Богдан Дуда: Блеск и нищета межбанковского валютного рынка Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Богдан Дуда: Блеск и нищета межбанковского валютного рынка Украины

Валюта
3088
В течение последних двух лет объемы торгов на межбанке снижались ежегодно вдвое. Что за этим стоит?
Межбанковский валютный рынок является важнейшим сегментом валютного рынка в целом. Здесь в основном формируется спрос на иностранную валюту. В большинстве стран именно межбанк выступает драйвером валютной сферы, ведя за собой другие ее сектора. Однако, в Украине происходит ситуация, когда объемы торгов безналичной иностранной валютой стабильно снижаются. Это обусловливает необходимость в изучении этого явления.
Из рисунка видно, что в январе 2014 г. объемы операций с безналичной иностранной валютой на межбанковском валютном рынке Украины характеризовались скачкообразным трендом. В конце 2013 г. торги начали только расти, достигнув пика в 2014 г. Особое внимание стоит обратить на то, что независимо от объемов купли-продажи иностранной валюты на межбанке, объемы экспорта/импорта практически не менялись. Поэтому причины расширения коридора безналичного сегмента валютного рынка имели другую природу, прямо не связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Богдан Дуда: Блеск и нищета межбанковского валютного рынка Украины
Свой отпечаток на валютную сферу наложили политические события. Так, в течение 2013 г. на валютном рынке не было возмущений, НБУ жестко держал курс 8,0 грн за доллар США. Это, конечно, имело ряд побочных эффектов: накопился девальвационное потенциал, экономические агенты были лишены мотивов к диверсификации валютных рисков, искажалась экономическая картина в целом. С другой стороны участники внешнеэкономической деятельности могли планировать свою деятельность хотя бы на среднесрочную перспективу.
Однако из рисунка видно, что вопрос заключается в другом. Почему объемы торгов в разы превышали объемы импорта и экспорта в течение 2013 г. и почти сравнялись в 2014-2015 г.. На первый взгляд может показаться, что ответ лежит в постановлении НБУ №160 от 3 марта 2015 г., которой банкам разрешено осуществлять приобретение иностранной валюты в собственных целях в размере не большем 0,1% размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте). Частично этот ответ является верным. Однако ограничительная мера начал действовать с третьего месяца 2015 г., а существующая тенденция слабых торгов на межбанке сформировалась в апреле 2014 года.
В 2011 г. Мы могли наблюдать действие постановления №278 от 11.08.2011 г.. НБУ введя паспортизацию наличного обмена добился снижения официальных объемов торгов наличной иностранной валютой более чем вдвое. Клиенты, которые не желали давать банкам копии своих паспортов для обмена валюты, боясь недобросовестных действий со стороны как банков, так и регулятора, просто перешли на теневой рынок, где курсы более рыночные, а требования к клиентам отсутствуют в принципе. Впрочем, мог ли так же межбанковский рынок иностранной валюты перейти тень? Ответ будет отрицательным, ведь безналичные средства нельзя передавать из рук в руки, а иностранные партнеры отечественных компаний привыкли получать деньги за твои товары или услуги на счета, а так же за полученные товары или оказанные услуги платить со счета на счет по контракту.
Существенно на объемы торгов на межбанке не повлияли даже валютные интервенции. В январе-феврале 2014 их размеры были самыми крупными и составляли 1742,3 и 1895,1 долл. США соответственно. По сравнению с торгами в эти месяцы интервенции составили 1,94% и 3,44% процента соответственно. Это очень мало.
Поэтому причину сужения коридора торгов на межбанке стоит искать в валютных ограничениях. Так, с введением в действие постановления НБУ №49 от 06.02.2014 г. «О мерах по деятельности банков и проведения валютных операций» резко уменьшаются объемы торгов. Регулятор на 5 дней отложил возможность приобретения иностранной валюты, тем самым создал валютную монопсопонию, став единственным покупателем экспортной выручки. По истечении 5-дневного «моратория» на покупку валюты, НБУ успешно перепродавал скуплену за эти дни валюту по более высокому курсу. Это так к слову, что прибыль не является конечной целью Национального банка Украины.
В конце февраля 2014 г. регулятор усилил валютные репрессии. Постановлением №104 от 27.02.2014 г. банкам запрещено покупку иностранной валюты за гривни на межбанковском валютном рынке Украины для досрочного погашения резидентами кредитов, займов (финансовой помощи) в иностранной валюте по договорам с нерезидентами, в том числе в случае заключения дополнительных соглашений к кредитным договоров.
Постепенно Нацбанк начал повышать размер учетной ставки для связывания ликвидности и уменьшении возможностей давления на гривню. Отсутствие гривневых ресурсов ограничивала способность банков выходить на межбанк с целью приобретения иностранной валюты. Впоследствии регулятор еще не раз прибегал к этой мере, в конце концов повысив учетную ставку в более чем 4,5 раза: с 6,5% до 30%. Но и этого показалось мало. Чтобы еще больше сдержать валютный спрос, 23.02.2015 г.. Нацбанк издал постановление №124, которым запретил банкам осуществлять покупку иностранной валюты за счет средств в гривне, привлеченных клиентами в форме кредита.
Таким образом, НБУ разбавлял административные меры экономическими. Особенно показательным стало отключение в апреле 2014 г.14 банков от Системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке якобы из-за манипулирования курсами валюты и формированием ими негативных ожиданий относительно будущей курсовой динамики гривны. Публичное наказание должно было стать уроком для всей банковской системы и дестимулюваты раскачивания курса.
Но и после того Нацбанк продолжал давить на межбанк. На этот раз было решено творчески подойти к курсовой стабилизации. Поэтому 13.11.2014 г.. НБУ предложил для обсуждения проект Кодекса поведения и деловой практики участников межбанковского валютного рынка Украины. Регулятор, наверное, когда смотрел на котировки валютных пар, пришел к выводу, что участники валютного рынка выставляют свои валютные заявки под действием определенных средств. Поэтому одной из первых статей Кодекса стал запрет участия в торговле иностранной валютой в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Впрочем, следующие курсовые перипетии показали, что девальвационное обвал имеет несколько иную природу, и о дальнейшей истории Кодекса поведения и деловой практики участников межбанковского валютного рынка на страницах регулятора больше не сообщалось.
В августе 2015 НБУ решил уменьшить свою ответственность за состояние дел в валютной сфере. Достичь этого было решено путем наименьших усилий. Следовательно, с 15.08.2014 г., с целью повысить собственную транспарентность, Нацбанк начал ежедневную публикацию информации о текущих котировках и объемах операций межбанковского рынка. По мнению регулятора, это должно было обеспечить прозрачность и понятность процессов межбанковского валютного рынка. Надо отметить, что веб-страница с такой информацией с первого дня функционирования характеризуется немалой посещаемостью, однако, влияние на курсовую динамику данного мероприятия все же было и остается минимальным.
В 2015 г. национальный валютный рынок уже был настолько зажат репрессивным административным инструментарием, что даже февральская валютная буря не повлияла на объемы торгов, которые едва отталкивались от своих минимум экстремумов. Впрочем, II полугодие 2015 г. давало слабую надежду на восстановление былого величия межбанке. Но уже в начале 2016 г., в январе, статистика зафиксировала, что объем операций (приобретения и продажи валюты в долларовом эквиваленте) банками на межбанковском валютном рынке уменьшился по сравнению с декабрем 2015 г. на 5 973,5 млн, или на 42, 9% до 7 933,5 млн долларов США.
В результате мы пришли к следующему. Межбанк находится под действием жестких ограничительных мер, НБУ практически не проводит валютных интервенций (продавать нечего, покупать не у кого), банки ограничены 0,1% уровнем покупки валюты для собственных нужд, экспортеры продажу валютной выручки пытаются ограничить 75% обьязаловкою, импортеры постоянно сталкиваются с отсечения НБУ своих заявок … В таких условиях о ремиссии национального межбанке не может быть и речи.
Богдан Дуда, кандидат экономических наук, финансовый публицист
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас