Куда экспортировать в кризис — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Куда экспортировать в кризис

Фондовый рынок
481
«А вы уже экспортируете в ЕС?», «Прошли сертификацию?», «Готовы к жесткой конкуренции на европейском рынке?». С 1 января 2016 года заработало полноценно соглашение об ассоциации, вопросы такого рода украинским производителям задают все чаще. Но стоит ли рассчитывать на рынок ЕС как единственно возможный для развития экспортного потенциала? На этот и другие вопросы отвечает Дмитрий Рыбалка, глава совета директоров S.Group.
Кризис 2014-2015 годов в первую очередь плохо сказался на внутреннем потреблении. Независимо от товарной категории, вся потребительская корзина среднего украинца ужалась примерно на треть из-за девальвации, роста безработицы, увеличения коммунальных тарифов. Поэтому компаниям, которые работают внутри страны, самое время искать новые рынки сбыта.
Курс на Восток
Наиболее перспективным направлением для экспорта украинских пищевых товаров сегодня являются Средняя Азия, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Во-первых, потребление качественных продуктов питания здесь в принципе постоянно растет ввиду роста благосостояния, в том числе и из-за нефтегазовых доходов.
Растущий средний класс открыт к новым товарным категориям, новым маркетинговым подходам, которые на Западе и в Украине уже давно могут считать пройденным этапом. До многих рынков еще не добрались мировые гиганты, и конкурировать либо вовсе не с кем, либо речь идет о слабых локальных производителях, которых достаточно легко обойти за счет ассортимента, рекламной активности, качества продукции. Кроме того, это позволяет нарастить маржинальность продукта.
Более того, во отличие от Украины и стран ЕС, здесь практически отсутствует культ здорового образа жизни, а значит, и законодательные, и ментальные ограничения в этой части достаточно размыты. Некоторые категории потребления вообще можно создавать с нуля, как мы это делали с семечками в Кыргызстане. Такое положение дел существенно расширяет возможности для продвижения.
Кроме того, местные потребители еще не избалованы ни засильем западных брендов, ни наличием собственного private label и торговых сетей. Собственно, и монополии сетей, как в Украине, здесь тоже пока нет. Украинские товары идут «на ура» под украинскими же брендами, в большинстве случаев не требуя существенной адаптации к местному рынку. Это снова-таки снижает затраты на продвижение, а значит – увеличивает маржу.
В-третьих, требования к стандартам производства – существенно лояльнее, чем в Европейском Союзе. Это связано, прежде всего, с отсутствием собственных сильных производителей, которые, соответственно, пока не сформировали лобби для защиты внутреннего рынка. Соответственно, украинским компаниям самое время этим воспользоваться. Конечно, большинство отечественных производителей продуктов питания вышколены нашими более жесткими, чем в ЕС, ГОСТами, а также годами торговых войн с Россией. Поэтому им не составляет труда поразить азиатов высоким уровнем качества, а затраты на сертификации, проверки и согласования будут на порядок ниже.
В-четвертых, если компания не намерена останавливаться на работе в Украине и «пассивном» экспорте, этот регион гораздо перспективнее, чем ЕС, для будущей экспансии – здесь можно разместить производственные мощности, есть удобный логистический хаб для поставок в Китай, Индию, в страны Юго-Восточной Азии, Монголию. Также эти регионы удобны для импорта сырья из Ирана, Индии, Китая. Для Украины, например, тот же Казахстан интересен тем, что он входит в Таможенный союз, имеет возможности упрощенной торговли с Беларусью, Кыргызстаном.
Кроме того, политическая и бюрократическая обстановка в Казахстане вполне понятна украинскому предпринимателю. Для тех компаний, которые решили пока принципиально отказаться от работы на российском рынке, но при этом не хотят терять выход на остальные страны постсоветского пространства, Казахстан может стать «мостом» для такого экспорта.
Евросоюз – для имиджа
Далее, по большинству знакомых европейскому потребителю категорий местный производитель будет предпочтительнее и понятнее, поэтому главным фактором конкуренции станет цена. И то, и другое не предполагает больших заработков на европейском рынке. По крайней мере, в обозримом будущем. Так что работа в Европе больше подходит для имиджевых целей, чем для реального выведения бизнеса из кризиса в условиях падения потребления на внутреннем рынке.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас