"Шелковый путь" из Китая в ЕС транскаспийский транзит в обход России


"Шелковый путь" из Китая в ЕС транскаспийский транзит в обход России

Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан и Казахстан будут участвовать в транспортировке грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) – одному из коридоров китайского “Шелкового пути”, проекта по доставке грузов из КНР в Европу. Главным маршрутом “Шелкового пути” является северный – через Казахстан, Россию, Беларусь и дальше в Европу. ТМТМ – южный маршрут под названием “Шелковый ветер”, с Казахстана через Азербайджан и Грузию и оттуда в двух направлениях – в Турцию или Украину, через которую – дальше в Беларусь и литовский порт Клайпеда в Балтии.

Эксперты, которых опросила DW, считают, что у постсоветских стран, которые Москва хотела бы удерживать в сфере своего влияния, есть причины для углубления сотрудничества с Китаем в проектах, исключающих присутствие России. Украина будет развивать транзит в обход РФ после того, как с 1 января РФ ввела ограничения на проезд по своей территории в связи с подписанием соглашения об ассоциации между Киевом и ЕС. Присоединение к обходному коридору ТМТМ союзников России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) – Белоруссии и Казахстана, – по мнению аналитиков, объясняется тем, что участники альтернативного маршрута ожидают инвестиций в совместные проекты из Китая, чего по разным причинам не может дать Россия.

Обходной маршрут

О начале глобального экономического проекта “Шелковый путь” Китай заявил еще в 2013 году. Его целью является углубление сотрудничества между странами, через которые пролегают транспортные коридоры в Европу из Азии. Через год, накануне ноябрьского саммита глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин объявил о создании специального Фонда развития объемом в 40 миллиардов долларов. Летом 2015 года для проверки действующей инфраструктуры Транскаспийского маршрута Пекин отправил в экспериментальный рейс контейнерный поезд через Казахстан и Азербайджан.

Маршруты “Шелкового пути”

В прошлом ноябре к ТМТМ присоединилась Турция. Вместе с транспортно-логистическими операторами Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле объявили о решении создать консорциум для транспортировки грузов из Китая в ЕС альтернативным путем. Уже в декабре Тбилиси встретил поезд, который доставил через Азербайджан и Каспийское море первый груз по коридору ТМТМ.

В январе 2016 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Украина подписали протокол о льготных тарифах для грузоперевозчиков, а затем Транскаспийский маршрут протестировал Киев. В начале февраля в порту Ильичевск под Одессой с пробного рейса до китайской границы вернулся железнодорожный состав. По информации министерства инфраструктуры Украины, уже к концу марта контейнерный поезд до Китая начнет работу в бизнес-режиме в пределах альтернативного коридора “Шелковый ветер”.

Собственный “Шелковый путь” Украины

Россия критически оценивает перспективы ТМТМ для Украины. В специальном обзоре московского Института энергетики и финансов (ИЭФ) указано, что “реальная стоимость перевозок украинским “Шелковым путем” будет втрое дороже”, чем ожидаемая. Нереальным считают эксперты ИЭФ и сокращение сроков доставки грузов по ТМТМ до 10-12 дней, о которых заявила Украина, из-за задержек на паромных переправах Одесса-Поти и Баку-Актау.

Однако аналитик киевского Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач говорит, что в этой ситуации любой транспортный проект в обход России будет перспективным для Украины, поскольку снимает риски запретов российской власти для украинских экспортеров и импортеров. В интервью DW эксперт напомнил, что Киев еще до конфликта с Москвой рассматривал как один из приоритетных маршрутов “Шелкового пути” обходной вариант через Закавказье. “Украина с черноморскими портами может стать одним из ключевых звеньев китайского проекта”, – говорит Горбач. По его словам, запрет России на украинский транзит стал импульсом для развития контейнерных перевозок через Черное море и Закавказье.

“Увеличение потока товаров Транскаспийским маршруту удешевит себестоимость перевозок”, – считает аналитик. К ТМТМ может присоединиться также контейнерный поезд “Викинг”, который курсирует с 2003 года и объединяет порты Одессы и Ильичевска через Минск с литовским портом Клайпеда, который не замерзает. Пресс-служба украинского правительства в начале февраля сообщала, что с Литвой был подписан меморандум об объединении проекта “Шелковый ветер” из Украины в Китай проекту “Викинг”.

Документальную базу для развития маршрута ТМТМ готовит и Китай. Государственная корпорация ChinaMerchantsGroup подписала с Клайпедским портом меморандумы о создании транспортно-логистического центра “Шелкового пути” и намерена построить в Минске в рамках индустриального проекта “Большой камень” логистический центр. По мнению Владимира Горбача, главным минусом этих начинаний может стать давление Москвы на страны Закавказья или Казахстан как на экономического и военного союзника России. “Но думаю, что ожидания стран-участниц обходного маршрута на капиталовложения со стороны Китая перевесят значение российского давления”, – предполагает украинский эксперт.

Китайский интерес для Казахстана

“Для союзника России по ЕАЭС Казахстана участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте в обход российской территории может стать шансом на выход из тяжелого кризиса”, – заявил в беседе с DW казахский экономист Петр Своик. “Маршрут “Шелкового пути” через Россию неживой и под него ничего не делается; нет инвестиций и совместных проектов с РФ”, – подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в участии Астаны в китайском проекте ТМТМ не стоит искать политический подтекст.

“Я сторонник евразийской интеграции, но в реальности ЕАЭС стал набором нестыковок и неувязок и занят вопросами взаимной торговли вместо реализации инвестиционных проектов”, – говорит Своик. По его словам, “братья-россияне обеспокоены Украиной, войной в Сирии, но никаких серьезных экономических планов с Казахстаном у них нет”.

Инвестиции в Казахстан идут только из Китая, подчеркнул экономист. Причем реализация китайско-казахстанских транспортных объектов началась еще до проекта “Шелковый путь”. Так, уже построили новую стратегическую магистраль от китайской восточной границы к западу Казахстана, увеличили пропускную способность железнодорожного перегрузочного пункта в Хоргосе, развивают порт Курык на Каспийском море.

В этой ситуации, убежден экономист, Казахстан “действует логично в предложенных ему обстоятельствах – крепко держится за все китайские предложения и вынужден вписываться в многовекторный интерес Китая”, как и другие участники ТМТМ, рассчитывая на будущие инвестиции в совместные проекты.

Галина Петровская, Анита Грабская

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua