Сергей Деминский: Как сделать следующий шаг - Украинский банк дает шанс стартап-командам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сергей Деминский: Как сделать следующий шаг - Украинский банк дает шанс стартап-командам

Финтех и Карты
1234
В условиях широкомасштабного экономического кризиса в стране хорошие вести из банковского сектора приходят крайне редко. И заявление Платинум Банка о запуске лаборатории финансовых инноваций привлекло особое внимание людей, которые интересуются развитием финтеха. Передовые банки многих стран уже не первый год развивают собственные схожие технологические центры, но в Украине до сих пор не было подобных решений.
После кризиса 2008-2013 гг. многие банки мира пришли к выводу, что настало время менять стратегию в коммуникациях с клиентами. Прежняя модель – когда любой финансовый вопрос требовал от человека идти в банковское отделение – устарела. У традиционных финучреждений появились сильные конкуренты – финансовые небанковские компании, провайдеры электронных денег, мобильные и почтовые операторы и пр. Все они активно включились в борьбу за рынки платежей. Чтобы не оказаться на обочине финансового прогресса, банки тоже начали увеличивать инвестиции в новые технологии – то есть, буквально, в собственное будущее.
Поначалу они просто покупали успешные стартапы в области финансов. Одной из самых нашумевших сделок стало приобретение испанским BBVA цифрового стартапа Simple в 2014 г., который обошелся ему в $117 млн. Однако скоро стало понятно, что если «просиживать» время в ожидании успешных проектов, более активные – небанковские – игроки рынка уйдут вперед.
Так, банки выбрали для себя четыре основные стратегии инвестирования: разработки внутри банка, создание венчурных фондов, привлечение разработчиков с помощью открытых API (интерфейс программирования приложений, набор готовых процедур, констант для использования во внешних программных продуктах), организация центров инновационных разработок. Что у них общего, так это направленность на конкретную сферу – онлайн-сервисы и дистанционное обслуживание, которые сейчас развиваются быстрее всего.
Самое время привлекать умы и идеи
Заимствовать, сберегать, инвестировать и тратить – эти четыре холма, на которых строится деятельность банков, в Украине сейчас не работает. То, что для них самое время вкладывать в собственное развитие, звучит правильно, но не стоит рассчитывать, что инвестиции «выстрелят» быстро. В условиях отсутствия доверия со стороны населения предлагать ему новые финансовые продукты и сервисы намного труднее: все понимают, что банки нуждаются в средствах – люди кругом ждут подвоха.
Более прогрессивные украинские банки имеют специальные отделы, которые занимаются как разработкой новых финансовых сервисов, так и поддержкой и совершенствованием существующих. В 2013 г. ПриватБанк вынес свои продукты в открытые API и запустил платформу, с помощью которой разработчики могли создавать новые услуги из готовых элементов. А теперь в Украине появилось еще одно направление инвестирования в финтех – Платинум Банк анонсировал запуск инновационного центра.
Идея в том, чтобы стать платформой для создания финансовых инноваций
Здесь стоит отметить, что Украина известна во всем мире хорошими IT-специалистами. Притом многие из них – энтузиасты, которым интересны именно финансовые сервисы и продукты. Однако чтобы стартап получил развитие, в него нужно вложить не только время, энергию и интеллектуальную составляющую. Для него нужны немалые средства и ресурсная база, на основе которой можно проводить тестирование продуктов на разных этапах работы. Также успех зависит от того, будет ли стартап-команда иметь выход на пользователя для тестирования операций. Реализация этих задач как раз и заложена в идее Platinum Lab.
Она предлагает молодым командам разработчиков объединить усилия по развитию финансовых технологий. Стартаперы, прошедшие конкурсный отбор, получат поддержку со стороны профессионалов в области цифрового банкинга, IT и маркетинга, которые уже вошли в команду Платинум-Лаборатории. В дальнейшем они смогут тестировать свои разработки на обезличенных данных, проводить испытания карточных операций, а также использовать API банка. Направления, с которыми готова работать лаборатория:
• мобильные приложения, кошельки,
• онлайн скоринг и кредитование,
• прогнозирование транзакций,
• Р2Р-переводы,
PFM модули и аналитика транзакций.
Мировой опыт – «ЗА»!
Многие большие банки уже создали собственные инновационные центры. Процесс был запущен несколько лет назад на Западе, и пока не сбавляет оборотов. Идея работает, хотя облачается в разные формы. Наглядный и ближайший пример – российский Альфа-Банк, который запустил свою лабораторию в 2013 г. Это отдельное подразделение, в котором работают сотрудники финансового учреждения из разных отделов. Все диджитал-продукты и технологии, которые здесь создаются, внедряются, не отходя от кассы, в этом же банке. В 2014 г., подводя итоги первого года работы, подразделение отчиталось о более 100 улучшений и сервисов, реализованных учреждением. Согласно данным отчета, результатом работы лаборатории стал рост клиентской базы, увеличение прибыли по отдельным направлениям деятельности банка и повышение лояльности клиентов. В поисках свежих идей и умов, лаборатория ежегодно организовывает хакатоны – съезды-соревнования, во время которых программисты со всей страны разрабатывают диджитал-решения в области финансов.
В отличие от российского банка, британский Barclays недавно заявил о намерении создать международную сеть инновационных компаний. Сейчас такая организация работает в Нью-Йорке, а к концу 2016 г. они откроются в Европе, Африке и Азии. Компании совместно будут искать решения проблем и задач финансовой отрасли. А нью-йоркский филиал к этому времени стал еще и площадкой по поддержке стартапов. Отобранные команды разработчиков из разных стран получают возможность совершенствовать свои продукты, используя ресурсы и информационную поддержку банка.
Сеть инновационных подразделений – в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Вашингтоне – решил открыть еще один американский банк – Capital One. Сейчас в центрах работает около сотни человек, которых здесь образно называют предпринимателями. Среди них можно встретить программистов, бизнес-аналитиков, инженеров и дизайнеров. Этих людей наняли для того, чтобы они изучали предпочтения потребителей, экспериментировали и ускоряли внедрение цифровых технологий, искали стоящие стартапы.
Сетью подразделений обзавелся испанский la Caixa. В одной из его лабораторий моделируется поведение клиентов, во второй разрабатывают мобильные сервисы, а третья привлекает новые умы, которые разрабатывают приложения для банкинга.
А в центре инноваций американского Standard Bank над новыми финансовыми технологиями коптят не только сотрудники банка, но и клиенты. Здесь оборудована высокотехнологичная лаборатория, где работники и посетители тестируют инновации и сразу же дают о них отклик. Благодаря такому решению банк может совершенствовать свои продукты до их выхода в свет. Австралийский Commonwealth Bank тоже привлекает клиентов к работе лаборатории, но не только для тестирования новых решений, но и собственно для разработки, выступая в качестве инкубатора инновационных идей.
Способы взаимодействия с клиентами изменились
Подобные технологические центры сейчас есть у многих банков почти в каждой более-менее развитой стране. И хотя методы их работы могут отличаться, цель они преследуют одну – быть на волне, а лучше – впереди технологических инноваций. Для этого банкам приходится переступать свой консерватизм и включать творческий подход. Им нужны талантливые люди, одержимые технологиями, люди с фантазией и гибким умом. И банки готовы в них инвестировать – финансировать их разработки, завлекать в свою команду, помогать советом и делом, но главное – тоже быть в теме и вовремя этим пользоваться.
Лаборатории финансовых инноваций даже отличаются особой творческой атмосферой. Понятие стандартов офиса здесь неприемлемо; такой центр – это обязательно open-space пространство, оборудованное по последнему слову техники, с применением нестандартных решений в оформлении интерьера. Тут каждая деталь в обстановке прогоняет скуку, ограничения, статичность и рутину.
Сейчас наступил такой момент, когда банки больше не могут работать по старинке. И хотя финансовые операции – предмет их взаимодействия с клиентами – остался прежним, способы контактирования изменились. Финансовое учреждение, которое не даст человеку достаточного комфорта и сервиса, не предугадает, где можно сэкономить для клиента деньги и время, в итоге потеряет его лояльность, и он уйдет к конкуренту.
Сергей Деминский, канд. экономических наук, эксперт-аналитик в области кредитования, проблемных активов, факторинга
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас