1086
Почти договорились. Что Порошенко пытается выторговать у МВФ
— Казна и Политика
Во время Всемирного экономического форма в Давосе президент Петр Порошенко заявил, что договоренность с МВФ по получению следующего транша достигнута.
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева и министр финансов Наталья Яресько в унисон с президентом заявили: Украина договорилась с МВФ.
Сумма следующего транша ожидается в размере 1,7 млрд долларов.
“Не нужен будет новый визит миссии МВФ. Мы договорились об этом. Мои ожидания, что мы получим следующий транш в феврале”, – заявил Порошенко.
Всего в этом году Украина рассчитывает получить от Фонда 5,8 млрд долларов.
Правда, не все разделяют оптимизм главы государства и не до конца ему верят в то, что с МВФ согласованы все спорные вопросы.
“А вы посмотрите видео совместного выступления президента Петра Порошенко и директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Обратите внимание, как после фразы Порошенко “мы достигли договоренности…” на долю секунды у Лагард поднялась бровь. И вам все станет понятно”, – в иронично-штуливом тоне говорит о недавнем заявлении президента собеседник из правительства.
Сложности согласования
После последнего визита миссии в ноябре прошлого года Минфин очень осторожно комментировал тему МВФ.
На вопросы о перспективах получения транша в министерстве отвечали абстрактно: все зависит от того, в каком виде будет принят бюджет-2016 и налоговая реформа.
Бюджет с реформой приняли, но с поправками, несогласованными с Фондом.
В конце декабря министр финансов Наталья Яресько говорила, что эти изменения требуют отдельного согласования с МВФ. Она не была уверена в том, что фонд согласует все эти поправки.
Спустя две недели в комментарии ЭП министр заявила: “МВФ согласился с тем, что бюджет отвечает целям программы”.
ЭП уже публиковала проект меморандума, подготовленный сторонами после ноябрьского визита миссии.
Для подготовки январской редакции министерства и ведомства высказывали свои предложения к меморандуму. Одной из последних свои поправки прислала Администрация президента.
По информации ЭП, в администрации подготовленный правительством проект жестко раскритиковали.
НБУ, как независимый регулятор, слал свои предложения напрямую в Фонд.
В распоряжении издания оказался проект документа, вместе с подготовленными к нему ремарками от ведомств. Из документов понятно, что именно поправки от АП могут оказаться самыми спорными и вызвать недовольство не только МВФ, но и других кредиторов.
В блоке фискальной политики масса правок свелась к изменению будущего времени глаголов на прошедшее. Множество бюджетно-налоговых пунктов меморандума “выполнились” вместе с принятием бюджетного пакета в ночь с 24 на 25 декабря прошлого года.
С пунктом о выходе на фискальные целевые показатели по 2015 году особых проблем тоже быть не должно. Согласно оперативным данным о выполнении общего фонда госбюджета-2015, план по доходам общего фонда перевыполнен на 2,4%, по расходам выполнение на уровне 98,3%.

Из самых острых социальных пунктов остался пересмотр к июлю этого года списка профессий, представители которых вправе досрочно выходить на пенсию.
Еще один болезненный шаг – дальнейшее повышение тарифов на газ и тепловую энергию.
Соответствующие решения Кабмин должен опубликовать до 31 марта 2016 года.
Реакция Банковой
В меморандуме отсутствует норма о повышении пенсионного возраста. Об этом поспешил заявить и гарант, и министр финансов Наталья Яресько.
Повышение “исчезло” по инициативе АП. Это не удивительно. В разгар бюджетного процесса одной из главных задач было сокращение расходов.
У президента были принципиально против того, чтобы делать это за счет урезания социалки. Слишком рискованный шаг с учетом возможных парламентских выборов и расшатанной коалиции.
Отказ от повышения пенсионного возраста – благодарная с точки информационной политики тема. При этом президент предпочел умолчать о других правках к меморандуму.
Одна из них связана с появлением пункта о том, что набсоветы госбанков формируются из трех представителей от президента, трех от Кабмина, и трех независимых директоров.
Сейчас, согласно закону о банках и банковской деятельности, парламент, президент и Кабмин назначают по пять членов в набсоветы госбанков.
Ранее Минфин заявлял о планах отойти от практики квот и формировать набсоветы из независымых директоров для деполитицизации этого процесса. Однако в АП с этим не согласны.
Еще одна поправка – максимально болезненная для Кабмина в целом, и Минфина в частности.
“К концу 2016 при поддержке внешней технической помощи Минфин завершит стратегию постепенного отказа от полного гарантирования вкладов в Ощадбанке к концу 2020 года”.
По информации издания, этот пункт предлагается дополнить следующим предложением: “пересмотреть положения проекта Меморандума относительно осуществления Ощадбанком взносов с 2017 года в ФГВФЛ и перехода на общие условия гарантирования до конца 2018 года”.
Эта правка числится в списке президентских, но, говорят, “ноги ее растут” из НБУ.
Ранее, Минфин опроверг возможность такого шага. “Государственные гарантии вкладов в Ощадбанке действуют и закреплены на законодательном уровне. Никаких оснований относительно пересмотра данного положения в настоящее время нет”, – объяснили в министерстве.
Опрошенные ЭП собеседники прогнозируют, что на отмену госгарантирования Ощадбанка правительство все же пока не решится – слишком рискованный шаг.
Тем не менее, судя по документам, идея время от времени всплывает на самом высоком уровне. Сроки, в которые ее можно реализовать при этом меняются.
Стабильно изменчивы планы правительства по части приватизации госбанков. В проекте меморандума написано следующее: при условии пересмотра стратегий двух крупнейших госбанков, мы будем стремиться продать не менее 25% госдоли до конца 2020 года.
Минфин предлагает до 2019 года, а Нацбанк “не менее 20% до 2017 года”.
“Если совместить последнее с отказом от идеи деполитизировать назначения в набсоветы, то все сводится к ускоренной продажи доли в госбанках с сохранением квотного принципа управления ими”, – объясняет источник в Кабмине.
Предлагается также убрать из меморандума пункт о возможности применения президентского вето в случае корректировки законов о конвертации валютных кредитов.
Если после внесенных изменений расходы банков возрастут или же “возникнет отклонение от добровольного подхода к урегулированию этого вопроса”, на помощь гаранта рассчитывать не стоит.
Согласно проекту меморандума, конвертация обойдется банковской системе в 370 млн долларов или 0,4% ВВП. Напомним, один раз президент уже ветировал закон о реструктуризации валютных кредитов.
В меморандуме есть такие пункты: привлекать весной этого года иностранных консультантов и создавать конкурсные комиссии для подготовки к продаже ОПЗ и “Центрэнерго”.
АП предлагает “Центрэнерго” из этих планов вычеркнуть.
“Политическая мотивация на лицо – только ленивый еще не писал о том, что люди президента во главе с профильным министром Владимиром Демчишиным блокируют приватизацию компании”, – отмечает собеседник ЭП в правительстве.
Уже сейчас в правительстве признают: против будут международные организации, в частности МФК, которая должна была заниматься подготовкой “Центрэнерго” к продаже.
Президент предложил также дополнить меморандум пунктами о внесении в парламент до 1 апреля и принятии до 1 июля 2016 года законопроекта об обороте сельхозземель, а также принятии к марту законопроекта о Специализированной Антикоррупционной прокуратуре (САП).
Допускается также повторное введение моратория на взыскание НАКом задолженности энергогенерирующих компаний и госпредприятий. Если Рада его введет, на вето президента можно не рассчитывать.
Соответствующий пункт предлагается убрать из меморандума.
Дожить до пересмотра
Сейчас документ вместе со всеми замечаниями находится на согласовании в МВФ.
“В ближайшие дни мы финализируем технические вопросы с миссией МВФ, и уже в ближайшее время можно рассчитывать на то, что наша программа будет вынесена на совет директоров Фонда”, – заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Дата заседания совета директоров пока неизвестна.
Во всей этой истории есть еще одна сторона. Второй пересмотр программы станет еще одним этапом в карьере министра финансов Натальи Яресько. В кулуарах уже “гадают” окажется ли он последним для нее в нынешней должности.
Сразу же после принятия бюджетного пакета в стенах правительства поползли разговоры о том, что Яресько предложили должность в МВФ.
“В МВФ или нет, но пока ее уход никому не выгоден. Еще не все решено, она нужна премьеру. В частности, нет пересмотра программы с МВФ и ясности по “кредиту Януковича”, – говорит собеседник издания из правительства.
При этом не исключено, что если что-то пойдет не так, Яресько рискует стать заложницей политических раскладов между премьером и президентом. Несмотря на игру в одни ворота с премьером, она, все же, назначена по квоте президента.
Премьер может разыграть эту карту тогда, когда нужно будят снять с себя ответственность за что-либо и перенести ее, например, на человека президента.
В целом по части кадров ситуация в Минфине сложилась непростая. После ухода Игоря Уманского с поста первого замминистра финансов незакрытым остается основное направление работы министерства – контроль за бюджетным процессом.
По информации ЭП, пока частично функции Уманского взяла на себя замминистра финансов Оксана Маркарова.
Возможен и еще один вариант – в приципе никого не брать, а распределить функционал первого зама между остальными заместителями. Все бы ничего, но поговаривают, что с уходом Уманского кадровые перестановки в Минфине не закончатся.
Вопрос в том, каким будет поведение Минфина, когда в профильных парламентских комитетах стартует подготовка изменений в бюджет-2016 и проект НК? И кто будет “латать” бюджетные дыры? Последние, к слову, ожидаются очень скоро.
“Только за счет снижения цен на нефть недопоступления в бюджет от ренты могут составить 4 млрд грн в год при плане 7,8 млрд грн. То есть половина под угрозой. И это при условии, что объемы добычи сохранятся”, – уточнил ЭП источник в государственной фискальной службе.
По его словам, из-за отмены ежемесячных авансовых платежей в этом году недопоступления по налогу на прибыль возможны в пределах 3-3,5 млрд грн.
Галина Калачова
По материалам: Економічна Правда
Поделиться новостью
Также по теме
Требуется в 5−6 раз больше: Кулеба — о недостаточном финансировании дорог в проекте бюджета-2026
Украина договаривается с международными партнерами о финансировании зарплат военных
ЕК предлагает предоставить Украине заем на послевоенное восстановление, который Киев вернет только после выплаты репараций
Обновлен Каталог критически важных технологий для энергетического сектора Украины
Гетманцев предлагает ввести военную цензуру всех расходов бюджета
Год большой приватизации: что продали и сколько заработала Украина