1202
Что мешает украинцам продавать электричество в Беларусь и Молдову
— Энергетика
В украинской энергетике в моде крайности. Если в 2015 году в стране был дефицит электроэнергии, то в 2016-м наметился избыток. Однако продажи на внешние рынки пока не приносят выгоды трейдерам.
Украинские электростанции вынуждены сокращать объемы выработки электроэнергии из-за сокращения спроса внутри страны. Выходом из ситуации мог бы стать экспорт. Однако пока что это направление деятельности не выгодно трейдерам.
В 2015 году из-за дефицита угля энергоблоки тепловых электростанций (ТЭС) находились под угрозой остановки. А уже в начале 2016-го “ДТЭК Захидэнерго” заявила, что ее ТЭС могут отказаться покупать газовый уголь госшахт. Ведь ее станции работают в рамках отдельного энергоострова, накопили достаточно угля и в условиях снижения производства электроэнергии не нуждаются в дополнительных объемах топлива.
Лишний свет
В целом по Украине ситуация не сильно отличается. Из-за спада в промышленности, теплой зимы и отключения Крыма от украинской энергосистемы потребление электроэнергии сокращается на всей территории страны. По итогам 2015 года оно уменьшилось на 11,3% — до 150,62 млрд кВт•ч. После прекращения поставок на Крымский полуостров с 1 января 2016 года ситуация усугубилась. За три месяца 2016 года потребление э/э с учетом потерь в сетях сократилось на 6,6% год-к-году — до 40,67 млрд кВт•ч.
В результате пришлось вводить балансовые ограничения на энергоблоках АЭС (снизить выработку э/э на станциях). В феврале 2016-го ограничения доходили до 2000 МВт при установленной мощности украинских АЭС в 13835 МВт. Чтобы удержать высокую долю выработки АЭС, тогдашний министр энергоуглепрома Владимир Демчишин даже заговорил об отмене требования работы минимальным составом (работа не менее двух энергоблоков летом и 3-4 зимой, чтобы обеспечить непрерывность производства э/э) оборудования на ТЭС. Таким образом он хотел удержать низкую цену электроэнергии для потребителей. Если доля выработки э/э атомными станциями остается высокой, не приходится доплачивать тепловой. Но эта идея сильно раздражала ДТЭК и других представителей теплогенерации.
Впрочем, министра Демчишина сменили, и он не успел реализовать задумку. Позиция нового министра Игоря Насалика относительно работы энергорынка пока не ясна.
Альтернативой ручному регулированию рынка и вмешательству Министерства энергетики мог бы стать экспорт э/э. Например, возобновление поставок в Беларусь и Молдову. Поскольку большая часть украинской энергосистемы (за исключением Бурштынского острова) синхронизирована со странами СНГ и имеет постоянные перетоки, то технологически процесс несложно запустить.
Осталось понять, кто и когда займется трейдингом. “Вопрос продажи электроэнергии решают отечественные экспортеры, выходя на открытые аукционы”, — сообщили в Минэнергоуглепроме. Значение имеет также желание и потребность контрагентов в импорте украинской электроэнергии. В частности, в Минэнергоуглепроме отмечали, что переговоры об условиях поставок ведутся с белорусской и с молдавской стороной.
Но прошел первый квартал 2016 года, а украинские трейдеры по-прежнему продают электроэнергию на внешние рынки лишь с энергоострова Бурштынской ТЭС — в Словакию, Венгрию, Румынию.
Пробные шары
В марте 2016 года “Укрэнерго” впервые за длительное время выставило на продажу доступ к сечениям в Молдову и Беларусь. Его купили несколько компаний: “ЭРУ Трейдинг” интересовалась поставками в Молдову, “Донбассэнерго” и “ДТЭК Павлоградуголь” (ДТЭК Энерго) выкупили доступ к обоим сечениям.
Однако Молдова провела аукцион на поставки электроэнергии лишь с 1 апреля, а заявки на него от компаний-поставщиков принимались до 28 февраля. Поэтому март прошел без поставок украинской энергии.
К апрельскому аукциону в Молдове ряды желающих экспортировать поредели. К тому времени “Укрэнерго” уведомило о приостановке использования сечения несколькими компаниями. “ЭРУ Трейдинг”, “Павлоградуголь” и “Донбассэнерго” отказались от доступа к Молдове, Беларуси и частично к энергосистемам Словакии, Венгрии и Румынии.
Как результат, в молдавском аукционе по поставке э/э в апреле участвовал только ДТЭК. Но они не перебили цену, предложенную “CERS Moldovenească” (“Интер РАО”) и ГП “Energocom” SA. Молдова будет получать э/э из Приднестровья с “Молдавской ГРЭС” по $48,995 / МВт•ч. Ранее цена была $ 67,95 / МВт•ч.
Осторожные игроки
“Донбассэнерго” выкупило мартовское сечение в Молдову. Но участвовать в аукционе на поставки не стало. В компании Delo.UA сообщили, что считают это направление экономически нецелесообразным. Компания также частично приостановила использование пропускной способности в Беларусь на апрель 2016 года. По их словам, украинский экспорт э/э просто стал невыгоден.
“Сейчас цена украинской электроэнергии в большей части времени выше, чем цены на рынках европейских стран, таких как Венгрия, Словакия и Румыния, тем более в Молдове и Беларуси”, — прокомментировали Delo.UA в “Донбассэнерго” свой отказ.
В ДТЭК, пытавшемся пробиться на молдавский рынок, высказывают схожие суждения: “Экспортная цена украинской э/э утратила свою конкурентоспособность с начала 2015 года, когда ее стоимость поднялась до уровня ОРЦ и дотации”.
Средняя оптовая рыночная цена (ОРЦ), по которой экспортеры покупают э/э, в апреле составляет 1178,08 грн/МВт•ч (41,1 евро/МВт•ч). Тем временем В ДТЭК сетуют, что на европейских рынках в марте электроэнергия подешевела: 25 евро в Венгрии, 23 евро в Словакии, 23,3 евро в Румынии и 34 евро в Польше.
Из месяца в месяц победители конкурсов отказываются от заявок на сечение. Но на полный отказ от годового сечения никто не идет. Ведь покупка пропускной способности расширяет экспортный потенциал компаний. А вопрос цены по-прежнему бурно обсуждаем.
Экспортеры покупают электроэнергию в Украине по оптовой рыночной цене. Как сообщили Delo.UA в Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в ОРЦ входит компенсация льготных тарифов для некоторых категорий потребителей (прежде всего — населения).
Обеспечивается эта компенсация за счет т.н. дотационных сертификатов, которые выдает НКРЭКУ поставщикам электроэнергии для населения, для уличного освещения и городского электротранспорта.
Нацкомиссия ежемесячно рассчитывает общую сумму дотационных сертификатов, которая будет учтена в ОРЦ. В апреле 2016 года эта сумма превысила 3,9 млрд грн. И эти затраты перекладываются на плечи нерегулируемого сегмента энергетики — экспортеров и поставщиков э/э промышленности.
Дотационные сертификаты вернули в 2014 году с подачи министра энергоуглепрома Владимира Демчишина. Экспортеры тогда пытались убедить министерство, что эта мера остановит украинский экспорт. Убедить министра не удалось, но и экспорт де-факто не прекратился.
Основной причиной остановки поставок на рынки Беларуси и Молдовы стал внутренний дефицит э/э в 2015 году. В итоге за год экспорт снизился на 4 млрд 411,3 млн кВт•ч по сравнению с 2014 годом — до 3 млрд 641,6 млн кВт•ч.
В 2016 году украинские трейдеры попытались вернуться на старые рынки, но Беларусь и Молдова уже переориентировались на российскую “Интер РАО”.
Сегодня трейдерам приходится придумывать “маневры” для работы на внешних рынках. ДТЭК выигрывает за счет вертикальной интеграции бизнеса и собственного угля. “Донбассэнерго” декларирует расширение экспортного потенциала компании. “При экономической обоснованности таких поставок ПАО “Донбассэнерго” несомненно будет наращивать объемы экспорта электроэнергии”, — заверяют в компании.
“ЭРУ Трейдинг” выигрывает за счет разницы в ночных и дневных тарифах в Европе и Украине. “Зарабатывать на экспорте удается, продавая э/э только в определенные несколько часов в день”, — объяснил коммерческий директор компании Ярослав Мудрый. В первом квартале 2016 года “ЭРУ” экспортировала 0,571 млн кВт•ч в Венгрию. По подсчетам Мудрого, форвардная цена на май составляет 28,8 евро/МВт•ч, а оптовая цена в Украине получается около 40 евро/МВт•ч (с учетом акциза).
Вернуть утраченное
Эта работа скорее удерживает Украину от потери экспортных каналов, а не расширяет рынки. В “ЭРУ” отмечают, что если правительство хочет увеличить приток валюты, то необходимо создать условия для экспорта. Пока низкие цены на э/э в Европе являются основной причиной нерентабельной работы на внешних рынках.
По мнению замглавы Всеукраинской энергетической ассоциации Юрия Саквы, конкурентоспособность украинской э/э можно было бы повысить за счет отмены дотационных сертификатов для экспортеров. Тогда цена де-факто снизится до уровня цены электроэнергии ТЭС и будет ниже цен для внутренних промпотребителей в Украине.
При этом Саква считает, что даже в условиях сокращения цен на внешних рынках Украина должна продавать электроэнергию даже в убыток, чтобы занять нишу. Так делалось с 2009 по 2014 годы, когда правительство поэтапно отменяло дотационные сертификаты для экспортеров в Беларусь, Молдову, Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу.
Эта идея близка ДТЭК: нынешнюю цену электроэнергии из-за дотационных сертификатов они считают завышенной на 30% и не конкурентной на европейских рынках.
Но тогда компенсировать разницу в тарифах для населения будут другие участники рынка. Таким образом, экспортеры купят э/э по себестоимости, а нагрузка на внутренних поставщиков вырастет.
Ранее необходимость дотационных сертификатов для экспорта отстаивал Минэнергоуглепром, считая себестоимость тепловой генерации завышенной. “Как увеличить экспорт, если ваша (ДТЭК — ред.) себестоимость в два раза выше, чем в Европе? Вам подарить эту разницу? А уменьшить себестоимость — вы этим не занимаетесь”, — сказал после ухода с поста министра Владимир Демчишин.
Потребность в компенсации низких тарифов для населения должна исчезнуть, когда заработает рынок электроэнергии и тарифы вырастут до экономически обоснованных — после пятой волны повышения цен в марте 2017 года.
А пока не совсем понятно, почему экспорт должны дотировать наравне с населением за счет остальных покупателей электроэнергии в Украине.
Ожидается, что новый министр энергоуглепрома Игорь Насалик вскоре выскажет свой взгляд на эту тему. Пока он обошелся общим утверждением, что возобновление экспорта в Беларусь и Молдову — одно из приоритетных заданий Минэнергоуглепрома. Насалик считает, что экспорт позволит увеличить загрузку тепловой генерации. Забавно, что аналогичное мнение высказывал экс-министр Демчишин еще в феврале. А между тем, экспортирует в настоящее время только “Бурштынский энергоостров”.
Виктория Ильченко
По материалам: Діло
Поделиться новостью
Также по теме
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года
Украина с 1 октября ограничит импорт индийского топлива
Словакию и Венгрию предупредили о последствиях за покупку российской нефти