Фиксированный, плавающий, падающий: когда прекратится падение гривны? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фиксированный, плавающий, падающий: когда прекратится падение гривны?

Валюта
2247
Несмотря на то, что правительство и НБУ в конце прошлого года декларировали одним из своих основных достижений макроэкономическую стабилизацию, общество и бизнес ее так и не дождались.
В начале февраля межбанк пересек отметку в 26 грн за доллар, а в начале марта валюта торгуется уже выше 27 грн за доллар. Хотя еще несколько месяцев назад, Минфин заложил в бюджет согласованный с Международным валютным фондом курс в коридоре 24,1 – 24,4 гривен.
Несмотря на то, что стабильность национальной валюты является одним из важнейших индикаторов инвестиционной привлекательности стран, регулятор де-факто от задачи удерживать курс отстранился.
Однако следует признать, что и инструментов для удержания курса национальной валюты в НБУ недостаточно.
Неоправданные ожидания
Регулятор в нынешних колебаниях курса проблемы не видит. “Рынок сам находит равновесие” – спокойно объясняет председатель НБУ Валерия Гонтарева. Среди нынешних вызовов национальной валюты глава НБУ называет новые фундаментальные факторы, в частности – ухудшение внешней конъюнктуры, снижения цен на сырьевых рынках и закрытия России для украинских экспортеров, что сказалось на платежном балансе страны.
Среди дополнительных факторов – избыточная ликвидность, которая была “вброшена” в систему Министерством финансов в начале января в систему в размере 30 млрд грн.
Однако ждать новых вызовов национальной валюте долго не пришлось.
“В феврале кроме фундаментальных факторов, таких как низкие цены на продукцию украинского экспорта на курс начали влиять и чисто внутренние факторы. Политический кризис, в который вошла Украина после заявлений об отставке министров повысил опасения, в том числе, и о следующем транше МВФ. И несмотря на то, что премьер-министр Яценюк сохранил за собой место, явная разбалансировка в политических кругах наблюдается”, – говорит руководитель отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital – Юрий Товстенко.
В отличие от власти, менее спокойно себя чувствует население и бизнес.
Нынешняя монетарная политика НБУ вместе с экономическими проблемами лишила национальную валюту одной из важнейших функций, а именно – функции накопления.
Инфляция потребительских цен в прошлом году составила 43,3% в годовом выражении, что в два раза превышает среднюю процентную ставку по депозитам.
В такой ситуации, одним из немногих способов для сохранения собственных сбережений остается покупка валюты, что выливается в дополнительную нагрузку на обменный курс гривни и лишь усиливает “долларизацию” экономики.
И “гибким” нынешнее курсообразования назвать трудно, потому что сама “гибкость” уже третий год де-факто представляет собой постоянное ослабление.
Не помогает даже МВФ
Одним из важнейших индикаторов для устойчивости национальной валюты является уравновешенный платежный баланс страны, состоит из торгового баланса и финансового счета.
С 2010 года дефицит текущего счета платежного баланса перекрывалось профицитом финансового счета. Однако это уменьшало золотовалютные резервы НБУ и наращивало проблему внешнего долга.
В результате чего, Украина потеряла доступ к внешним рынкам капитала. Одним из последствий этого было то, что прежняя власть страны была вынуждена договариваться о политическом кредите в размере $ 15 млрд от Российской Федерации, откладывала хроническую болезнь платежного баланса страны, однако никак ее не решала.
После революции достоинства, получения политических кредитов от РФ стали невозможными, или нецелесообразными. Компенсировать их должна была программа полноценного сотрудничества с МВФ – Stand-by объемом в $ 17 млрд.
Непопулярной мерой программы для решения проблемы платежного баланса был отказ от фиксированного курса валюты, и переход к “рыночному” в рамках режима инфляционного таргетирования, суть которого заключается в контроле инфляции, но не курса национальной валюты.
Однако, задекларированный правительством курс на уровне 10 грн за доллар быстро стал “нерыночным”, постепенно девальвируя до 20 грн за доллар, несмотря на введенные административные ограничения, такие как лимитированная продажа валюты населению.
Это в свою очередь начало усиливать роль теневого рынка валюты. Программа Stand-by “забуксовала” уже в конце 2014 года, в то время, как боевые действия на востоке страны стали основным катализатором оттока капитала и падения экономики.
В начале 2015 года было окончательно ясно, что программа Фонда в Украине не работает. Паника на валютном рынке достигла своего апогея в конце февраля – начале марта, когда межбанковский рынок пересекал отметку в 30 грн за доллар. На наличном рынке цена доллара достигала 40 грн.
В конце апреля 2015 года МВФ согласовал новую расширенную программу сотрудничества с Украиной – EFF. Она предусматривала финансирование Украины на сумму в $ 25 млрд на четыре года, еще $ 15 млрд Украина должна сэкономить для уравновешивания платежного баланса благодаря реструктуризации внешнего коммерческого долга.
Благодаря новой программе, НБУ надеялся держать курс в коридоре 21-22 грн за доллар, что позволяло бы сдерживать инфляцию на уровне до 30%. Тогда бюджет страны был построен на оптимистическом сценарии, который предусматривал падение ВВП на 5,5% при инфляции 26,7%.
Два других правительственных сценария предполагали падение ВВП на 8,6% и 11,9% при инфляции 38,1% и 42,8% соответственно. И в результате оправдался пессимистичный сценарий, позволяющий говорить о том, что регулятор со своей задачей не справился.
Курс будущего
С этого года НБУ уже фактически задекларировал, что его целью, в рамках политики валютного таргетирования, является достижение целевого показателя инфляции, который не превышал бы 12%, а в 2017 году – 8%. Фактически это означает, что НБУ должен не допускать дальнейшей девальвации. Однако уже сейчас большинство экспертов отмечает, что достичь этой цели НБУ вряд ли сможет.
Регулятор с пессимизмом рынка хорошо знаком. Недавно он опубликовал ожидания бизнеса, которые существенно отличаются от его прогнозов.
Результаты опроса руководителей предприятий в ноябре-декабре 2015 года показали, что они ожидают роста потребительских цен на 22,5% в течение следующих 12 месяцев. Отсюда следует, что режим инфляционного таргетирования в Украине де-факто не работает. НБУ таким образом не контролирует ни цены, ни денежную единицу.
Однако обвинять только один регулятор нецелесообразно. “В данных условиях нельзя сказать, что регулятор вообще не пытается удержать гривну. Просто с таким уровнем золотовалютных резервов ($ 13,40 млрд) и, тем более, не понимая сроки следующего транша от МВФ регулятор не будет пытаться значительно усиливать гривну. Но он на периодической основе проводит аукционы по продаже валюты для сглаживания резких колебаний”, – подчеркивает Товстенко.
Валютное таргетирование, которое предусматривает гибкое курсообразование, это монетарная политика, которая характерна обычно для развитых экономик, где правительство берет на себя ответственность за экономическую политику страны. Украину к таким странам пока относить не приходится, поэтому переход к такой политике был несколько преждевременным.
“В ситуации, когда вся система разобрана и функционирует в каком-то ручном режиме: экономическая, политическая, правовая – ожидать какого-то чуда от центробанка не стоит. Для маленькой, открытой экономики, которая очень подвержена внешним шокам и достаточно волатильная сама по себе, не говоря уже о войне, это большая роскошь – говорить о плавающем курсе. Страна себе этого просто не может позволить ни по каким параметрам”, – констатирует финансовый аналитик Иван Угляница.
Именно поэтому недавний визит делегации НБУ в Новую Зеландию с целью изучения лучших мировых практик инфляционного таргетирования, на фоне очередной волны девальвации, воспринимался весьма скептически.
Перед тем, как переходить к этому режиму, Украине требовалось решить много структурных проблем в экономике и сделать возможным привлечение реальных промышленных инвестиций. В то же время экономическая нестабильность заставила регулятор сжимать денежную массу, и концентрировать у себя ликвидность, для того чтобы она не попала на валютный рынок, что не могло не сказаться на деловой активности в стране.
“Для стабилизации курса нужно заниматься (в понимании развития) производством, экспортом и инвестициям, как это делает ФРС или ЕЦБ. Только так можно увеличить приток валюты в страну и закрыть дыру в платежном балансе. Для этого нужно снижать риски, кредитовать реальный сектор и восстанавливать доверие к финансовой системе страны”, – констатирует эксперт Экономического дискуссионного клуба Анатолий Максюта.
В то же время, вопрос стабильности курса и восстановление доверия к финансовому сектору страны для инвесторов является одним из важнейших.
Как видно по результатам последних лет, желающих инвестировать в Украину немного, что и неудивительно, поскольку все инвесторы понимают, что пока в Украине реально не стабилизируется политически-экономическая ситуация, потери на курсовых разницах неизбежны, что сделает инвестиции убыточными.
Национальная валюта в Украине всегда является заложником политики. Если раньше ее курс, по политическим мотивам удерживался на таком уровне, что накапливал макроэкономические дисбалансы, то теперь на нее влияет политическая нестабильность и безответственность политиков, которые не только не готовы реально бороться с коррупцией, но и сами ее производят.
В больном организме, пораженном коррупцией насквозь, с отсутствующей системой правосудия и обеспечения правопорядка, полечить отдельно центробанк или курс невозможно, поэтому неудивительно, что рынок до сих пор не может найти “эквилибриум”, о котором часто вспоминает председатель НБУ, прогнозы которого редко сбываются.
“Учитывая множество негативных факторов, скорее всего, гривна продолжит плавную девальвацию. Не исключено, что мы увидим курс на уровне 30 грн/долл. Сиутация изменится после того как МВФ возобновит выделение траншей, по которым последуют другие внешние вливания, такие как выпуск евробондов под гарантии США, кредиты от различных стран и др. Но для этого нужна политическая стабильность, и реальные показатели борьбы с коррупцией и проведения реформ”, – констатирует Товстенко.
Мойсеенко Олександр
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас