Власть перекроила бюджетные потоки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Власть перекроила бюджетные потоки

Казна и Политика
1239
Кабмин выполнил обещание ужесточить требования к банкам, которые выплачивают зарплату бюджетникам и соцпомощь. Новым критериям будут отвечать лишь госбанки и еще несколько крупнейших учреждений, а четыре десятка банков будут лишены доступа к этому рынку. Таким образом Кабмин воплотил в жизнь старую идею перевода бюджетников на обслуживание в госбанки. В ответ ему стоит ожидать жалобы банков в АМКУ и судебные иски.
Выплачивать по-новому
Правительство совершило революцию в сфере банковского обслуживания бюджетных выплат. Если сейчас почти полсотни банков уполномочены работать с бюджетниками, то вскоре участников этого рынка останется меньше десятка. Кабинет министров на последнем заседании 20 января прописал в постановлении «Об усовершенствовании механизма выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи» более жесткие критерии отбора уполномоченных банков. Документ вскоре обещают опубликовать. Его разработка началась еще в ноябре 2014 года (см. “Бюджетный отбор”).
Он перекроет рынок размером в десятки миллиардов гривен. В госбюджете 2016 года на оплату труда предусмотрено 80,3 млрд грн. И это не считая соцвыплат.
Банки, которые хотят стать «уполномоченными», должны отвечать восьми критериям. В частности, доля активов должна составлять не менее 1% активов банковской системы; портфель ОВГЗ – свыше 20% регулятивного капитала банка; работа на рынке – не менее трех лет; в течение трех последних месяцев комиссия НБУ не применяла меры воздействия к банку в виде ограничения, приостановления или прекращения осуществляемых операций.
Этого недостаточно: банк в течение последних трех месяцев должен выполнять нормативы НБУ, являться участником ФГВФЛ, «кроме случаев, предусмотренных законом» (исключение касается Ощадбанка), и не иметь долгов перед ФГВФЛ по уплате сборов, штрафов, пени, задолженности по уплате налогов и сборов.
Не смогут принимать участие в конкурсе банки, чьи собственники или связанные лица находятся под санкциями. «Предложенные изменения повысят эффективность и прозрачность в выборе банков для использования в госсекторе, а также повысят уровень защищенности выплат работникам бюджетных учреждений и государственной соцпомощи», – уверены в Минфине.
Смена правил
Критерии к банкам-агентам правительство установило в 2010 году. Сейчас уполномоченным банком может быть любой член ФГВФЛ (а также Ощадбанк), если его мгновенная ликвидность последние шесть месяцев была не меньше 20%. Это настолько легковыполнимые требования, что даже после банкротства трети банковской системы критериям Минфина все еще отвечают полсотни банков. 17 ноября 2015 года на внеочередном заседании конкурсной комиссии по определению уполномоченных банков новыми агентами выбрали 48 кредитных учреждений.
Инициатива сузить круг банков, которые обслуживают бюджетников, не нова. В апреле 2014-го в Кабмине предлагали перевести все госучреждения на обслуживание в госбанки. Эту идею кредитные учреждения не поддержали. Но уже в сентябре 2014-го Кабмин решил перевести на обслуживание в госбанки личный состав Вооруженных сил, включая участников АТО.
Место для избранных
Из 48 учреждений, выбранных всего два месяца назад, 34 банка будут отсеяны Минфином как слишком мелкие. Лишь 14 банков выполнят первый критерий: объем активов не менее 1% активов всей банковской системы. Исходя из данных за III квартал, это Альфа-банк, ВТБ Банк, Ощадбанк, Креди Агриколь Банк, ПУМБ, «Пивденный», ПриватБанк, Проминвестбанк, Райффайзен Банк Аваль, Сбербанк, Укргазбанк, УкрСиббанк, Укрсоцбанк и Укрэксимбанк.
Однако три банка из этого списка (Проминвестбанк, Сбербанк, ВТБ Банк) принадлежат российским структурам, которые находятся под международными санкциями США или ЕС. А это значит, что их украинские «дочки» вскоре лишатся права обслуживать бюджетные выплаты.
Оставшийся список из 11 банков продолжит сокращаться, поскольку остальные критерии не менее жесткие. Больше всего проблем у банков возникнет с выполнением требования портфеля ОВГЗ. Требуемый объем госбумаг – не менее 20% регулятивного капитала – есть у трех госбанков (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк) и у Райффайзен Банка Аваль. Но как раз государственным банкам вообще нет смысла переживать. «Банки, в которых государство владеет долей свыше 75%, назначаются уполномоченными на постоянной основе», – сообщили в пресс-службе Минфина.
Остальным банкам придется туго. «У таких банков, как ПУМБ, Укрсоцбанк, УкрСиббанк нет достаточного количества ОВГЗ, однако у них существенные остатки средств вложены в депозитные сертификаты НБУ. Теоретически погашение депсертификатов и вложение этих средств в ОВГЗ могло бы исправить ситуацию. Но не факт, что риск-менеджмент банков, в первую очередь иностранных, разрешит такую операцию», – считает аналитик одной из инвестиционных компаний. «Эта норма не имеет ничего общего с надежностью банка. Это исключительно нагнетание спроса на рынке ОВГЗ. А они не всегда надежны, вспомним 1998 год. Кроме того, банки их могут отдать в РЕПО или в залог под кредит», – говорит глава комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Даже если банки сумеют увеличить портфель ОВГЗ и выполнят другие требования – от нормативов до уплаты налогов, новая преграда появится уже в следующем году. «Через год после принятия постановления вступит в силу еще один критерий соответствия – по количеству эмитированных банком электронных платежных средств (платежных карточек) государственной многоэмитентной платежной системы», – говорится в сообщении Минфина. Количество карт НСМЭП должно быть не менее 10% от общего количества эмитированных платежных карточек банка. По данным НБУ, из 11 вышеназванных банков членами НСМЭП являются лишь семь учреждений: «неприкасаемые» госбанки (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк) и четыре частных банка – «Пивденный», ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и Укрсоцбанк. Но банкам мало вступить в НСМЭП, им потребуется перевести минимум 10% клиентов на новые карты.
Банкам дается три месяца на выполнение новых требований, а у министерств, ведомств и других центральных и местных органов власти будет месяц для перехода на обслуживание в уполномоченные банки, выбранные по-новому. «Установление четкого и исчерпывающего перечня критериев уменьшает возможности для субъективизма при выборе уполномоченных банков. Благодаря внедрению исчерпывающего перечня критериев, каждый банк может сам сделать выводы о возможности быть включенным в этот перечень», – заявили в Минфине.
Только через эти банки будут обслуживаться госкомпании. «Правительство своим решением рекомендует руководителям субъектов хозяйствования госсектора экономики обслуживаться в банках, которые удовлетворяют установленным критериям», – уточнили в Минфине.
Дискриминация в действии
Банки оказались не готовы к такому повороту событий. Не прокомментировали запросы FinClub ни крупнейший ПриватБанк, ни небольшие банки, у которых теперь нет шансов. «Пока документы не утверждены, нечего комментировать», – сказали в ПриватБанке. Но больше года назад первый зампред главы банка Олег Гороховский говорил следующее: «Любое решение, которое позволяет банкам получить право на обслуживание бюджетников, мы приветствуем. Требования к банкам жесткие, но это лучше, чем просто запрет». «Можно однозначно утверждать, что правительство административным путем ограничило возможность работы абсолютного большинства банковских учреждений в направлении социальных выплат. Банковское сообщество, в том числе банковские ассоциации, более десяти лет ведут диалог с властью для устранения явного нарушения конкурентной среды. Но, к сожалению, кроме ужесточения политики никаких иных изменений не происходит», – рассказали неофициально в одном из «зарплатных» банков. В минувшие разы банки обжаловали подобные решения власти в судах и Антимонопольном комитете.
«Норма о 20-процентной доле ОВГЗ оставит «за бортом» соцвыплат подавляющее большинство финучреждений, причем во многих случаях речь идет о сильных и здоровых банках. Естественно, мы и дальше намерены работать с бюджетниками и производить соцвыплаты, однако банки сегодня вряд ли станут задумываться всерьез о покупке ОВГЗ на миллиарды гривен. Такая норма идет вразрез с правилами честной конкуренции на банковском рынке, поэтому мы через Независимую ассоциацию банков планируем оспаривать свое право предоставлять услуги клиентам на конкурентных началах», – заявили в пресс-службе Укрсоцбанка. А как раз в начале 2016 года Минфин после полугодового перерыва возобновил размещение ОВГЗ на аукционах.
Эксперты советуют изменить критерии. «Требования формальные и «сырые». 1% от активов системы – это не показатель стабильности. Дельта Банк, «Надра», банк «Украина» являются примерами крупных учреждений-банкротов. Кроме того, нет требования к рейтингу банка. Могли бы поставить планку uaA-. В этом диапазоне было очень мало дефолтов», – считает Виталий Шапран.
Руденко Виктория
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас