Нулевой эффект. Почему энергетические субсидии нас "убивают" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нулевой эффект. Почему энергетические субсидии нас "убивают"

Энергетика
1319
Рост цен на энергию для населения за последний год вызвал реинкарнацию старых и почкование новых популистов.
Именно рост цен поднял интерес масс медиа к вопросам энергоэффективности, а также побудил правительство выработать какую-то политику защиты уязвимых потребителей, которые не могут сами заплатить за энергию и и коммунальные услуги, которые у нас по странной практике до сих пор называют жилищно-коммунальными услугами.
Для чистоты ума, напомню, что 98% квартир в этой стране приватизированы, а жилищных услуг государство никому не дает. Граждане сегодня платят исключительно за предоставленные энергетические услуги – электроэнергия, газ, тепло, твердое топливо и коммунальные – вода, канализация, уборка, текущий ремонт зданий и т.д. – всего там 18 составляющих.
Нет у нас жилищно-коммунальных услуг с момента приватизации того жилья, но именно так до сих пор ведется и публикуется их статистика Госкомстата.
Таким образом, государство, небезосновательно опасаясь перспективы чрезмерных эмоций населения, которое получит новые платежки, ввело в 2015 году широкую программу субсидий.
Первые лица страны неоднократно со всех экранов призвали каждого подавать заявки на получение субсидий, кампания по объяснению как их получить была вездесущей.
Поскольку прошел первый год действия программы, можно сделать определенные выводы о ее эффекте.
Иллюзия дешевой энергии
Опытные преподаватели в университетах не раз упоминали принцип, по которому – лучшее понять тему можно тогда, когда ее объясняешь другим.
Так я начал разбираться в бесконечных цифрах субсидий и счетов за коммунальные услуги, пытаясь сделать из них какие-то выводы, а не просто запомнить количество нулей.
Если подняться над дискуссиями, кому сколько назначили, и справедливо ли это, и вообще, почему наш газ такой дорогой, где “измена” и т.д., обращу внимание на соотношение между потреблением и платежами тех, кто получает субсидии на “жилищно-коммунальные услуги” и тех, кто платит за все из собственного кармана, даже, – более того платит и налоги, из которых государство платит субсидии тем, кто за потребленные услуги сам заплатить не может.
Принимаем, что газ потребляется и тем, и другими, но ввиду отсутствия полного его учета, точно установить кто сколько потребляет – невозможно.
Принимаем также, что кросс-субсидии в электроэнергетике – от промышленности бытовым потребителям – также распределены равномерно.
Принимаем, что в бедной стране именно субсидии, а не тарифы являются инструментом социальной помощи и то, что государство помогает малоимущим является одной из функций, для которой государство вообще нужно и поэтому является явлением со знаком “плюс”.
Теперь посмотрим, как выстроена система распределения субсидий и каков эффект ее деятельности.
Так, на конец 2015 года, в Украине за “жилищно-коммунальные услуги” населению, как их называет статистика, начислено около 51 млрд гривен. Субсидий по этим услугам, компенсаций за топливо и льгот, начислено около 25,3 млрд гривен.
Простая арифметика говорит, что фактически половину квитанций за начисленные коммунальные и энергетические услуги в стране в дальнейшем оплачивает правительство из наших налогов. То есть, уровень вмешательства государства в сектор экономики коммунальных и энергетических услуг страны составляет почти 50%.
Общий объем субсидий в бюджете 2015 был 25,3 а в бюджете 2016 – уже 38 млрд гривен. Побуждает такой объем субсидий экономить? Может экономическая модель энергоэффективности конкурировать с моделью субсидированного мало ограниченного проедания?
Правильно поставленный вопрос является первым шагом к поиску света в конце тоннеля.
Итак, обратим внимание на еще несколько цифр, важно уловить их пропорции.
На подконтрольной Украине территории в 2015 году было 16,7 млн квартир и односемейных домов.
По итогам года 5,4 млн домохозяйств получили субсидии и льготы на общую сумму 25,3 млрд грн, то есть именно на этих потребителей страна пустила 50% денег рынка жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, 5,4 миллиона получателей субсидий потребили услуг на сумму практически такую ​​же, как 11,3 миллиона абонентов, которые платят за себя сами.
Фактически, это означает, что объем потребления энергетических и коммунальных услуг получателей субсидий более чем в два раза выше тех, кто их не получает, а это значит что существующая система начислений влечет нерациональное поведение потребителей.
Созданная иллюзия дешевой энергии не располагает экономить, а сокращение субсидий вызывает соответственно злость у тех, кто к ним привык. Те, кто сполна платит налоги, также оплачивает свои квитанции и двойные – малообеспеченных. Верхний предел компенсаций явно завышен и требует коррекции.
Деньги на ветер
Особенностью существующей системы субсидий является то, что лишь незначительная часть денег выплачивается непосредственно их получателям – около 2%, а это лишь 600 млн гривен из более 25 млрд.
Остальные перечисляется на счета предприятий, собственно предоставляющих тепло, воду, электроэнергию, газ и другие услуги, чтобы они поставили тот продукт бесплатно, или со значительной скидкой.
При отсутствии полного учета потребления воды, тепла и газа – поле для манипуляций и приписок является немалым.
Существующая пропорция в потреблении является следствием такого способа финансирования и должна быть пересмотрена. Потребитель который не платит сам за товар, не понимает его реальной цены, так монетизация льгот является неукоснительным шагом, каким бы не было сопротивление – и учитывая страх неизвестного и интересы рынка поставщиков энергоресурсов.
Объем субсидий не может постоянно увеличиваться. Поверхностный анализ позволяет предположить, что одно только изменение образа и границ предоставления субсидий может изменить поведение субсидиантив, и потребление энергии в этом сегменте можно сократить вдвое, а это высвобождение суммы свыше 8 млрд гривен.
Для сравнения – на программу газозамещения и энергоэффективности в 2015 году было потрачено сумму около 300 млн гривен, а на 2016 год планируется около 800 млн.
Начатую программу субсидий невозможно избежать, но общество должно быстро двигаться дальше и совершенствовать способ помощи необеспеченным.
Базовой проблемой украинского жилищного сектора является чрезвычайно высокое потребление энергии при высоких потерях в домах, и поэтому большое количество энергии умноженное на любую цену, будет давать большую платежку.
Единственный эффективный и перспективный способ – помочь обществу сократить потери в домах, а соответственно сократить потребление и платежи за энергию за счет комплексной, а не фрагментарной термомодернизации.
Страна дотаций
Существующая система финансовой поддержки жилищного сектора не ограничена субсидиями. Основных видов помощи в стране есть несколько и каждый из них заслуживает отдельного внимания
Так, в 2015 году население Украины получило:
- Субсидии и льготы на оплату “жилищно-коммунальных услуг” (из бюджета) – 24,5 млрд
- Субсидии на закупку твердого топлива (из бюджета) ~ 0,6 млрд
- Кросс-субсидии (дотационные сертификаты) по электроэнергии ~ 40 млрд
- Неполученную прибыль НАК Нафтогаз путем продажи газа населению по заниженной цене ~ 40млрд.
- Дотации муниципальным компаниям по вывозу мусора, водоснабжение – данные отсутствуют.
То есть, общая годовая сумма, за “жилищно-коммунальные услуги” в размере 51 млрд гривен базируется на дотируемых ценах электроэнергии и газа.
Если помнить, что фактических платежей населения было 51 млрд “минус” сумма всех бюджетных субсидий, то это означает, что 25 млрд гривен извлеченных из собственных карманов денег, даже в оптимистическом варианте, не покрывают и 20% реальной стоимости предоставленных услуг.
80% счетов покрывает правительство с наших налогов и ценой обескровливания государственных предприятий.
105 млрд гривен субсидий и дотаций населению – это больше суммы, которую страна в состоянии фактической войны тратит на оборону.
Сумму, которую страна назначила на проекты энергоэффективности на фоне таких расходов вообще не видно.
Ситуация тем ужаснее, что цены рано или поздно станут недотированными – как только уровень износа таких предприятий, как “Нафтогаз”, “Укргаздобыча” и “Энергоатом”, достигнет границы и они обанкротятся, – а население на тот момент ни дома не утеплит, и не станет способным оплачивать полную цену при объеме потребления втрое высшем чем в ЕС.
Приоритетом срочных действий должно быть системное сокращение потребления, а не дискуссия о тарифах, хотя за действиями монополистов все равно нужно следить.
Если все упомянутые суммы – все равно народные деньги, то значительно рациональнее будет быстрее повысить цену для населения до реального уровня, а полученные средства пускать на целевые программы софинансирования модернизации жилья, а не просто проедание.
То есть, граждан Украины, как акционеров государственного энергетического сектора должен интересовать не дешевый газ, а прибыли своего предприятия. Так же, как совладельцев пекарни интересуют не бесконечные “халявные” булочки, а прибыль, которую можно направить хотя бы на ремонт крыши или обучение.
Вопросом критическим сегодня является сокращение объема предоставленных субсидий и предоставление возможности максимально монетизировать эти деньги. Страна должна перестать вести дискуссии о том, как вывести “Нафтогаз” в “ноль” – это курица, которая должна нести золотые яйца.
Каждый гражданин, который хочет получить субсидии в денежной форме и использовать на проекты энергоэффективности, должен получить такую ​​возможность, потому что право на это у него и так есть.
Механизм на сегодня тоже есть – субсидии на покупку твердого топлива выделяются в денежной форме, в прошлом году на это потрачено более 600 миллионов гривен и никто не жаловался.
Очевидно, что коллективная стратегия по многоэтажках должна иметь приоритет над индивидуальными стратегиями “латкового” утепления.
Страна должна как можно быстрее сформировать эффективную систему поддержки энергоэффективности в жилом секторе – широкую понятную и доступную программу, Фонд Энергоэффективности, инструменты его работы, ориентированные на результат сокращения потребления энергии, особенно тепла и газа.
Парламент должен как можно скорее принять закон о Фонде и монетизировать все льготы и субсидии, а также максимально дотации и кросс-субсидии.
Не надо ждать четвертый год обещанного гранта ЕС или Германии – у нас есть все для запуска программы своими силами. Если доноры захотят, то могут присоединиться, но создать механизм должны мы сами, это нам нужно.
Через несколько лет, оглядываясь назад мы будем удивляться, как можно было жить так расточительно столько десятилетий. Нашего газа будет полностью хватать на нужды населения.
Главное – правильно тратить деньги.
Святослав Павлюк
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас