Клиенты ДТЭК тоже плачут. Кто должен оплачивать ремонт или замену счетчика? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Клиенты ДТЭК тоже плачут. Кто должен оплачивать ремонт или замену счетчика?

Личные финансы
13069
Кто должен оплачивать ремонт или замену счетчика электроэнергии – компания-энергопоставщик или потребитель? Законодательство обязывает это делать энергоснабжающие компании, которым в тарифе предусмотрены средства на поверку, ремонт или установка новых, более современных приборов учета. Но на самом деле в облэнерго, входящих в состав ДТЭК Рината Ахметова, все происходит с точностью до наоборот.
Пытаясь обойти законодательство, некоторые облэнерго придумывают хитроумные схемы для обмана потребителей. И что удивляет, большинство пострадавших от произвола монополистов платит огромные средства вместо того, чтобы пожаловаться государственному регулятору или хотя бы попытаться отстоять свои права через суд.
Однако бывают и исключения: есть и такие потребители, которые активно протестуют против наглого грабителя и разглашают проблему по мере своих сил – через социальные сети. В частности, о махинациях монополиста «ДТЭК Днепрооблэнерго» издание узнало через Facebook. Поздно вечером 16 августа Дмитрий Остапов, житель Кривого Рога (электроэнергию в этот город поставляет компания «ДТЭК Днепрооблэнерго»), обратился через Facebook к правозащитникам и «добрым людям», которые бы «помогли “ДТЭК Днепрооблэнерго” не обворовывать людей».
Шокирующий рассказ о всех кругах ада, которыми гоняют клиентов, получил широкий резонанс в социальных сетях, благодаря чему открылись многочисленные нарушения прав потребителей. Оказывается, монополист слишком умело использует рубильник не по назначению, а для шантажа своих абонентов: тому, кто сопротивляется произвольному вымогательству, выключают свет.
По свидетельству потерпевшего, конфликт обусловлен тем, что Днепрооблэнерго заменяет в Кривом Роге старые счетчики на новые, неправомерно обвиняя пользователей в том, что они якобы повредили старые приборы учета. Если же вызванный на комиссию потребитель протестует против штрафа в 800 грн плюс 1000 грн за ремонт счетчика, тогда прибор отправляют на экспертизу, за проведение которой также заставляют платить потребителя – ему выдают счет на сумму от 6 до 10 000 грн! Но в действительности, утверждает потребитель, счетчики не повреждены!
По свидетельству Дмитрия Остапова, вызванного на комиссию, потребителям загружают на экран компьютера увеличенное в несколько раз изображение их устройства, благодаря чему просматриваются мелкие царапины на защитном стекле счетчика. Но этот же прибор вживую выглядит целым и без царапин. «Сколько было людей в очереди – и ни один не вышел от них с улыбкой. Все в слезах. Например, наказали молодую женщину на 4 тыс. грн, а она говорит, что сама растит четверых детей. Другую женщину наказали на 8 тыс. грн, так она там потеряла сознание », – описывает очевидец.
Не вдаваясь в детали описанных злоупотреблений, потребителя стоит ознакомить с его правами и обязанностями поставщика услуг, чтобы понять, каким образом противодействовать произволу монополиста – будь то ДТЭК Рината Ахметова или иного владельца облэнерго – ведь почти все они давно приватизированы. Восстанавливать справедливость простым потребителям должен помочь и государственный регулятор – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), куда редакция направила соответствующий запрос, но ответа до сих пор не получила.
Кто отвечает за счетчик?
Отношения между потребителем и энергопоставщиком регулируют Правила пользования электрической энергией для населения (далее – Правила), утвержденные постановлением Кабинета министров №1357 за 1999 год. Согласно 8-му пункту Правил, приборы учета устанавливают и подключают энергоснабжающие компании – в новых домах работы оплачивает застройщик.
Установленные приборы должны иметь пломбу с оттиском поверочного клейма территориального органа Госпотребинспекции и пломбу с оттиском логотипа энергопоставщика, который, кстати, должен составить соответствующий акт в двух экземплярах. Ответственность за сохранность счетчиков, установленных в квартирах или на других объектах потребителя, и пломб на них, в соответствии с пунктом №11 этих Правил, несет потребитель.
Известно, что в большинстве многоквартирных домов счетчики, которые являются собственностью энергопоставщика, размещены на лестничных клетках. Ответственность за сохранность поквартирных приборов учета, установленных на лестничных клетках, и пломб на них несет владелец дома или организация, в ведении которой находится дом. Тогда почему «ДТЭК Днепрооблэнерго» штрафует граждан, да еще и за неповрежденные счетчики? С таким вопросом «Главком» обратился к руководству этой компании, но ответа так и не получил. Молчат и в офисе этой компании Ахметова.
Каким образом неправомерно обвиненные потребители могут защитить себя, куда нужно обращаться: сразу в суд или, возможно, целесообразнее сначала написать жалобу в НКРЭКУ? Будет ли государственный регулятор проверять факты вымогательства с потребителей? Как провести границу, где действительно есть повреждения счетчика или пломбы, а где вымысел монополиста? Вернут ли пострадавшим потребителям штрафы и плату за ремонт счетчиков, которые на самом деле не были повреждены? Ответы на эти и другие вопросы мы надеемся услышать от руководства НКРЭКУ, куда редакция направила соответствующий запрос.
Совершенно очевидно: к повреждениям приборов учета относятся повреждения и срыв пломбы, разбитое стекло, отверстия и трещины в корпусе. Грубым нарушением является то, что незаметные царапины на защитном стекле «живого» прибора (а не увеличенной в разы фотографии на компьютере) Днепрооблэнерго классифицирует как повреждения, да еще и штрафует за это. А за назначение экспертиз якобы поврежденных приборов, а также приборов с сорванными или поврежденными пломбами «ДТЭК Днепрооблэнерго» назначает потребителям плату по 6-10 тыс. грн. Почему же такие штрафные санкции, кто их устанавливает?
Щель для злоупотреблений
Согласно вышеуказанным Правилам пользования электроэнергией для населения, между потребителем и поставщиком подписывается договор. И что важно – этот договор поставщик разрабатывать соответствии с Типовым договором о пользовании электрической энергией (он в приложении к Правилам, а также размещен на сайте НКРЭКУ). Подписывая этот документ, абонент должен обязательно проверить 15-й пункт, где четко сказано: «Энергопоставщик бесплатно осуществляет плановую поверку, обслуживание и ремонт приборов учета».
По свидетельству потребителей, некоторые облэнерго умудряются к этой строчке добавить маленькую ремарку: «… если иное не предусмотрено настоящим договором». А потом по своему усмотрению, вопреки узаконенному Типовому договору, энергопоставщик добавляет требование к потребителю об оплате услуг на поверку, ремонт и замену счетчиков.
Кстати, в Типовом договоре ни слова о том, за деньги какой из сторон заменять счетчики – поставщика или потребителя. То есть поверку, обслуживание и ремонт приборов учета должен осуществлять енергопоставщик за собственные средства, а замену – непонятно. Однако другой закон обязывает поставщика услуг делать это за свой счет.
Платят исполнители услуг, а не потребители
Почему возникла плановая потребность поверки и замены счетчиков? Учитывая то, что устаревшие (физически и морально) приборы учета измеряют с большой погрешностью, в масштабах государства это выливается в миллиардные потери доходов энергетиков. Поэтому было решено законодательно урегулировать эти процессы. С 1 января 2016 вступили в силу изменения в Закон «О метрологии и метрологической деятельности», принятые еще в январе 2015 года.
Согласно статье 17, все средства измерительной техники подлежат периодической поверке и поверке после ремонта. То есть это касается не только счетчиков электроэнергии, но и приборов учета газа, воды, тепла и т.д. Эти работы за собственные средства должны проводить все облэнерго, водоканалы и другие монополисты: плата за обслуживание внесена в тарифы, говорится в вышеупомянутом законе о метрологии. Поэтому платить за поверку, ремонт и замену приборов должен не потребитель, а производитель услуг!
Перед тем как прибор будет демонтирован, осуществляется его внешний осмотр. Если повреждений не обнаружено, с прибора снимают пломбу, а потом демонтируют. Вместо него исполнитель устанавливает другой прибор и составляет акт о демонтаже, подписи на котором ставят и потребитель, и исполнитель услуги. Счетчик везут в метрологический центр Госпотребинспекции. Если по результатам проверки погрешность счетчика в пределах нормы (по данным техпаспорта на прибор), поверенный выдает свидетельство о том, что прибор пригоден к эксплуатации – соответствующее клеймо с указанием даты поверки ставится на счетчике, а отметка – в свидетельстве. После этого прибор возвращается потребителю – осуществляется его монтаж, составляется соответствующий акт и запускается в работу. Все это делается за счет исполнителя услуг.
Если же при проверке будет обнаружено, что погрешность превышает норму, тогда поверенный выдает справку о непригодности прибора. Если его ремонт нецелесообразен, предоставляется предписание о его замене – за счет владельца прибора – облэнерго, облгазов, водоканала и тому подобное.
Если же будет установлено, что абонент вмешивался в работу счетчика, он должен будет компенсировать стоимость демонтажа и поверки, а еще его оштрафуют, ведь энергопоставщик потерял определенную сумму средств за неучтенных потребленную энергию.
Но похоже, что «ДТЭК Днепрооблэнерго» грубо нарушил указанную выше процедуру, пытаясь не только перевести на потребителей поверку и замену счетчиков, но и хорошо подзаработать на штрафах и сомнительных экспертизах.
А еще бывает и такое, что облэнерго заставляют потребителей заменять счетчики, несмотря на то, что гражданин совсем недавно купил за собственные средства прибор, который ему установил енергопоставщик но потом оказалось, что это не та модель, поэтому требуют заменить на средства потребителя. На территории Украины для расчета за электроэнергию можно устанавливать только те приборы учета, которые занесены в Государственный реестр средств измерительной техники Украины, поэтому, прежде чем устанавливать прибор, необходимо проконсультироваться с энергопоставщиком.
Чтобы добиться своего, монополист создает невыносимые условия: часто в сговоре с управляющим дома или дачного кооператива потребителя искусственно загоняют в долги с последующим отключением от света. Такие действия противоречат Правилам пользования электроэнергией.
Если же НКРЭКУ или Минэнергоуголь не встанет на защиту потребителя, тогда бороться с произволом монополистов нужно в судах. При условии удовлетворения требований потребителя суд обяжет виновника возместить моральный ущерб, а также освободит потребителя от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. А сейчас это стоит достаточно дорого для обычного украинца – сбор превышает тысячу гривен в зависимости от типа иска. Поэтому народ обходит суды десятой дорогой, хотя потом теряет гораздо больше.
Периодичность Поверки счетчиков электроэнергии определяется в соответствии с нормами, предусмотренными Государственным реестром средств измерительной техники Украины для каждого типа счетчика электроенергии.
*Различают следующие виды государственной поверки: *
- Первичную поверку прибора учета электроэнергии – выполняется на заводе-изготовителе счетчиков;
-периодическую (плановую) поверку – выполняется после плановой замены счетчика в сроки, предусмотренные Государственным реестром;
-внеплановую поверку – выполняется при допуске счетчика в эксплуатацию в случае превышения допустимых сроков поверки (для 1-фазных – 2 года и 3-фазных – 1 год) и после преждевременной замены счетчика у потребителя (причины замены могут быть разными: переход на учет по дифференциальному тарифу, повреждения счетчика или пломб и т.д.).
Бытовой потребитель не может быть инициатором проведения поверки прибора учета электроэнергии. Соответственно, он не может требовать от поставщика проведения внеплановой (преждевременной) замены и поверки расчетного прибора учета. За своевременность проведения периодической замены и поверки расчетного прибора учета у бытового потребителя отвечает энергопоставщик. Периодическая (плановая) замена и поверка у бытового потребителя осуществляется бесплатно. Внеплановая поверка осуществляется только в случае повреждения прибора учета или пломб, установленных на нем.
В Случае повреждения расчетного прибора учета по вине потребителя он будет оплачивать как ремонт, так и поверку счетчика согласно выставленному счету.
К расчетным не относятся счетчики электроэнергии, используемые для контрольного учета, а именно: счетчики в гаражных кооперативах, садово-огородных товариществах, комнатах общежитий и т.д. Такие контрольные счетчики потребитель может самостоятельно сдать для проведения поверки в пункте приема граждан облэнерго. После оплаты потребителем счета, выставленного пунктом приема граждан, будет проведен необходимый ремонт счетчика (профилактический или капитальный), а представителями Госпотребинспекции – государственная поверка.
_ (Сокращенная информация по данным ОАО «Прикарпатьеоблэнерго») _
Наталка Прудка
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас