Винница против Чикаго, или на что способны в кресле премьера два главных претендента, Яресько и Гройсман — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Винница против Чикаго, или на что способны в кресле премьера два главных претендента, Яресько и Гройсман

Казна и Политика
745
Американка Яресько даст фору выходцу из Винницы Гройсману по части денег, бизнеса и неангажированности, а спикер ей – по влиянию и «хозяйственности»
Кто более достоин сменить Арсения Яценюка в премьерском кресле – министр финансов или спикер парламента, аргументируют экономисты и политические эксперты
Анна Деревянко, экономист, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации
Оба этих кандидата – достаточно хороши. Мне кажется, для кандидатуры премьера важно быть не только экономистом, но и хорошим управленцем. Нужно быть менеджером, который сможет создать эффективную команду в виде Кабмина, смог бы управлять этой командой, мотивировать на те свершения, которые нужны для трансформации Украины.
Премьер-министр должен быть тем человеком, который сгруппирует этих людей, сможет разглядеть рациональное зерно в тех вещах, которые предлагаются различными министрами. Кто из них – пока трудно сказать. Никто из них раньше не работал на этой позиции.
Наталья Яресько является харизиматичным лидером. Она воспринимается бизнес-сообществом, ее хорошо знают не только внутри страны, но и за ее пределами. Ей доверяют международные донорские организации. Она очень хорошо разбирается в финансах, потому что это была ее профессиональная среда до того, как Яресько пришла в Кабмин.
Второе – она не связана с какими-то интересами, которые происходят от олигархических структур, не имеет особого политического влияния, какой-то политической истории, в которой отчасти замешан Гройсман. То есть, Наталья является представителем технократического правительства, как сейчас популярно говорить. Но это может быть как плюсом, так и минусом.
Если рассматривать это, как плюс – она ничего не должна всем тем группам, которые отягощают процесс принятия решений нашей страны и иногда мешают внедрить в наше государство какие-то прогрессивные вещи. Если рассматривать этот пункт как минус, ей будет непросто договариваться в парламенте о тех или иных изменениях и законопроектах.
Владимир Гройсман имеет свой определенный плюс – он больше политик, чем Яресько. В политической канве он достаточно давно. Ему будет проще договариваться с различными политическими силами, которые на сегодня формируют парламент. Кроме того, у него сложились более тесные отношения с президентом. То есть, потенциально это может быть одна команда.
С другой стороны, Гройсману должно хватить силы воли и характера, чтобы ставить заслонки от того, что ему будут навязывать другие группы влияния. Если он сможет действительно принимать государственные решения, которые будут на пользу стране, он должен стать хорошим кандидатом.
Также Гройсман хорошо проявил себя на посту мэра Винницы. В этом плане его есть за что уважать – он изменил облик этого города. Очевидно, что он является активным молодым лидером, который очень активно смотрит вперед.
Тарас Березовец, политтехнолог, директор компании Berta Communications
Приоритетность в глазах президента такая: Яресько – номер один, Гройсман – номер два. Третья кандидатура – Александр Турчинов, запасная кандидатура – Михеил Саакашвили. Это то, о чем чаще всего говорят в Администрации президента.
Если говорить о главных кандидатурах – Яресько и Гройсмане, оба варианта проходные в нынешней Верховной Раде. И за одну, и за вторую могут проголосовать.
Плюсы Яресько – то, что она политик, не имеющий политических амбиций. Она не собирается становиться президентом. Да и не сможет им стать, потому что украинское гражданство получила всего полтора года назад. По Конституции же для этого нужно 10 лет быть гражданином Украины.
Кроме того, это технократичный премьер-министр, который не будет создавать никакой партии. Она будет всецело зависеть от позиции президента и других парламентских фракций.
Дополнительные плюсы – Яресько имеет достаточно неплохой имидж в глазах международных финучреждений, в первую очередь, Госдепа США, у Евросоюза, у МВФ. С такой точки зрения она самый удобный премьер-министр. На фоне новостей о ее возможном назначении стали расти украинские евробонды. Это достаточно четкий индикатор.
Из минусов Яресько – она ничем особым не запомнилась на посту министра финансов, никакими серьезными достижениями похвастаться не может. В Украине она живет давно, но достаточно слабо адаптирована к украинской политической системе. Соответственно, ей будет сложно вести переговоры с любыми другими игроками. А поскольку фракциями управляют олигархи, им она немного не по нутру. Все ее инициативы будут тормозиться, рубиться на корню.
Яресько столкнется с очень серьезными проблемами на уровне аппарата ВР, с саботажем обладминистраций – как менеджер она не пытается договариваться, она пытается давить. Она слишком жесткая, не гибкая. Ей будет сложно реализовать политику, даже если это будут самые лучшие начинания. Она их практически никогда не сможет реализовать на практике.
Что касается Гройсмана, то у них с президентом отношения, как между старшим и младшим братом. Гройсман относится к Порошенко с подчеркнутым уважением.
Он достаточно разумный менеджер, это лучший мэр Украины по многим рейтингам. Как мэр Винницы, он показал себя с самой лучшей стороны, не замешан ни в каких скандалах. Имеет опыт работы вице-премьером уже в правительстве. Он понимает систему работы. Хороший бюрократ, хороший управленец, не конфликтный. Он сможет легко договориться со всеми крупными игроками. С точки зрения проведения реформ, если они будут плохими, жесткими, но необходимыми, он сможет со всеми договориться.
Из минусов – он плохо узнаваем на международной арене. И в Украине это практически непубличный политик, не яркий. Население страны в своем большинстве Гройсмана не знает. Соответственно, у него нет антирейтинга, но и нет большого рейтинга доверия. Но есть большая зависимость от действующего президента. Еще большая, чем в случае с Яресько.
У многих людей могут возникнуть подозрения, что это ручной премьер, а реальное управление будет осуществлять Банковая. Фактически, Банковая становится новым Кабмином. Сам Гройсман также будет, скорей всего, больше времени проводить на Банковой, нежели на Грушевского.
И главный его минус с точки зрения многих людей, это то, что он из Винницы, как и президент. И уже начинается публичная волна, что раньше были а-ля все донецкие, а теперь – все винницкие. Порошенко винницкий уже достаточно условно, потому что был связан с Винницей какой-то небольшой частью своей биографии. Но обществу будут эту тему навязывать старательно.
Светлана Залищук, народный депутат от фракции Блок Петра Порошенко
У Натальи Яресько есть существенные преимущества по сравнению с другими кандидатами. Первое, и самое главное – то, что она одинаково отдалена от различных политических групп и политических игроков.
Второе – она до этих пор демонстрировала, что у нее нет дальнейших политических планов. В том смысле, что обычно люди, которые приходят во власть, сразу же создают какую-то политсилу под себя, чтобы потом пойти на выборы и так далее. У нее этого нет, а значит, политические амбиции не будут вредить ее деятельности на посту премьера.
Эти два пункта снимают с нее проблему конкурентности и желания соревноваться. Потому что, если премьер от одной фракции, другая будет его воспринимать в системе координат «свой-чужой». А в этом случае между политиками отсутствует доверие.
Третье – отношения Яресько с международными партнерами и доверие от иностранных политиков и организаций к ней. Это важно, ведь многое в Украине сейчас делается в партнерстве с международными организациями. Ну, и еще одно – она женщина. Лично я всячески выступаю за то, чтобы роль женщины в управлении страной усиливалась.
Что касается Гройсмана, то он – близкий человек к президенту, представитель БПП. Ему будет трудно находить компромиссы с членами коалиции. Вторая проблема – нам нужен лидер правительства, который был как бы немного выше всех политических противостояний, которые сейчас происходят в Украине. А положение Гройсмана – совсем не такое.
Светлана Матвиенко, глава Совета Лаборатории законодательных инициатив
Кандидатура Натальи Яресько фигурировала в списке потенциальных кандидатов достаточно давно. Это была альтернатива активно обсуждаемой ранее кандидатуре Михеила Cаакашвили. Ее сильная сторона – репутационная: она успешная бизнес-вумен, у нее хорошее образование, есть доверие на международной арене. Она достаточно четко подпадает под категорию «технического» премьер-министра без политической ангажированности и политических привязок. Ее западный опыт дает возможность формировать образ доверия в глазах западных партнеров и кредиторов Украины, в том числе, МВФ. Однако, ее назначение может натолкнуться на большое препятствие, а именно – вопрос поддержки в зале парламента.
Слабой я бы назвала ее коммуникационную стратегию. Она не слишком переживала по поводу поддержки коммуникаций с Верховной Радой, и это может существенно помешать реформам на законодательном уровне. Слава о ее превосходстве и неконтактности в отношении парламента очень распространена среди народных депутатов Украины. Условием успеха голосования за нее в парламенте может быть исключительно межфракционное соглашение или уже известный способ «переломить через колено». Аргументов для этого можно найти множество, но ключевой – это очередной транш МВФ.
Владимир Гройсман является человеком, который следит за результатами своего пребывания на той или иной должности. Ориентированность на конкретный и измеряемый результат – его важная черта. Здесь можно вспомнить его управленческое преимущество – опыт реформ в Виннице. На посту спикера ВР одним из первых его дел была инициатива институциональных реформ. Но даже помимо этого можно говорить о конкретных делах и успехах: это развитие «электронного» парламента, переоснащение помещений комитетов парламента, зала согласительного совета и тому подобное.
Вызовом для спикера стала работа Конституционной комиссии, которую он возглавляет. С одной стороны, были наработаны законопроекты изменений в Конституцию, они были внесены в ВР. Но было и немало нареканий касательно публичности и открытости этого процесса. После неоднозначных голосований по отчету правительства, Гройсман взял на себя инициативу и выступил с предложением проведения круглого стола высокого уровня по урегулированию правительственно-парламентского кризиса.
Гройсман – это человек амбиции. Нельзя не оценить его новый подход к пониманию процессов. Он разрабатывает определенные видения отдельных сфер, проводит внутреннюю работу, собирает круглые столы для обсуждений. Таким образом, команда спикера ведет постоянную работу над выработкой отправных точек реформ в таких сферах, как финансовые услуги, здравоохранение, занятость, система стимулирования малого и среднего предпринимательства и тому подобное. Это в определенной степени является индикатором готовности Гройсмана возглавить правительственную команду.
Слабой стороной является привязка к президенту. Его назначение может вызвать сильные политические торги, ведь будет прямым сигналом к усилению президентской вертикали. Однако, у него есть большая поддержка – это сессионный зал, и его кандидатура может быть более спокойно поддержана Верховной Радой. За место спикера будут горячие торги. Эта должность станет предметом политического обмена для поддержки коалиции крупных фракций в парламенте.
Александра Горчинская
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас