Смерть мажоритарки и конец политической рекламы. Пять изменений в избирательное законодательство, которые обновят украинскую политику — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Смерть мажоритарки и конец политической рекламы. Пять изменений в избирательное законодательство, которые обновят украинскую политику

Казна и Политика
1841
За почти два года работы Верховной Рады восьмого созыва депутаты не выполнили одно из главных своих обещаний – изменить избирательную систему. Засилье «вечных» мажоритарщиков, сомнительные бизнесмены с коррупционным прошлым и нестабильная коалиция тормозят реформирование страны.
Попасть в парламент через мажоритарный округ – вопрос денег и связей. Скандальный депутат Александр Онищенко, который бежал из Украины после обвинений НАБУ в махинациях по продаже газа с государственных скважин, по версии следствия украл от 2,1 до 3 млрд. Его дважды избирали на округе № 93 в Киевской области, на выборах 2014 года он получил около 30 тысяч голосов. Для победы ему пришлось привезти в город Кагарлык американскую кинозвезду Жан-Клода Ван Дама. К тому же, по каким-то причинам не выставил кандидата на этом округе Блок Петра Порошенко, который фактически имел зеленый свет от электората на выборах-2014.
Эксперты назвали пять решений, которые позволят избавиться в Верховной Раде от «надзирателей за бюджетными потоками» и сделают партии инструментом изменений в стране, вместо бизнес-клуба для лоббирования чьих-то коррупционных интересов.
1. Отмена мажоритарных округов
Среди 416 депутатов нынешней Верховной рады более 190 избраны на одномандатных округах. Первое, что бросается в глаза – поразительная неравномерность проходного барьера в различных регионах Украины. Если экс-регионал Ефим Звягильский стал депутатом благодаря 1400 голосам избирателей на Донетчине, то за активиста Майдана Владимира Парасюка на Львовщине проголосовали более 69 тысяч избирателей. Причем Звягильский, бывший директор шахты им. Засядько, был депутатом всех восьми созывов Верховной Рады, пройдя путь от КПСС до Оппозиционного блока, а четыре срока был депутатом от Партии регионов.
Именно на одномандатных округах происходят наибольшие нарушения законодательства. Вся страна наблюдала за «битвой гречки» на 205-м округе в Чернигове год назад, между Геннадием Корбаном и Сергеем Березенком, а титушки нынешнего депутата Олеся Довгого дважды нападали на технических кандидатов от 102 округа на Кировоградщине просто в помещении ЦИК.
В общественной организации “Опора”, которая наблюдает за выборами с 2007 года, после парламентских выборов 2014-го года заявили, что 70% нарушений во время кампании было зарегистрировано именно на одномандатных округах.
«В украинских реалиях мажоритарная составляющая – это массовые подкупы, злоупотребления админресурсом и деидеологизация кандидата. Следовательно, он – хороший хозяин и все. Одни и те же люди голосуют за одну партию, а по мажоритарке выбирают совершенно противоположную политическую фигуру, ориентируясь на обещания материального или инфраструктурного характера», – говорит аналитик “Опоры” Александр Клюжев.
Сейчас в Верховной Раде коалиционные фракции БПП и НФ лоббируют сохранение существующей избирательной системы. Это неудивительно, поскольку в президентской фракции 69 депутатов-одномандатников из 132 членов фракции, а в Народном фронте – 18 из 82. На внеочередных выборах 17 июля ряды мажоритарщиков могут пополниться – на всех семи округах, где будут проходить довыборы, есть кандидаты от обеих партий.
Бывшие члены коалиции также разделились: “Самопоміч” выступает за пропорциональную систему с открытыми списками, “Батькивщина” и РПЛ – за частично закрытые списки.
«Мажоритарная система проявляет себя эффективно только на нижнем уровне поселков и районов. Логично было бы выбирать депутатов парламента по чисто пропорциональной системе [партийные списки], а после завершения реформы децентрализации – вводить ее на более низкие уровни, вплоть до районов», – считает эксперт по избирательному законодательству и старший юридический советник международной организации IFES Денис Ковриженко.
2. Ограничения телерекламы и жесткий контроль за расходами
На последние парламентские выборы участники гонки потратили 650 млн грн, по данным сети “Опора”. Эксперты утверждают, что это лишь официальная часть затрат, поскольку до 80% легальных бюджетов партии-победители потратили на телерекламу, а в официальных отчетах показали лишь незначительную долю.
«Безграничная политическая реклама на выборах искажает осознанный выбор гражданина. При ее отсутствии начнется конкуренция идей и смыслов, а не просто денег олигархов», – говорит кандидат в новый ЦИК Евгений Радченко.
Он признает, что официальные проплаты за рекламу рискуют перейти в «джинсу» – скрытую рекламу. Для этого работникам СМИ и избирательным штабам придется создавать события, прописывать сценарии, а не просто крутить однотипные ролики.
Погоня за телерекламой и билбордами раздула суммы на выборы до астрономических цифр. Так, один мандат депутата фракции “ Батькивщина «стоил 6,4 млн грн, а члена Оппозиционного блока в Раде – 3,9 млн грн. И это только по данным официальных отчетов о расходах.
Ограничения телерекламы позволят не просто выровнять баланс сил в Верховной Раде – это едва ли не единственный способ прийти к власти новым партиям, которые называют себя «антиолигархическими».
«Без ограничения политической телерекламы, гречка и медиа-поддержка олигархов и в дальнейшем будут консервировать нынешнюю систему», – считает сопредседатель Демальянса Светлана Залищук.
Ограничения или запрет на телерекламу политических партий существует в большинстве стран Евросоюза. В Румынии, где реклама на ТВ для партий и кандидатов во время избирательной кампании запрещена, выход на избирателей через телеэкраны и радио компенсируют дебатами. Правила этих дебатов жестко прописаны: ведущие должны быть беспристрастными, каждый участник имеет равное количество времени на выступление, а рейтинги выступающих нельзя показывать в прямом эфире.
Официальные ограничения на финансирование выборов в Украине существуют: партии и блоки не могут потратить больше, чем 2,5 млн грн, кандидаты – не более 170 тысяч. На практике, ни проверить расходы партий, ни наказать их за это все эти годы в Украине было просто некому.
«Уместно было бы просто контролировать расходы партий или кандидатов. Сейчас у ЦИК просто нет таких полномочий, а правоохранительные органы ничего не делают. Теперь этим сможет заниматься НАПК, но штрафы, которые они могут накладывать – смешные, где-то до тысячи гривен», – говорит Ковриженко.
Доказать подкуп избирателей либо партиями, либо кандидатами по мажоритарным округам – крайне трудно. Так, из более 600 заявлений о нарушениях законов во время избирательной кампании 2014-го года, судебными приговорами закончились менее 10.
Он рассказывает, что когда за проблему взялись в Грузии – члены уполномоченного органа просто ездили на встречи с избирателями и считали неофициальные расходы. Если партия устраивала «шашлык-пати», они считали количество участников, мяса и напитков, оценивали рыночную стоимость праздника и подавали в суд, где нарушителей ощутимо штрафовали. «Другого пути просто нет», – резюмирует Ковриженко.
3. Открытие списков
Засилье телерекламы и отсутствие идеологии привели к тому, что украинцы привыкли голосовать за ярких лидеров, не обращая внимания на тех, кто идет даже в первый десятке. Этим пользуются партийные лидеры, которые либо продают проходные места, либо ставят туда приближенных лиц, не учитывая их популярность или профессионализм.
Исправить ситуацию можно введением открытых списков. Это означает, что на выборах, после выбора партии, избиратель сможет поставить галочку напротив конкретной фамилии человека, которого он хочет видеть в парламенте. Эта идея витает в украинском политическом воздухе уже более 10 лет.
Месяц назад в Верховную Раду внесли свой вариант Избирательного кодекса бывший председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко и спикер Рады Андрей Парубий. Действующий член ЦИК Андрей Магера рассказывает, как может выглядеть новая политическая реальность, в случае его принятия.
«Будет создано не более 30 избирательных регионов, в состав которых зачислят нынешние 225 территориальных округов. Без избрания мажоритарщиков эти округа станут функциональной единицей избирательного процесса, – считает Магера. – По одному региону партия сможет выставить 10-15 кандидатов по открытым спискам, его сможет возглавить тот кандидат, который наберет большинство голосов в этом округе».
Если после подсчета голосов партия возьмет по округу условных 4,7 мандата – четыре лидеры голосования пойдут в Верховную Раду по региональному списку. Остатки по регионам будут суммировать и проводить в Совет кандидатов уже по общегосударственному округу.
Введение вполне открытых списков, когда избиратели будут выбирать «знакомые лица», может привести к разрушению политической системы, отмечают эксперты.
«В списки будут брать только звезд шоу-бизнеса, актеров и мошенников, чтобы взять большинство. Это будет та самая мажоритарная система, поэтому часть этого списка партии должны формировать без голосования за личности», – говорит Ковриженко.
4. Ограничить использование админресурса
Кроме непосредственного незаконного вмешательства должностного лица в процесс выборов, эксперты отмечают еще одну проблему: кандидаты в статусе должностного лица используют государственные или коммунальные ресурсы в собственных интересах.
Сейчас чиновники, которые баллотируются в парламент, даже не должны уходить в отпуск на время избирательной кампании, что увеличивает поле для использования админресурса. В 1998 г. группа нардепов уже предлагала внести в Избирательный кодекс поправку, по которой чиновник должен уходить в отпуск на время выборов, но Конституционный Суд признал это «правом, а не обязанностью госслужащего».
«Это считается ограничением прав человека, что объясняется двумя аргументами: текущая деятельность власти не может прекращаться на время выборов, но органы власти должны воздерживаться от социальных инициатив во время избирательных кампаний», – объясняет Радченко.
Деполитизация государственной службы должна сопровождаться жестким контролем за кандидатами, которые находятся на госдолжностях. Если же руководитель государственного органа, который баллотируется, заставляет подчиненных агитировать за него или проводит встречи с избирателями в государственном помещении, – это обычное уголовное преступление, которое предусматривает до пяти лет лишения свободу. Правда, ни одного приговора по этому поводу в Украине еще не было.
«Украине стоит ввести не просто европейские избирательные практики, а обеспечить одну-единственную вещь – неотвратимость наказания за совершенные преступления. Без этого никакие практики не будут эффективными, не то,что европейские», – считает Радченко.
Для примера, в Латвии риски вмешательства должностных лиц в избирательный процесс прописали в мелочах. Была предоставлена возможность привлекать чиновников к ответственности и ощутимо штрафовать.
5. Обновить состав ЦИК
Действующий состав ЦИК давно стал «притчей во языцех». Кроме окончания срока полномочий два года назад, комиссия известна двумя «выборами Януковича», ключевой ролью в провоцировании “Оранжевой революции”, необъяснимыми доходами большинства членов, и наличием тех ее участников, кто подпадает под люстрацию.
В последний день мая членам ЦИК нанесли еще один репутационный удар: нардеп Сергей Лещенко опубликовал «черную кассу» Партии регионов. Одна из крупнейших статей расходов – почти $3 млн за 6 месяцев 2012 года – Центризбирком.
Председатель ЦИК Михаил Охендовский получение денег решительно опроверг, но НАБУ все-таки взяла у него образцы почерка. Пройти полиграф скандальный чиновник отказался наотрез.
«7 из 12 членов ЦИК избраны по квоте Партии регионов, Коммунистической партии и Социалистической партии. Их уже нет ни в парламенте, ни в активной политической жизни страны, и они являются прямыми пособниками РФ», – заявлял НВ в мае экс-нардеп Егор Фирсов, которого этот самый ЦИК в течение дня после решения фракции БПП лишил мандата.
В ноябре 2015 года “Реанимационный пакет реформ” обратился с открытым письмом с требованием назначить новый состав ЦИК, оставить в нем из нынешнего состава только Андрея Магеру, в отношении которого отсутствуют «подозрения в политической предвзятости или непрофессионализме».
«Таким членом ЦИК является Магера А. И., который голосовал против сомнительных с точки зрения обоснованности решений ЦИК и высказывал собственное мнение относительно многих спорных постановлений Комиссии», – говорилось в заявлении активистов.
Эпопея с назначением нового состава ЦИК тянется второй год. После того, как парламентские фракции определились со своими кандидатами, передали их на рассмотрение президенту. Петр Порошенко проигнорировал пожелания сразу трех парламентских фракций – Оппозиционного блока, “Батькивщины” и Радикальной партии. Теперь представление президента лежит в Верховной Раде, но у депутатов не хватает голосов ни для принятия, ни для возвращения его в Администрацию Президента.
«Мы предлагаем президенту и шести фракциям парламента с нуля начать процесс выдвижения кандидатов в члены ЦИК. Руководствоваться, в первую очередь, профессионализмом этих людей и привлечь туда представителей общественных организаций», – заявила вчера на пресс-конференции заместитель генерального директора Комитета избирателей Украины Наталья Линник.
Эксперты сомневаются, что депутаты успеют рассмотреть и проголосовать за новый состав ЦИК на этой сессии. Но при наличии политической воли и консенсуса, новая комиссия все же может появиться к концу года. «Все процедуры можно пройти в течение осени. Так же, все альтернативные проекты избирательной реформы уже зарегистрированы в парламенте. Надо их рассматривать на комитете, чтобы голосовать за них уже осенью», – резюмирует Магера.
Илья Лукаш
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас