Феномен Трампа. Почему американцы голосуют за «клоуна-фашиста» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Феномен Трампа. Почему американцы голосуют за «клоуна-фашиста»

Мир
3242
Источник популярности эксцентричного миллиардера – восстание среднего класса против сложившейся “коррумпированной” системы
Многочисленные политические комментаторы как слева, так и справа за последние месяцы исписали тонны бумаги, пытаясь найти объяснение невероятному взлету популярности Дональда Трампа – человека в высшей степени противоречивого, позволяющего себе высказывания и поступки, далеко выходящие за пределы принятых в США норм. Политологический стон стоял по всей земле великой.
Самым популярным мнением было примерно такое: «Проблема не в самом Трампе, а в американском народе». Дескать, под воздействием бесконечных сериалов и реалити-шоу (тут сильно доставалось семье Кардашьян) отупели сограждане. Многомудрые обозреватели и публицисты в чем только не винили сограждан – и в бесконечной жажде шоу, и в политическом инфантилизме, и в имманентной нетерпимости, и даже в скрытом расизме.
Мнение это обычно подкрепляется историями из жизни, в которых сторонники Трампа выглядят совершеннейшими тупицами, склонными к расизму и отрицающими любое знание. Собственно говоря, он сам является неплохим подтверждением данной теории: его публичные выступления полны неприязни к разного рода меньшинствам, постоянным восхвалением людей «с низким образовательным уровнем», очевидными бессмыслицами из области истории, политики и экономики и туповатыми шутками (часто – ниже пояса).
Прочно заняв позицию «не повезло нам с народом», многие американские обозреватели теперь ломают голову над вопросом, как так вышло, что милые, добрые и честные сограждане вдруг в одночасье превратились в толпу злобных фашиствующих балбесов с клоуном-фюрером во главе. Нормального ответа пока нет, да и быть не может. Дело в том, что постановка вопроса, несмотря на кажущуюся очевидность, не вполне правильна. Трамп привлекает людей не расизмом и шуточками. (По крайней мере, не только ними). Если копнуть глубже, то станет ясно: дело в катастрофическом отчуждении элит и населения страны.
За последние пятьдесят лет средняя зарплата в США выросла лишь на один доллар – с 19 до 20 долларов в час (с учетом инфляции, конечно), то есть огромный рост производительности труда не привел к росту богатства среднего класса. Более того, с начала XXI века наметилась обратная тенденция: уверенно растет число бедных американцев, средний класс сокращается, богатых (с доходом более 100 тысяч долларов в год) также становится все меньше.
Эти негативные тенденции совпали с ускоряющейся деиндустриализацией экономики США, вызванной заключением международных соглашений о свободной торговле. В ходе этого процесса десятки миллионов рабочих мест на промышленных предприятиях «эмигрировали» в Китай, Мексику и другие страны. Одновременно с этим из самой Мексики активизировалась иммиграция, что только усилило конкуренцию на без того сжимающемся рынке хорошо оплачиваемых вакансий в промышленности.
В 2008 году наступил финансовый кризис, в результате которого работы стало еще меньше, многие простые американцы остались без своих домов (нечем было платить ипотеку), дома других существенно упали в цене. Правительство приняло TARP – программу спасения крупных банков и финансовых компаний, которые, по общему мнению, и привели к краху. Компании и банки были спасены за счет налогоплательщиков, но самим налогоплательщикам никто помогать и не думал. Кстати, от этого кризиса экономика так толком до сих пор и не оправилась.
В 2010 году Верховный суд США принял решение, известное как Citizens United, установившее новые правила политической игры в стране. Если коротко, то оно позволило все тем же крупным банкам и корпорациям вливать неограниченное количество денег в избирательный процесс. Фактически это стало легализацией политической коррупции: политики, желающие собрать деньги на кампанию, вынуждены защищать и оберегать интересы не столько собственных избирателей, сколько богатых доноров, без чьей поддержки победить на выборах почти невозможно.
Это решение ВС США ненавидят почти все: за отмену Citizens United выступают 80 процентов республиканцев и 83 процента демократов. Но, разумеется, элита обеих партий, получив доступ к космическим объемам денег, на это идти не хочет. А если кто-то и смеет выступать за пересмотр решения, тут же оказывается без внешнего финансирования и, соответственно, перспектив на переизбрание.
Описанные экономические, демографические и политические проблемы в последние десятилетия приобрели хронический характер. Сейчас уже это «новая норма» – положение вещей, оспаривать которое считается «маргинальным», «нереалистичным» и «безответственным». Однако сами проблемы никуда не делись. Более того, они ведут ко все большему отчуждению между политиками в Вашингтоне, магнатами в Нью-Йорке с одной стороны и всеми остальными жителями страны – с другой.
Особенно сильны эти настроения среди представителей белого среднего класса – традиционных избирателей Республиканской партии. В сентябре 2015 года был проведен опрос общественного мнения, участников которого попросили согласиться или не согласиться с таким утверждением: «В последние годы я все менее идентифицирую себя с тем, во что превращается Америка». 72 процента республиканцев согласились. Еще 62 процента республиканцев подтвердили, что «чувствуют себя иностранцами в собственной стране».
Демократы, которые ранее защищали средний и рабочий класс, переключились на вопросы расового и гендерного равенства, борьбы за права ЛГБТ, обсуждение вопросов всемирного изменения климата и тому подобным. Республиканцы бьются за права самых богатых членов общества, а также занимаются распространением демократии в экзотических странах. Десятки миллионов простых американцев осознали, что они и их проблемы никому, в общем, не интересны. Более того, они и изменить ничего не могли толком: Citizens United надежно держал их рот на замке. Избирательная активность достигла исторических минимумов. Даже выборы в Конгресс и Сенат привлекают менее половины избирателей.
И тут появился Дональд Трамп. Первым делом он тут же громогласно озвучил «секрет» американской политики: все политики куплены, причем многие – лично им. Он пообещал прекратить иммиграцию, построив на границе с Мексикой стену. Он собрался разорвать невыгодные торговые договоры с Китаем и другими странами, вернув в США промышленность. Он готов выкинуть из политики большие деньги, отменив Citizens United. Он пообещал «взяться» за самых крупных банкиров, дружно ненавидимых средним классом. Он не хочет воевать за границей, но и мусульман в страну тоже пускать не намерен. Более того, он посягнул на святое – на доходы военно-промышленного комплекса, пообещав покупать для армии только то, что ей нужно, а не то, что требуют купить могущественные лоббисты.
При этом Трамп сам ни у кого денег не берет, финансирует свою кампанию сам, а на мнение «специалистов», «политологов» и прочих пригревшихся в Вашингтоне «умников» ему плевать.
Для десятков миллионов отчужденных американцев появление такого политика – это надежда на «возвращение страны себе». Как он выглядит, что он говорит – не так уж и важно. Ему прощают вообще все. Главное, он не принадлежит к устоявшемуся кругу истеблишмента, «отобравшего» страну у ее жителей. Интересно, что в этих условиях критика Трампа со стороны губернаторов, сенаторов, партийных функционеров дает эффект, прямо противоположный ожидаемому. Избиратели думают что-то вроде: «Ага, раз его эти шакалы атакуют, значит, он и правда чего-то стоит».
Тут очень важно отметить такой момент: не существует никакой гарантии, что Трамп действительно собирается исполнять все свои обещания. Дело в том, что его многократно и по различным поводам ловили на лжи. Насколько президент Трамп будет соответствовать Трампу-кандидату, еще только предстоит выяснить. Но люди, почувствовав надежду на коренные изменения, готовы дать ему шанс. Масштабы его поддержки действительно впечатляют: он не просто побеждает почти на всех кокусах и праймериз, но и привлекает на участки огромное число людей, ранее политикой не интересовавшихся. Явка на республиканских праймериз в текущем году на 40-50 выше, чем во время прошлой кампании – в 2012 году.
Все те же специалисты и политологи, ранее предсказывавшие Трампу яркую, но недолгую кампанию, сейчас в один голос заявляют, что он ни за что не сумеет одолеть Хиллари Клинтон на выборах в ноябре (при условии, что он и она будут выдвинуты от своих партий).
На первый взгляд, так и есть. Однако не все так просто. Сейчас примерно половина демократов голосует за сенатора Берни Сандерса, чья программа парадоксальным образом во многом схожа с трамповской. Он также выступает, за отмену торговых соглашений, против Citizens United, за ограничение всевластия больших корпораций и так далее. Но главное, он, как и Трамп, привлекает избирателей, всей душой ненавидящих нынешний порядок и охраняющих его представителей истеблишмента.
Так вот, многие, очень многие из этих людей на выборах в ноябре скорее не пойдут на выборы или даже проголосуют за мерзкого Трампа, чем отдадут свой голос за сохранение статуса-кво под началом Хиллари Клинтон. В этом году борьба идет не столько между демократами и республиканцами, сколько между сторонниками и противниками действующей системы.
Иван Яковина
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас