Почему госпредприятия не реформируют — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему госпредприятия не реформируют

Казна и Политика
271
В Украине около 3,5 тыс госпредприятий, из них работающих — 1 800. Остальные — в стадии ликвидации или банкротства.
В таком состоянии они находятся годами — юридические процессы растягиваются во времени из судебных процессов.
Большинство работающих предприятий убыточны и зависят от госдотаций.
Правда, насколько эти компании действительно убыточны, или же таковыми из года в год их делал “сидящий на потоках” недобросовестный менеджмент, сказать наверняка сложно.
Госкомпании годами скрывали от глаз общественности свою финансовую отчетность, и разобраться в их финансовом состоянии проблематично.
Заняв кресло министра экономического развития и торговли, Айварас Абромавичус анонсировал реформу госсектора. Ответственным за нее был его профильный советник Адомас Аудицкас.
Реформировать госсектор оказалось сложнее, чем предполагалось. Ранее в разговорах с ЭП Аудицкас отмечал: предприятия саботируют изменения, руководители не желают лишаться теневых доходов и используют все бюрократические механизмы для того, чтобы не допустить изменений.
В правительстве Владимира Гройсмана реформой госсектора занимается первый заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Ковалив. Она столкнулась с теми же проблемами.
“14 госкомпаний опубликовали аудит, еще 18 — в процессе его проведения. Мы ожидаем, что до конца августа они опубликуют свою отчетность. 11 компаний не провели аудит. Часть из них не работает или находится в стадии ликвидации, а часть откровенно саботирует этот процесс”, — рассказывает Ковалив.
Со сменой менеджмента в госсекторе тоже все сложно.
Министерство в очередной раз намерено запустить конкурсную процедуру отбора руководителя “Укрспирта”, огласить конкурс на должность главы “Укрхимтрансаммиака” и уже отобрало кандидата на должность руководителя “Укрэнерго”. На днях стартует конкурс по “Электротяжмашу”.
Отбор глав ГП сопровождается оспариванием результатов конкурсов, в том числе по политическим мотивам, и борьбой за самые “хлебные” предприятия.
Тем не менее, по итогам 2015 года госсектор улучшил финансовый результат. По данным МЭРТ, если в 2014 году совокупные убытки ста крупнейших компаний составляли 119 млрд грн, то в 2015 году они уменьшились до 42 млрд грн.
Как поработали госкомпании в 2014 году
Почему госпредприятия не реформируют
Почему госпредприятия не реформируют
Пятерка лучших
Совокупный доход всех госпредприятий в 2015 году составил 442 млрд грн. Из них 332 млрд грн приходится на сотню крупнейших госкомпаний. В свою очередь сто самых больших компаний — это 86% всех государственных активов. Львиная их доля сконцентрирована на пяти госпредприятиях.
Согласно официальной статистике министерства, 39% госактивов относится к нефтегазовому сектору, 23% — к транспортной сфере и ее основному представителю — “Укрзалізниці”. Далее следует “Энергоатом” с долей 17%. Доли ГПЗКУ и “Укргидроэнерго” составляют 3% и 2% соответственно.
Наиболее прибыльные отрасли — электроэнергетика и химическая промышленность. В списке самых прибыльных компаний — Администрация морских портов, “Турбоатом”, “Энергоатом”, “Укргидроэнерго”, “Укрэнерго”.
Среди самых убыточных — нефтегазовый сектор с 25 млрд грн убытков своего главного представителя — НАК “Нафтогаз Украины”, и транспортный сектор с 16,8 млрд грн убытков “Укрзалізниці”.
По словам Ковалив, за последние два года самый хороший результат показал “Нафтогаз”. Его чистый убыток сократился почти на 65 млрд грн. Убыток “Энергоатома” сократился на 7,7 млрд грн.
“В 2015 году ситуация ухудшилась у компании “Региональные электрические сети” — часть ее активов находится в зоне АТО”, — говорит Ковалив. По этой же причине ухудшились показатели “Угля Украины” и некоторых других угольных предприятий — “Красноармейскугля”, “Краснолиманской”.
Поводы для дивидендов
В 2016 году МЭРТ ожидает, что финансовое самочувствие госкомпаний улучшится. Как объяснила Ковалив, поводов для таких ожиданий несколько.
Во-первых, на протяжении прошлых двух лет на финансовый результат ГП значительно влияла девальвация гривни. Поскольку львиная доля заимствований привлекалась в иностранной валюте, эти компании несли курсовые убытки. В 2016 году курс стабилизировался, и таких убытков уже нет.
Во-вторых, говорит Ковалив, часть энергетических и транспортных госкомпаний начинают постепенно выходить на достаточный уровень прибыльности в связи с повышением тарифов на свои услуги. На протяжении многих лет тарифы были занижены, и компании оставались убыточными.
В-третьих, происходит внутренняя оптимизация. Компании взяли курс на сокращение персонала, особенно административного. Если в 2014 году в госсекторе было задействовано 540 тыс. человек, то в 2015 году — 280,4 тыс.
В-четвертых, госкомпании переходят на систему электронных закупок ProZorro, что позволяет экономить.
В 2015 году прибыль госпредприятий выросла с 5,5 млрд грн до 13,8 млрд грн. Эти 13,8 млрд трансформировались в 2015 году в 2,5 млрд грн перечисленных в бюджет дивидендов.
По закону дивиденды платятся по итогам года. В МЭРТ ожидают, что по итогам 2016 года ситуация улучшится, и поступления от дивидендов в бюджет-2017 увеличатся на 20%. В частности, ожидается получение дивидендов от до сих пор убыточного “Нафтогаза”.
По мнению опрошенных экспертов, приток дивидендов возможен, но прогнозы МЭРТ по отдельным секторам и компаниям достаточно спорные.
“Причиной большей части убытков была девальвация 2014-2015 годов. В 2016 году гривня пока стабильна, так что часть убытков, связанных с переоценкой кредитов, уйдет”, — говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.
По его прогнозам, “Энергоатом”, скорее всего, останется убыточным из-за высокой амортизации, а “Нафтогаз” может стать прибыльным благодаря новым ценам на газ для населения и более высоким ценам на топливо, добываемого “Укргаздобычей”. “Выплата дивидендов “Нафтогазом” будет означать, что средства не пойдут на развитие внутренней добычи”, — отмечает эксперт.
Сектор угольной промышленности, по его прогнозам, продолжит оставаться слабым. “Цена на уголь не менялась, компании не могут полностью рассчитаться за электроэнергию”, — объясняет он.
Финансовое самочувствие активов, которые находятся в ведении Фонда госимущества, также оставляет желать лучшего. Как сообщили ЭП в пресс-службе фонда, до 1 апреля в его управлении находился 181 объект — 47 госпредприятий и 134 хозяйственных общества с госдолей свыше 50%.
Из 47 ГП деятельность только двух признана эффективной. Еще девять работают удовлетворительно, 18 — неэффективно, одно находится в зоне АТО. Остальные пребывают в различных юридических процедурах.
Хозяйственные общества чувствуют себя не лучше: эффективно работают только восемь.
“Ожидаемые результаты работы по контрольным показателям — чистый доход от реализации продукции, чистая прибыль, собственный капитал — в 2016 году имеют тенденцию к ухудшению”, — сообщили ЭП в Фонде госимущества.
Хуже всего положение компаний в газо- и энергоемких отраслях — машиностроении и химической промышленности. В частности, экспертов фонда беспокоят показатели ОПЗ. Есть вероятность, что завод закончит год с убытком.
Почему госпредприятия не реформируют
В то же время в фонде ожидают положительной динамики от областных энергокомпаний. В первую очередь, сообщают в ФГИ, эти ожидания обусловлены ростом тарифов на электроэнергию и начислением пени и штрафов потребителям за несвоевременную оплату счетов.
Почему госпредприятия не реформируют
Согласно этим цифрам динамика следующая: чистый доход увеличивается, чистая прибыль уменьшается с одновременным увеличением капитала.
“Причина такой тенденции в том, что основные капитальные инвестиции в этой области проходят летом, в связи с чем за 2016 год можно ожидать роста чистой прибыли по сравнению с 2015 годом”, — прогнозируют в Фонде госимущества.
К реформе стремиться
Положение дел в госсекторе говорит о том, что на финансовое самочувствие предприятий будут влиять не так реформаторские решения правительства, как курс гривны, инфляция и тарифы на газ и электроэнергию.
Реформа сектора продвигается медленно. Ее тормозят менеджмент госкомпаний, желающий сохранить теневые доходы, и отсутствие единого мнения относительно госактивов в парламенте. Как результат — непринятие или длительное рассмотрение необходимых законопроектов.
Так, уже больше года Верховная Рада не утверждает списки подлежащих и неподлежащих приватизации объектов. Их пересмотр позволит ускорить ревизию госактивов и выставить на продажу часть из них.
На принятие изменений в законодательство об управлении объектами госсобственности понадобилось девять месяцев. В частности, закон вводит новые правила формирования наблюдательных советов госпредприятий.
МЭРТ подготовило порядок, по которому будут назначаться наблюдательные советы в ГП. Мы ожидаем, что кроме “Нафтогаза” к концу 2016 года у нас будет как минимум 15 госпредприятий с наблюдательными советами, сформированными из их независимых членов, а не представителей министерств, как сейчас”, — объясняет Ковалив.
По ее словам, это минимизирует влияние государства на предприятия.
Галина Калачова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас