Иран после снятия санкций: между эйфорией и осторожностью — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Иран после снятия санкций: между эйфорией и осторожностью

Мир
742
_Иран находится в эйфории из-за перспективы начала новой экономической эпохи. Но действительно ли он готов вести дела на международном уровне после начала имплементации долгожданного соглашения по своей ядерной программе? _
Нынешнее пятидневное европейское турне президента Ирана Хасана Рухани, которое началось 25 января, является первым после отмены Евросоюзом санкций против его страны.
В течение многих лет Иран страдал от воздействия санкций, введенных США, Евросоюзом и ООН с целью сдержать ядерную активность страны. Сейчас, когда основная часть санкций отменена, есть большая заинтересованность в открытии новых рынков как со стороны потенциальных инвесторов, так и со стороны иранских бизнесменов.
“Экономика Ирана настолько обветшала из-за санкций и других проблем, что любое открытие, даже самое малое, повлияет положительно на нее”, – считает Фархад Алави, ирано-американский адвокат и управляющий партнер компании Akrivis Law Group (Вашингтон, округ Колумбия), которая специализируется на юридических вопросах, связанных с торговыми санкциями.
“Сейчас много шума вокруг этого, но пройдет немало времени, прежде чем мы увидим действительно глубокие изменения торговой и экономической ситуации в Иране”, – сказал Алави DW.
Потенциальный рынок
Теоретически Иран по многим причинам является мечтой для инвестора. Это вторая страна Ближнего Востока по численности населения после Египта, с огромным потенциальным рынком.
Богатый природными ресурсами Иран может также похвастаться своим перспективным рынком рабочей силы, с молодыми, технически подкованными и высокообразованными специалистами. По оценкам Всемирного банка, страна занимает в регионе второе место по количеству интернет-пользователей, уступая по этому показателю лишь соседней Турции. Однако, плохие транспортные и жилищные условия являются проблемой для международных инвесторов. Возможно, нелегко им также будет сориентироваться в сложной структуре иранской экономики Ирана, большая часть которой принадлежит государству.
Отмена санкций не решит автоматически такие местные проблемы как коррупция и недостаток прозрачных правил. Правительство Ирана должно безотлагательно взяться за исправление этих проблем, если оно намерено достичь своей амбициозной цели – экономического роста на уровне 8 процентов ежегодно в течение следующих пяти лет.
Финансовые и политические вызовы
“Иран практически не имеет внешнего долга, поэтому он мог бы стать клиентом-мечтой для международных банков”, – сказал Михаэль Токус, управляющий директор Германо-иранской торговой палаты.
Но именно банковский сектор представляет собой одну из самых больших проблем для международной торговли. После заключения ядерной сделки Министерство финансов США издало директиву, напомнив американцам, что “гражданам США, а также американским компаниям и в дальнейшем строго запрещается заключать соглашения или осуществлять транзакции с Ираном и его правительством”.
Это также означает, что при взаимодействии с Ираном в большинстве случаев нельзя будет пользоваться услугами американских платежных сервисов, включая кредитные карты и онлайн-сервисы вроде PayPal.
“Банки по-прежнему не считают достаточно безопасным возвращаться в Иран, как из-за неоднозначности законов, так и из-за нестабильности ситуации”, – говорит американо-иранский адвокат Алави, который получил большое количество запросов по ведению бизнеса в Иране после того, как было заключено эпохальное соглашение.
Политическая напряженность также является проблемой. “Что будет, если нынешний политический курс между двумя странами развернется на 180 градусов после президентских выборов в США?” – Спрашивает Алави. Республиканская партия, имеющая большинство в Конгрессе США, выступала категорически против сделки.
Но, согласно информации агентства Reuters, международные банки готовятся восстановить связи со своими иранскими коллегами с помощью европейской платежной системы SWIFT. На восстановление связи, вероятно, уйдет не менее двух недель. Это позволит иранским кредиторам снова стать частью мировой банковской системы, с которой они были исключены в 2012 году, когда были введены международные финансовые ограничения.
Новые возможности, новые амбиции
В Германии наблюдается большой подъем в связи с перспективой активизации торговли с Ираном, которая когда-то переживала бум. Согласно данным Торгово-промышленной палаты Ирана, до введения санкций Германия была вторым по объему торговли бизнес-партнером Ирана после ОАЭ.
Но после введения Евросоюзом санкций в отношении Ирана место Германии на иранском рынке быстро занял Китай. Сегодня, чтобы отвоевать свои позиции, крупнейшем экспортеру Европы придется конкурировать с низкими ценами, которые предлагают Китай и Индия.
Впрочем, Торгово-промышленная палата Германии (DIHK) ожидает, что экспорт в Иран в ближайшие годы возрастет до 5 миллиардов евро (5,4 миллиарда долларов). В долгосрочной перспективе эта цифра может удвоиться, прогнозирует DIHK.
Со своей стороны, президент Рухани планирует стимулировать частный сектор, привлекая к нему близко 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций в год.
Однако некоторые обеспокоены тем, что амбиции Ирана могут расходиться с видением ситуации его потенциальными партнерами за рубежом. “Германия прилагает больше усилий для экспорта товаров в Иран, а не инвестирования в производство внутри страны”, – отметил Голверди Голестан, тегеранский предприниматель и бывший президент Ассоциации производителей автозапчастей Ирана.
“С другой стороны, Иран намерен нарастить отечественное производство, чтобы создать рабочие места для молодежи и стимулировать собственную промышленность”, – сказал Голестан DW.
Рост доверия
По мнению адвоката Алави, это также вопрос времени. “Закон можно изменить очень быстро, но придется подождать как минимум около двух лет, прежде чем он фактически начнет выполняться. И это еще оптимистичные ожидания”, – сказал он DW.
“На данный момент тем, кто хочет делать бизнес с Ираном, надо действовать осторожно и быть терпеливыми.
Но, несмотря на практические трудности, положительный психологический эффект от отмены санкций является значительным. Этот шаг будет способствовать росту доверия у обеих сторон к инвестициям и торговле. Это также позволит восстановить успешное сотрудничество, которое, например, имели Иран и Германия.
“Есть сильные связи между экономиками и промышленностью Ирана и Германии, – сказал бизнесмен Голестан. – Мне кажется, что улучшение отношений неизбежно».
Шора Азарнуш, Лавдей Райт
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас