Что будет с ценами на бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что будет с ценами на бензин

Энергетика
2486
Цены на нефть изо дня в день пробивают очередное дно. “Черное золото” дешевеет непрерывно с середины июня 2014 года, когда его стоимость была чуть выше 115 долларов за баррель.
Сейчас мартовские фьючерсы на нефть марки Brent торгуются в районе 30 долларов за баррель, и некоторые аналитики допускают падение цен до 10 долларов.
На этом фоне украинцы не без основания рассчитывают, что с падением цен на нефть они увидят также изменения на стелах АЗС.
Пока же цены на топливо не сильно привязываются к ситуации на нефтяном рынке. Сейчас они находятся в коридоре 18,3-20 гривен за литр.
ЭП пыталась разобраться с тем, почему операторы не спешат снижать стоимость, как на это смотрит АМКУ и какие проблемы испытывают нефтетрейдеры.
Какие АЗС снижают цены
Напомним, 13 января премьер Арсений Яценюк потребовал снизить цены на нефтепродукты на автозаправочных станциях, и выработать формулу ценообразования.
Он заявил, что цены на нефть в мире упали ниже 30 долларов, а заправки пока стоят на тех же ценовых параметрах, на которых стояли месяц назад. “Уже сегодня мы видим возможность для определенного уменьшения цен на нефтепродукты на автозаправочных станциях. Здесь нет административного давления”, – заявил премьер.
В тот же день министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин якобы договорился с трейдерами о том, что цены на светлые нефтепродукты “отреагируют” на падение нефти в течение двух недель.
Почему якобы? Присутствовавший на той встрече президент “Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине” Леонид Косянчук сообщил, что никакой договоренности между трейдерами и министром не было.
“По всем телеканалам транслируют очередную “дезу”: министр Демчишин договорился с нефтетрейдерами о снижении цены на нефтепродукты. Я был на том совещании и никакой “договоренности” не наблюдал”, – написал Косянчук на своей Facebook-странице.
“Были озвучены “пиар-забаганки” премьер-министра – это да, опасения, что если НБУ не прекратит блокирование покупки валюты импортерами нефтепродуктов, то возникнут серьезные проблемы с нефтепродуктами – тоже. Но ни о каком снижении розничных цен пока не может быть и речи, особенно – после повышения налогов на 13% в 2016 году”, – отметил он.
Существовала какая-либо договоренность или нет, но через несколько дней часть автозаправок таки снизили цену на бензин на 50 копеек и на дизельное топливо на 1,5 гривни.
Одними из первых отозвались на требование премьера заправки “Укрнафта”, “Сентоза”, “Авиас”, “Мавекс” и ANP, которыми владеют структуры группы “Приват” Игоря Коломойского.
Косянчук говорит, что так называемые “приватовские” заправки могут себе позволить снизить цены, так как они в основном используют украинский ресурс.
“Эти заправки никакого отношения к импорту не имеют. Они получают нефтепродукты с добытой из украинских недр нефти, которая, кстати, является достоянием всего народа, а не отдельных его представителей”, – заявил Косянчук.
По словам директора специальных программ научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, никто в Украине не знает, сколько на самом деле сырья добывает “Укрнафта” и сколько перерабатывает Кременчугский НПЗ, так как завод отказывается предоставлять эту информацию.
“Кроме того, никто не знает сколько этих нефтепродуктов поставляется на заправки. Получается, что “Укрнафта” налоги не платит и Кременчугский НПЗ налоги в реальном объеме не платит. Доля налогов в стоимости бензина 40%. Если компания может скрыть некоторую часть налогов, то она может себе позволить снизить цену не только на 50 копеек, но может снизить цены до 10 гривен за литр”, – отмечает эксперт.
Еще одна группа операторов, которые снизили цены – это “бодяжники”, считает Косянчук.
“Они не платят налогов и имеют 6-8 гривен доходности на литре за счет неуплаты налогов, в отличие от тех, кто работает прозрачно и зарабатывает в лучшем случае 40-60 копеек на литре”, – добавил президент ассоциации.
Остальные участники рынка, то есть большая их часть, не отреагировали на призывы правительства.
Индикативные цены
Недавно Министерство энергетики и угольной промышленности обнародовало структуру цен на топливо на АЗС.
По расчетам УО “Укрнефтехимпереработка” и Минэнергоугля в структуре цены на бензин большую часть занимают налоги (около 40%) и закупочная цена топлива – около 38% в зависимости от марки бензина. На логистику и торговую наценку уходит около 21% от стоимости литра топлива.
Что будет с ценами на бензин
По данным ведомства, на вторую декаду января 2016 года индикативная цена бензина “А-92” составляет 18,92 гривни за литр, бензина “А-95” Евро-5 “- 19,67 гривни за литр, дизельного топлива “Евро-5” – 16,02 гривни за литр.
Что будет с ценами на бензин
На украинских заправках, по данным “Консалтинговой группы “А-95”, цены за последние две недели упали ниже индикативных и выглядят следующим образом:
Что будет с ценами на бензин
По мнению участников рынка, такого уровня удалось добиться в основном за счет снижения цен компаниями, которые используют украинский ресурс и не имеют валютных рисков.
Операторы, которые реализуют импортируемое топливо, такой возможности не имеют.
Среди них такие крупные игроки как ООО “Вог ритейл” (бренд WOG), ООО “Альянс Холдинг” (бренд Shell), ЧП “Окко нефтепродукт” (бренд ОККО), “AMIC-Украина” (“Лукойл-Украина”), ООО “Параллель” (Ринат Ахметов) и другие. Цены на стелах этих компаний никак не отреагировали на призывы премьера и остались на предыдущих уровнях.
АМКУ расследует
Надежда на то, что цены все-таки пойдут вниз еще остается. В Антимонопольном комитете считают, что стоимость топлива на некоторых АЗС не соответствует динамике мировых рыночных котировок.
В пятницу, 22 января, глава АМКУ Юрий Терентьев сообщил о начале расследование из-за “параллельных антиконкурентных” действий нескольких игроков на рынке нефтепродуктов.
“Цены, которые устанавливаются, не соответствуют динамике мировых рыночных котировок. И остаются стабильными независимо от того, как меняются международные цены на основных биржевых площадках на бензин А-95”, – сказал он.
Терентьев заявил, что Антимонопольный комитет начал соответствующее расследование. Кроме того, по его словам, АМКУ также проведет расследование в отношении участников рынка, в отношении которых “выявлены аномальные отклонения по цене”.
“Есть обвинения в отношении определенных субъектов на рынке, которые устанавливают такую цену на нефтепродукты, которую невозможно было установить без определенных злоупотреблений, нарушений законодательства, манипулирования или качеством, или в сфере налогообложения”, – заявил Терентьев.
Председатель АМКУ не назвал компании, в отношении которых начато расследование, но сообщил, что о результатах будет проинформировано во второй половине февраля.
Снизятся ли цены на АЗC
Геннадий Рябцев, Директор специальных программ научно-технического центра “Психея”
- Структура розничной цены в настоящее время выглядит следующим образом: стоимость нефтепродуктов составляет порядка 38%, еще 40% – это налоги, а остальное – логистика и наценка.
Следовательно, чем выше цена на бензин, тем больше получает государство. Оно получает в семь раз больше, чем трейдеры. Поэтому если цены на нефть снизятся вдвое, цены на нефтепродукты в Украине снизятся на 23%. Эта структура означает, что снижение цен на нефть неадекватно тому снижению цен на нефтепродукты, которые реализуются на заправках.
Цены на заправках зависят не только от нефти, но и от уровня налогов. А поскольку Украина является импортозависящей страной и вынуждена покупать нефтепродукты за доллары, то еще и от курса гривни.
А теперь давайте смотреть, что произошло со времен снижения цен на нефть со 110 долларов за баррель до 30 долларов. Гривня упала с 12 до 25 за доллар, акцизный налог увеличен со 198 евро до 298 евро с тонны и с учетом того, что у нас прямой зависимости нет, то выходит, что трейдеры могут снижать стоимость бензина только в долларовом выражении.
Цены на нефтепродукты должны были снизиться на 23%, они снизились в прошлом году на 21%, но в долларовом выражении. В Европе цены на нефтепродукты, по данным Евростата, снизились на 18%, следовательно, украинский рынок придерживается мировых тенденций.
Если цены на нефть снижаются, то и у нас цены на нефтепродукты снижаются, но в долларовом выражении, а все остальное зависит от правительства. Если правительство увеличивает налоги и не следит за гривней – это уменьшает возможность снижения цен.
Поэтому Яценюку следовало бы не требовать от АМКУ или от Минэнерго провести разъяснительную работу, а провести такую работу в финансовом блоке своего правительства.
Леонид Косянчук, Президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине
- То о чем на совещании говорил Яценюк – это не спотовые цены на нефть, а котировки фьючерсов на март. То есть получить нефть по 30 долларов за баррель мы можем в лучшем случае в середине апреля. На сегодняшний день мы работаем по средним котировкам ноября-декабря.
Поэтому ориентироваться на то, что цена на нефть упала до 30 долларов и тут же ждать, что отреагирует рынок – это просто не понимать, как работает рынок.
Кроме падения гривни, существует еще ряд проблем, которые создают трудности трейдерам. С 1 января НБУ отказывает в покупке валюты на крупную сумму. Мы не можем выполнить свои обязательства по старым контрактам. Потому что 500 тысяч долларов – это тысяча тонн нефтепродуктов, а потребление у нас в стране составляет 440 тысяч в месяц. Из этого объема 85% – это импорт. Представьте, какое количество валюты нужно.
Кроме того с 1 января трейдеры не могут получить аккредитив того банка, который могут принять на Западе. Это еще одна проблема и это стоит хороших денег.
Более того наш аккредитив там никому не нужен, потому что тогда завод должен перекредитоваться, купить для нас ресурс и сделать для нас нефтепродукты, которые мы может быть купим, а может быть и нет.
Импортеры поставлены в такие рамки, что их контракты будут аннулированы, и они будут бегать по рынку и искать остатки нефтепродуктов.
Сегодня поднимать цены – это самоубийство. Потому что и так ликвидности нет, а еще давайте поднимем цены, в то время когда некоторые компании занимаются демпингом. Я не знаю, будут ли основания и будут ли сильно поднимать цены в связи с тем, что с гривней происходит, тем более, что на сегодняшний день НБУ не продает валюту в нужных объемах.
С 4 января регулятор отказывает в покупке валюты на сумму свыше 500 тысяч долларов, а 500 тысяч долларов – тысяча тонн нефтепродуктов. Это работа 5 заправок, а у нас их 7,5 тысяч. Поэтому если кто-то видит предпосылки к снижению, значит у него проблемы со зрением.
Сергей Сапегин, Директор Научно-технического центра “Психея”
- Для того чтобы сравнивать цены на заправке нужно прийти к одной валюте, или к гривне, или к доллару. Если посмотреть в долларах, то за прошлый год цены на бензин снизились примерно на 20%. При этом зарплаты украинцев в гривнях если даже индексируются, то не настолько, насколько упала гривня к доллару. Создается ощущение такого парадокса, но парадокса нет.
В принципе трейдеры могли бы снизить цены, но в мертвый сезон, а зима это мертвый сезон, снижение цены не дает выигрыша и поэтому весь рынок застоялся.
Кроме того объемы продаж падают, поэтому удерживая цены на текущем уровне есть возможность как-то сохранить доходы, по крайней мере, их не потерять.
Я думаю, что возможности для снижения все-таки есть, однако сейчас на рынке конкуренция между розничным бизнесом, который строится на основе украинского ресурса и бизнесом, который работает на импортном ресурсе.
Получается, последние 6-7 лет “приватовские” сети являются своеобразным якорем для рынка, потому что они выбирают сегмент потребителей, которые ищут более дешевый ресурс. Не такой высококачественный как импортный, насколько дешевый.
И учитывая, что у них нет валютных рисков, они могут потянуть на себя тех потребителей, которые ищут более дешевое топливо, а таких в Украине становится все больше.
У компаний, которые уходят от налогов или продают некачественное топливо, есть запас прочности, который позволяет им снизить цены. А если компания импортирует, абсолютно прозрачно работает, выплачивает все налоги, здесь могут возникнуть вопросы. Поэтому призывать рынок снизить цены можно, но кому-то ситуация позволяет отреагировать, а кому-то нет.
***
Учитывая волатильность украинской валюты, а также сложности с ее покупкой, спрогнозировать в какую сторону будут двигаться цены на заправках очень сложно.
В такой ситуации украинцам можно посоветовать пересаживаться на велосипеды, или, возможно, на электромобили, которые с прошлого года стали более доступными в Украине.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас