Чтобы Польска не згинела. Украинцы, обосновавшиеся в Польше, стали одним из важных факторов ее экономики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Чтобы Польска не згинела. Украинцы, обосновавшиеся в Польше, стали одним из важных факторов ее экономики

Личные финансы
1913
Решение переехать в Польшу навсегда для львовянки Елены Урбан было одновременно взвешенным и спонтанным. С одной стороны, ее муж — белорус с польскими корнями — давно собирался вернуться на историческую родину. С другой — к судьбоносному решению пару подтолкнула развернувшаяся война в Украине и пророссийские настроения в Беларуси, где супруги прожили три года. “Для нас важно было вновь оказаться в среде единомышленников, в стране, которая выступает на стороне цивилизованного мира,— говорит Урбан.— Мы намерены прожить в Польше жизнь, вырастить детей поляками и католиками, работать, платить налоги и делать все, что делает каждый среднестатистический гражданин”.
Супруги уже год как переехали в Варшаву. Неделю назад Урбан получила вид на жительство на три года. Ее муж — владелец карты поляка, особого вида разрешения на жительство для людей с польскими корнями, дающего владельцу все права гражданина, кроме избирательного.
Новым местом обитания супруги довольны — качество жизни здесь куда выше, чем в Украине или Беларуси: лучше дороги, государственные и медицинские услуги, а главное — прозрачные и понятные правила ведения бизнеса. Для семьи последнее очень важно: они занимаются предпринимательством.
Ближнее зарубежье привлекает все больше украинцев. Причем самых разных: сезонных работников, студентов, высококвалифицированных специалистов, беженцев из Крыма и Донбасса.
В сравнении с докризисным 2013 годом в 2015‑м число украинцев, получивших право на временное или на постоянное проживание в Польше, выросло в четыре раза. В частности, количество выданных в прошлом году поляками разрешений на временное проживание составило 35,2 тыс., а постоянных — 6,4 тыс. Общее число украинцев по состоянию на 2015 год с учетом постоянно живущих, сезонных рабочих и студентов достигло 1 млн человек. Об этом заявила Беата Шидло, премьер-министр Польши.
В польском правительстве гостям из Украины рады. Для привлечения трудовых мигрантов, специалистов и студентов здесь запускают все новые программы лояльности. Цель официальной Варшавы проста: заполнить пробелы на собственном рынке труда и образования, сформировавшиеся после присоединения к ЕС и, как следствие, массовой миграции поляков в Западную Европу.
Трудовой десант
Работа в Польше на первом месте по популярности среди украинцев, утверждают в группе Transnational Consulting Services, которая помогает соотечественникам искать работу за границей. Да и польские работодатели — самые активные в Украине среди других иностранцев. Им нужны как рабочие руки — от штукатуров до сборщиков клубники, так и мозги — врачи и программисты.
За последние три года количество украинцев, работающих в Польше, выросло в 2,5 раза. Теперь их, по данным местного министерства семьи, труда и соцполитики за 2015‑й, уже 762,7 тыс. человек. А в целом с учетом всех категорий,— примерно 1 млн.
“До 2013 года количество украинских работников вообще не превышало 130 тыс., и поляки плакали, что некому яблоки собирать,— вспоминает Елена Малиновская, главный научный сотрудник отдела социальной безопасности Национального института стратегических исследований.— Кризис и война приводят к тому, что людям нужно искать работу хоть где‑то”.
Получить низкоквалифицированную работу в Польше проще простого — работодатели сами оставляют заявки в местных органах власти. Для сезонной работы на пять-шесть месяцев украинцам даже не нужно специальное разрешение, следует просто получить визу. Мужчины в основном трудятся разнорабочими в сфере строительства, женщины заняты в сельском хозяйстве или же нанимаются уборщицами и сиделками. Средняя зарплата в этой сфере — около $ 500 в месяц. Поляки такой работой брезгуют или предпочитают делать ее за куда большие деньги в Германии или Великобритании. Но для украинцев, особенно из депрессивных регионов, подобные суммы привлекательны.
На этой почве в Польше даже появился новый бизнес — разнообразные сервисы и агентства, которые помогают встретиться украинским работникам и польским работодателям. Об этом говорит Даниель Дзевит, основатель портала PracaDlaUkrainy.pl (Работа для Украины). Правда, аферистов здесь хватает: они могут взять деньги за услуги с доверчивых украинцев и при этом не помочь с поиском работы. Или взымать с трудоустроенных половину их заработков.
Помимо сезонных работ, среди украинцев набирает популярность более долговременное и серьезное трудоустройство. Спрос есть на технических специалистов, офисных служащих, врачей, программистов и так далее. Для такой работы украинцам нужно получить специальное разрешение, но ищущих лучшей жизни бюрократические процедуры не останавливают. В 2015 году, по сравнению с 2014‑м, число запросов на подобные документы со стороны украинцев удвоилось, составив 54,7 тыс. “Украинцы нужны Польше. От польских работодателей я слышу только самые лучшие отзывы. Это умные и трудолюбивые люди,— объясняет Дзевит.— И это не только уборщицы, как следует из стереотипов, а хорошие программисты, врачи и педагоги”.
Одной из украинок, которой удалось сломать стереотипы, стала Марина Пономаренко, специалист по вопросам международных клиентов Гданьского политехнического университета. Она перебралась в Польшу в 2010‑м, до этого отучившись в НТУУ КПИ и поработав год в крупной международной компании. “Я поняла: в Киеве никогда не смогу купить квартиру и жить настолько независимо, как мне бы хотелось”,— вспоминает Пономаренко. Поэтому она уехала в Польшу, получила там второе образование и прошла долгий путь до престижной должности в одном из самых комфортных и респектабельных городов Польши — Гданьске. Теперь украинка помогает получить польское образование студентам-соотечественникам. “Все больше и больше украинцев приезжает в Польшу,— делится наблюдениями Пономаренко.— Ни кризис, ни стоимость обучения в евро не останавливает наших соотечественников перед поиском лучшего будущего”.
Охота на студентов
Студенты — еще один нескончаемый источник пополнения рядов польских украинцев. В 2014 году местные вузы вышли на первое место по популярности среди молодых соотечественников, которые получают образование заграницей. По данным аналитического центра CEDOS, за последние восемь лет количество студентов из Украины в Польше увеличилось в 7 раз — с 2,8 тыс. в 2008 году до 20,7 тыс. в 2015‑м.
Украинцев привлекает прежде всего географическая и культурная близость. А также низкие цены на обучение по сравнению с другими европейскими странами. Причем польская система образования всячески способствует притоку учащихся с востока. К примеру, в 2016 году вслед за частными вузами цены на обучение для иностранцев снизили и государственные учебные заведения Польши. В среднем стоимость образования здесь упала в полтора-два раза: в зависимости от специальности и учебного заведения престижную профессию вроде журналистики, филологии или международных отношений можно получить в среднем за $ 1,2–2,2 тыс. в год.
Заинтересованность в украинцах объясняется демографической ситуацией, поясняет Елена Бабакова, журналист украинской службы Польского радио. В конце 1990‑х и начале 2000‑х высшее образование в Польше стало модным, государственные вузы расширяли факультеты, появилось множество частных учебных заведений. Затем количество студентов резко уменьшилось: прежде всего сказался демографический спад 1990‑х. Поэтому новых студентов в последние годы физически не хватает. Именно с помощью украинской молодежи поляки и заполняют этот пробел. “Власть уже смирилась, что одними обладателями карты поляка эту демографическую дыру не залатать. Поэтому пытаются поощрять к переезду тех, кто культурно и географически близок. И здесь украинцы становятся оптимальными кандидатами”,— поясняет Бабакова.
Владельцам польских дипломов о высшем образовании не нужно разрешение на работу, за время обучения они полностью овладевают языком и интегрируются в польское общество — это идеальное пополнение трудового ресурса страны, говорит Малиновская. Большинство украинских студентов после выпуска уже не возвращаются на родину. “Нужно помнить, что польский диплом — это еще и беспрепятственный выход на рынок труда по всей Европе. Что, конечно, для молодых украинцев еще привлекательней”,— уточняет эксперт.
Друзья поневоле
Если на госуровне украинцам рады как эффективной рабочей силе и двигателю экономики, среднестатистические поляки к выходцам из восточного зарубежья относятся далеко не так радушно. По данным Центра исследования общественного мнения Польши, украинцы — народ, вызывающий самые неоднозначные эмоции у местных. Согласно опросу, проведенному в 2015 году, 36% поляков относятся к украинцам с симпатией, примерно столько же — 32% — с антипатией, остальные — нейтрально.
Настоящей агрессии к украинцам в Польше нет, уверяет Бабакова, но есть некоторое высокомерие. “Как говорит мой знакомый поляк: “Наконец‑то мы получили возможность почувствовать себя немцами”,— шутит она, имея в виду ущемленное национальное самосознание поляков, массово выезжающих на работу в более успешную Германию.
Негатив в отношении к украинцам и разнообразные стереотипы вроде мифов о бандеровцах и доступных украинках стали в последнее время активно поднимать на щит местные радикальные политики. Они играют на общеевропейском страхе перед наплывом мигрантов.
Недавно, например, Януш Корвин-Микке, одиозный лидер польской партии Конгресс новых правых и кандидат в президенты Польши, объявил Украину врагом своей страны, мотивируя это тем, что “здесь голосуют за бандеровцев”.
“Из-за радикальной риторики политиков растет ненависть к иностранцам вообще. Она в первую очередь направлена на арабов. Но по украинцам бьет рикошетом”,— говорит Бабакова. Кроме того, в польском обществе все чаще муссируют темы прошлого — противостояния на Волыни и прочие “обиды”, которые “причиняли” украинцы.
Впрочем, все эти страшилки вряд ли воспрепятствуют нарастающему потоку переселенцев с востока. Ведь Польша сама заинтересована в них.
Кроме проблемы с рождаемостью, которая здесь одна из самых низких в Европе, страна страдает от массового оттока собственных трудовых ресурсов в центральную и западную часть ЕС, прежде всего в Германию и Великобританию. За более высокими зарплатами и социальными стандартами туда едут польские разнорабочие и интеллигенция.
Доля уехавших, по меркам 38‑миллионной Польши, выглядит серьезной. В Великобритании поляки занимают первое место среди мигрантов: по состоянию на 2015 год там живет и работает 853 тыс. поляков. В Германии, согласно данным немецких властей, официально их работает около 354 тыс.,— это на 51% больше, чем было в 2011‑м.
Освободившуюся нишу на рынке труда кто‑то должен занять. Поэтому миграция украинцев в Польшу будет только расти, уверен Дзевит. “Мы нужны друг другу,— говорит он.— До 2050 года, чтобы Польша не стала страной одиноких стариков без будущего, к нам должны приехать 5 млн человек. Они дадут нам рабочие руки, родят детей и будут работать на наши пенсии”.
Галина Корба, Кристина Бердинских
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас