права в одностороннем порядке приостанавливать действие бизвизового режима. Во многом из-за этого саммит Украина-ЕС перенесли с 19 мая на осень – европейцы просто не успевали разработать соответствующий закон. Евросоюз идет на такую меру из-за острого миграционного кризиса, который просто захлестнул некоторые европейские страны.
Если голосование по законодательным инициативам Еврокомиссии и украинскому вопросу пройдут синхронно, проблем с отменой виз с января 2017 года быть не должно. Но недавнее заявление министра юстиции Павла Петренко дает повод задуматься об обратном. По его словам, сейчас ведется широкая дискуссия о внесении изменений в закон об электронном декларировании. Источники во фракции БПП подтвердили “Сегодня.ua”, что такие разговоры среди депутатов действительно ведутся. Более того, уже начата разработка такого законопроекта. И это после чудом пережитого скандала с запуском системы электронных деклараций, что напрямую связано с получением Украиной безвизового режима. Как и принятый закон об электронном декларировании, который выписан по европейским нормам.
“Любые изменения в законодательство, касающееся предотвращения коррупции, должны быть согласованы с нашими международными партнерами. Мы не дадим ни единого шанса, чтобы сорвать безвизовый режима. Если вопрос и появится, а действительно ведется широкая дискуссия по поводу того, что открытость информации в определенных разделах этого реестра (э-деклараций НАПК – Авт.) несет угрозу жизни и имуществу декларантов. Мы знаем, что в Украине, мягко говоря, криминогенная обстановка неспокойная, и когда в декларациях есть информация о наличке, которая находится дома, о каком-то ценном имуществе, – это прямая наводка для представителей преступного мира. Но моя позиция очень четкая: если появится такая инициатива от депутатского корпуса, она должна пройти обсуждение, как с правительством страны, так и с представителями Еврокомиссии”, – сказал министр юстиции.
Со слов министра можно сделать вывод, что если и будут вносить правки в закон об электронном декларировании, то такие, которые закроют доступ к информации о наличности или антиквариате, которыми располагают чиновники. Правда, по информации экспертов, этот перечень несколько шире. “Вероятно (в публичном доступе законопроекта еще нет), они готовятся закрыть информацию, к примеру, об имуществе, которое зарегистрировано на других лиц. Особенно на лиц, с которыми декларант не пребывает в семейных или брачных отношениях. То есть, они могут попытаться убрать из публичного доступа информацию, которая наиболее ценна для журналистов, потому что обычно имущество записывают на людей, с которыми не пребывают в браке”, – сказала юрист Центра противодействия коррупции Анастасия Красносельская.
Зеленюк Кристина
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас