Дмитрий Митрюшин: Международные стандарты финотчетности и особенности их применения в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дмитрий Митрюшин: Международные стандарты финотчетности и особенности их применения в Украине

Фондовый рынок
1152
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это комплекс правил, регламентирующих подготовку и предоставление финансовой отчетности в формате, который признается большинством стран мира.
Основной идеей, положенной в основу создания МСФО, является сопоставимость отчетности компаний из разных юрисдикций. Необходимость такой «унификации» возникла еще в первой половине ХХ века, когда широкое распространение стали получать транснациональные компании, которые в процессе освоения новых рынков столкнулись с проблемой разного подхода к определению базовых финансовых показателей. Это вызывало серьезные трудности для акционеров и высшего менеджмента – приходилось тратить дополнительные средства и время на трансформацию отчетности, чтобы придти к общему пониманию результатов деятельности, а также сравнивать показатели эффективности работы компании в разных странах и регионах. Поэтому, в 1973 году представители профессиональных бухгалтерских организаций ряда стран (в т.ч. Германия, Франция, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и др.) создали Комитет по МСФО, который занялся разработкой и внедрением единых стандартов финансовой отчетности. Начиная с 2001 года, источником, «творцом» таких стандартов выступает Совет по МСФО, который состоит из признанных на мировом уровне профессионалов в сфере бухгалтерского учета и аудита.
На сегодняшний день, МСФО в той или иной форме признают 140 государств, включая все страны «большой двадцатки». Формы признания бывают разные: от обязательного предоставления отчетности согласно МСФО отдельными категориями компаний (как правило, активными участниками финансовых рынков) до полного замещения национальных стандартов международными.
Украина относится к тем странам, которые МСФО внедрили «частично». Процесс перехода на международные стандарты финансовой отчётности в Украине начался в 2011 году. Правительство (как субъект законодательной инициативы), видимо, сочло необходимым применять Международные стандарты только к некоторым субъектам (предположительно, как пробный вариант или в сферы, более связанные с иностранным инвестированием). Кроме того, на тот момент предполагалось, что к 2015 году вся финансовая отчётность, без исключений, будет соответствовать международным стандартам. На данный момент имеем то, что имеем.
В нашей стране, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (№ 996-XIV от 16 июля 1999 года), обязательство отчитываться согласно МСФО возложено на следующие организации:
  • Публичные акционерные общества;
  • Банки;
  • Страховые компании;
  • Кредитные союзы;
  • Организации, осуществляющие деятельность в сфере финансовых услуг и управления активами.
Кроме того, вышеуказанный закон разрешает добровольное применение МСФО всем, без исключения, украинским предприятиям и организациям, если они сочтут такое применение целесообразным.
Так в чем же различие между национальными стандартами бухгалтерского учета (НП(С)БУ) и МСФО?
Формально, отечественные НП(С)БУ построены на принципах МСФО, однако в украинское законодательство нормы МСФО были перенесены не полностью. В результате появился ряд довольно существенных различий в подходе к учету.
Во-первых, изучая МСФО, вы не обнаружите жестких императивных норм, присущих отечественному законодательству в сфере финансов. Вы не увидите единых форм отчетности, общего плана счетов и однозначного списка корректных бухгалтерских проводок – каждое предприятие вправе устанавливать эти нормы самостоятельно с учетом специфики деятельности. Именно такой подход позволяет наделить финансовую информацию, отображаемую в отчетности, фундаментальными качественными характеристиками, которыми являются уместность и правдивое представление. Применение МСФО – это, в первую очередь, понимание базовых принципов учета и профессиональное суждение бухгалтера, а не слепое следование букве закона.
Во-вторых, следует понимать, что украинское законодательство в сфере бухгалтерского учета – это не только НП(С)БУ, но и широкий спектр других нормативных актов, регулирующих общие финансовые и налоговые правоотношения в рамках хозяйственной деятельности предприятий. Это так же накладывает определенный «фискальный» отпечаток на бухгалтерский учет в целом, заставляя бухгалтера «подгонять» данные для получения более выгодных показателей.
В-третьих, ряд МСФО описывает иные, более точные и детализированные правила учета по отношению к отдельным объектам, чем правила, предлагаемые соответствующими НП(С)БУ. Примером может служить различный подход к переоценке и амортизации основных средств (МСФО (IAS) 16 – НП(С)БУ 7). Кроме того, большое количество норм МСФО просто не нашли отображения в НП(С)БУ. Например, дисконтирование отложенных налоговых активов и обязательств (МСФО (IAS) 12), реклассификация и обесценение финансовых инструментов (МСФО (IFRS) 9).
Наконец, ряд профильных МСФО содержит иные требования к раскрытию информации в отчетности, чем НП(С)БУ. В частности, в МСФО (IAS) 24 содержатся более широкие рекомендации по отражению операций со связанными сторонами, чем в соответствующем ему НП(С)БУ 23.
Итак, отчетность, составленная согласно МСФО, дает пользователям более точную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия, что может существенно повлиять на принятие решений как управленческим составом, действующими акционерами, так и потенциальными инвесторами компаний. Кроме того, следует помнить, что учет налога на прибыль в Украине с 2015 года ведется по бухгалтерским правилам. Поэтому, основываясь на более реалистичных показателях бухгалтерского учета, можно точнее сформировать финансовый результат деятельности, что позволит компании иметь более достоверную и справедливую базу налогообложения.
Однако, в применении МСФО в Украине есть один, главный недостаток – относительная дороговизна. Стоимость хорошего специалиста, знающего МСФО, гораздо выше, чем его коллеги – бухгалтера, работающего исключительно по НП(С)БУ. Более того, сам процесс перехода с НП(С)БУ на МСФО, называемый «трансформацией» – это отдельная недешевая процедура, которую проводят квалифицированные бухгалтеры и аудиторы.
Таким образом, выбирая для себя те или иные стандарты, предприятие должно тщательно проанализировать все «за» и «против». Ведь в погоне за большей «прозрачностью» отчетности можно понести расходы, не сопоставимые с ценностью отражаемой финансовой информации.
Дмитрий Митрюшин, адвокат
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас