80 миллионов от Сороса: Как IT-проектам Украины удалось привлечь крупные инвестиции — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

80 миллионов от Сороса: Как IT-проектам Украины удалось привлечь крупные инвестиции

Фондовый рынок
783
На IT-рынке Украины стало жарко: за последние месяцы несколько проектов привлекли миллионные инвестиции. В том числе и от знаменитого Джорджа Сороса
Украину как прорвало: после долгого финансового штиля иностранные инвесторы стали вкладывать в софтверные компании, работающие в стране. В сентябре Snapchat закрыл рекордную для рынка сделку в $150 млн по приобретению отечественного стартапа Looksery. А к концу осени еще три проекта получили средства иностранных инвесторов. Общая сумма ориентировочно составляет $85–115 млн.
Эти сделки не выглядят фантастическими по мировым меркам, но для украинского рынка значат многое. Благодаря им идеями и работами местных айтишников все чаще интересуются финансисты со всего мира.
“Сейчас на нас выходят и интересуются новыми проектами не только традиционно смелые американские инвесторы, но и консервативные европейские и азиатские”,— рассказывает Илья Кенигштейн, управляющий партнер инвесткомпании Hybrid Capital.
Банк и фотобанк
Самой свежей сделкой стала продажа компанией Depositphotos миноритарного пакета акций за $5 млн Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР). О закрытии сделки стороны объявили на этой неделе. “Мы — американская компания. Однако большинство сотрудников, которые делают продукт и заботятся о нем, находятся в Украине”,— рассказывает Дмитрий Сергеев, основатель Depositphotos, сидя в своем громадном и ультрасовременном киевском офисе. Он добавляет, что в компании украинский штат разработчиков и все идеи и разработки — тоже отсюда.
Depositphotos — фотобанк, куда каждый желающий имеет возможность загрузить свои снимки, которые потом может приобрести кто угодно. Минимальная цена фотографии — $0,75, стоимость подписки — от $49 в месяц. В базе примерно 40 млн фотографий и сотни тысяч фотографов. “Бизнес делается в Украине, но продается во всем в мире. Оборот уже превышает несколько десятков миллионов долларов”,— говорит Сергеев. В мировом рейтинге фотобанков за Depositphotos — пятая строчка.
Сергеев рассказывает, что ЕБРР анализировал его проект полтора года, пока принял решение об инвестициях. Он хвалит качество и кропотливость экспертизы банка. И считает: раз ЕБРР решился на покупку, значит, рассчитывает через несколько лет продать свой пакет с приличной доходностью. “Если так все пойдет и дальше, мы выведем бизнес на IPO, и у нас будет миллиардная капитализация”,— уверяет Сергеев.
Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital, оценивает сделку позитивно не только в контексте потенциальной успешности Depositphoto. Она доказывает, что, несмотря на сложную ситуацию в украинской экономике, ЕБРР верит в отечественный IT-сектор. “Сильные бизнесы, которые глобально конкурентны, могут даже сегодня, даже в текущей ситуации расти и привлекать партнеров международного класса для еще большего роста. И я уверен, что это всего лишь одна из первых инвестиций в сектор IT со стороны банка”,— говорит он.
Программы по привлечению денег
В Украину верит не только ЕБРР, но и один из самых известных международных финансистов и инвесторов — Джордж Сорос. Недавно его Фонд развития Украины стал совладельцем IT-аутсорсера Ciklum.
Датская компания Ciklum основана в 2002 году, сейчас украинский офис — ключевой для нее. Он же является одним из крупнейших в стране разработчиков программных продуктов под внешние заказы, что на профессиональном языке называется аутсорсингом. В 2012 году Ciklum получила инвестиции от украинской инвесткомпании Horizon Capital — именно их доля теперь перешла к новым владельцам. Horizon в этом году провел еще одну громкую сделку, вложив деньги в крупнейший интернет-магазин уанета — Розетку.
Сумма сделки и размер приобретенной фондом Сороса доли участники не разглашают — но это точно не контрольный пакет. По мнению экспертов, речь идет ориентировочно о 10–25 % акций, ранее принадлежавших Horizon Capital, и еще некой доле, полученной от компании Majgaard Holdings Ltd. Последняя принадлежит Торбену Майгаарду, основателю Ciklum.
Аналитики, опираясь на опыт схожих сделок, предполагают, что в целом фонд Сороса в данном случае потратил $60–80 млн.
Датские корни Ciklum не должны никого путать — компания, по сути, украинская. По словам Андрея Колодюка, главы Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций, именно украинцы являются ее конкурентным преимуществом. “Они умеют создавать программы и строить конкурентный бизнес”,— говорит эксперт, выступивший консультантом в сделке.
Ciklum с 2009 года активно скупала украинских аутсорсеров, которые, как и сама эта компания, имели датские корни. Первой они купили Mondo — разработчика с офисом на 25 человек в Харькове и 125 работниками в Пакистане. В 2011 году Ciklum приобрела 50 % акций SCR Gruppen с центрами разработки софта в Украине и Китае, а в 2013‑м стала собственником IT-аутсорсинговой компанией Kuadriga. Во всех случаях суммы сделок не разглашались.
Финансовые результаты деятельности Ciklum неизвестны — компания остается непубличной. Но по размаху она сравнима с лидером украинского рынка аутсорсинга — EPAM Systems, которая в 2014‑м показала прибыль в $86 млн, а оборот — $730 млн.
“Ciklum — очень динамичная компания в отрасли, которая представляет будущее Украины. Это также инвестиция в то, что я называю новой Украиной — страной молодых, хорошо образованных украинцев, которые жаждут проститься с прошлым и построить открытое общество”,— заявил сам Сорос по поводу заключенной сделки, добавив, что она послужит примером для других инвесторов.
Его фонд, по словам Виктора Валеева, директора ассоциации IT Украины, принимал решение о покупке девять месяцев. “Они смотрели на инвестиционный ландшафт, и он казался им неплохим: были подписаны Минские соглашения, появилась надежда на восстановление и рост экономики”,— рассказывает эксперт.
Сороса уже услышали: отечественные проекты заинтересовали и канадскую компанию Mobify. В конце года она приобрела украинский сервис мобильного маркетинга Jeapie, позволяющий создавать и доставлять мобильные push-уведомления рекламного характера — их получатель может как принять, так и отвергнуть.
С будущими покупателями, по словам Александра Михайленко, основателя и СЕО Jeapie, они познакомились совсем недавно — в сентябре 2015‑го. И те довольно быстро согласились на приобретение проекта, стоимость которого эксперты оценивают в $20–30 млн.
Обаятельные и привлекательные
Интерес к IT-сфере растет во всем мире. По данным аудиторской компании EY, в 2014 году в мире зафиксировано рекордное число сделок в этом секторе — 3,5 тыс.— на общую сумму $237,6 млрд. Джефф Лю, руководитель глобальной практики EY по оказанию консультационных услуг по сделкам для компаний сектора технологий, заявил: “Глобальный рынок M&A в секторе технологий находится в движении: он растет и демонстрирует рекордные показатели”.
И Украина находится далеко не в центре этих процессов. В соседней Польше, к примеру, за прошлый год прошло 34 сделки слияния / поглощения в области IT и телекоммуникаций. Советник EY Михал Плотницки рассказал Польскому радио, что, по данным его компании, международные фирмы ищут для инвестиций польские бизнесы, которые намного безопаснее, чем те, что находятся в странах на восток от Польши.
Но Украина все же чем дальше, тем больше интересует западных инвесторов. И это логично, считает Кенигштейн из Hybrid Capital. В стране много людей, связанных с IT-индустрией, много софтверных компаний, развивающих уровень программистов, дизайнеров и профильных бизнесменов, и хорошая образовательная школа. В итоге и уровень развития рынка в целом серьезный. Кроме того, есть и еще один важный бонус — украинцы, по словам Кенигштейна, все время пытаются создавать какие‑то проекты, новые и уникальные. “Не стоят на месте”,— резюмирует эксперт.
Вдобавок местные кадры, обладая высокой квалификацией, еще и стоят по мировым меркам достаточно недорого, уточняет Сергеев из Depositphotos.
Этот потенциал уже давно должен быть реализован, и, похоже, его время пришло. Благодаря последним сделкам отрасль получила мощный позитивный сигнал от ключевых инвесторов, и это заметили не только в Украине. Кенигштейн рассказывает, что сейчас новыми местными проектами интересуются не только американцы, но и более консервативные европейцы и представители Азии.
На этот интерес не повлияло даже то, что недавно ряд отечественных IT-компаний пережили череду проверок со стороны фискальных органов и милиции. Хотя действия силовиков едва не привели к срыву перспективных сделок. “Мы максимально убеждали инвесторов, что это временное явление и нам его удастся победить, остановив обыски”,— вспоминает Колодюк.
В итоге фискальные органы угомонились, что и удовлетворило инвесторов. И не только их. По словам Сергеева, вывозить свою компанию из Украины он не намерен. Хотя подобные предложения у него есть. Но как выходцу из России Сергееву есть с чем сравнивать: в отличие от РФ, Украина очень свободная страна, говорит основатель Depositphotos. Это теперь понимают и западные инвесторы.
Олег Гавриш, Андрей Юхименко
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас