Налоговые свободы: куда пойдут налоги украинцев — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Налоговые свободы: куда пойдут налоги украинцев

Казна и Политика
495
В Украине одновременно проходят две важнейшие реформы: децентрализация и пересмотр налоговой системы. Опыт государств Европейского содружества, на которое равняется наша страна, говорит о возможности выбора направления, куда пойдет часть налогов и сборов гражданина. Журналисты узнали, могут ли получить такое же право свободной уплаты части налогов украинцы – и с какими проблемами при этом рискуют столкнуться.
Европейская концепция свободы в уплате части налогов говорит о возможности выбрать, на какие цели будут направлены деньги налогоплательщиков. Подобная практика действует для некоторых налогов и сборов в Швейцарии, Австрии, Польше и других странах, и касается символической части: как правило, до 1% от суммы налога. Речь о том, что человек сам определяет, будет потрачена часть его подоходного налога на образование, здравоохранение или решение социальных проблем.
Допустим, в Польше плательщики по результатам годового декларирования могут перечислить 1% налога в пользу одной из «организаций общественной пользы». В установленный государством перечень таких организаций входят благотворительные структуры, фонды социальной помощи, фонды поддержки демократии и так далее. Согласно данным Хельсинского фонда по правам человека, часть средств при этом попадает в местные организации, которые решают целый ряд социальных проблем: от ухода за престарелыми до социальной реабилитации и трудоустройства жертв домашнего насилия, бывших алкоголиков и наркоманов. Это улучшает общий социальный уровень в государстве, формирует новые рабочие места.
«Такая свобода уплаты налога дает обществу и человеку уверенность, что он может прийти и посмотреть, где и что стало лучше. Застеклили ли окна в школе? Отремонтировали ли в больнице лестницу? В США при поднятии налога один музей становится бесплатным, чтобы показать эффективность работы системы. Конфессия в Швейцарии распоряжается тем, куда платится церковный сбор», – перечисляет глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.
По мнению некоторых экспертов, свобода выбора в уплате 1% налогов – не более чем рекламный ход. «Мы просто до этого рекламного хода еще не дозрели. А суммы, которые получаются от 1% налогов, перечисляются по довольно широким направлениям – например, только здравоохранение или только образование. В таком виде эта идея получается точно рекламным ходом, поскольку деньги потратят на то, на что они и так будут потрачены – по мнению и по решению правительства», – объясняет эксперт Forbes на правах анонимности.
Между тем в Украине предлагали сделать возможным территориальный выбор цели налогообложения. «В прошлом году в обсуждениях законопроекта 3357 (о налоговой либерализации. – ред.) мы говорили о том, что уже подходим к налогообложению семейного дохода, и что человек должен уплачивать налог на доходы по территории проживания. Чтобы, допустим, работая в Киеве, человек мог часть своих налогов перечислять в региональный сектор или село, потому что в этом селе живут его родители либо его дети. Киев не имеет права забирать себе весь налог на доход такого человека. Это бы способствовало тому, чтобы зарплату платили официально: люди были бы уверены, что часть налогов идет на содержание инфраструктуры тех мест, где они проживают», – полагает народный депутат, председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Налоговое сознание
Что может дать украинскому обществу сама идея о возможности выбора, на что тратить налоги? Нина Южанина считает, что такая практика даст обществу ответственность всех сторон, связанных с налогообложением.
«Если плательщик налогов будет уверен, что часть налогов идет на содержание именно той инфраструктуры, которую он или община хотят содержать, у него появится энтузиазм и желание платить. Государство же, в свою очередь, должно будет отчитываться по получаемым налогам и направлению их в места, указанные налогоплательщиками. Это начало взаимного доверия и взаимной ответственности», – говорит Нина Южанина.
«Я – за любые изменения, которые повысят уровень добровольности при уплате налогов. Но сомневаюсь, что пока данная дискуссия для Украины релевантна», – отмечает начальник налогово-юридической практики EY Владимир Котенко.
И хотя пока что ни в одном из законопроектов право на свободу в части выбора направления по расходованию налогов не предусмотрено, есть и хорошие новости. Из-за нерасторопности парламента, скорее всего, внесение изменений в налоговые законы будет отложено на 2017 год. Ведь, согласно налоговому и бюджетному кодексам, изменения относительно налоговой реформы должны были принять до начала июля – чтобы они вступили в силу в 2016 году.
Таким образом, у законотворцев еще есть возможность внести соответствующие правки в налоговые законы в рамках налоговой реформы.
С какими трудностями может столкнуться общество при реализации такой практики? Прежде всего – с плохим и непрозрачным администрированием. «Обсуждать нужно эффективность расходования бюджетных средств и контроля. Потому что деньги расходуются из тех же мест, куда предлагают платить их и по новой системе. По сути, задача поставлена как право выбора места, из которого налоги украдут», – уверен один из собеседников Forbes.
«Вариантом распределения налоговых поступлений могут рассматриваться целевые социальные (инфраструктурные) программы, главным приоритетом которых будет их ярко выраженная направленность и полная открытость, – подчеркивает Вдовичен. – Других вариантов, учитывая существующее «кумовство» и все поглотившую коррупцию, пока нет. В противном случае общественные и прочие организации, курирующие вопросы распределение средств, просто превратятся в чьи-то «карманы».
«В Украине проблема свободной уплаты налога упирается в проблему администрирования. Потому что один вопрос, если я решу платить налог в пользу школы, которая финансируется из местного бюджета. Другой вопрос – если я решу платить в пользу театра, который финансируется из государственного бюджета. Здесь точно возникнет неразбериха с администрированием», – прогнозирует Леонид Рубаненко.
По его словам, идея может быть подвергнута критике со стороны борцов с оптимизацией. «В Украине пока что мы не готовы говорить о такой свободе. Потому что сразу люди закричат, что мы пытаемся таким образом заплатить сами себе и оптимизировать», – предупреждает Рубаненко.
Между тем, положительных сторон в введении права выбора, куда же пойдет часть налогов, намного больше. В том числе применительно к процессам децентрализации и самоуправления, которые запущены в Украине.
Маргарита Ормоцадзе
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас