Не все то золото: Нацбанк признал недобор ЗВР — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не все то золото: Нацбанк признал недобор ЗВР

Казна и Политика
1100
На этой неделе Национальный банк Украины вынужден был констатировать, что план наполнения золотовалютных резервов страны заметно отстал от ранее анонсированного. Действующая программа расширенного финансирования EFF предполагала, что в 2016 год Украина войдет с $18 млрд ЗВР, однако «план» придется догонять уже в следующем году. А пока больше всего вопросов вызывают не формальные «маяки», а то, как эти ресурсы Украина может использовать, и как стремление «выдавливать» валюту с рынка административным путем сказывается на экономике.
Плохой заемщик и хороший кредитор
Основной причиной является хаотичный процесс принятия бюджета страны на следующий год. Теперь, перед тем как выделить очередной транш, МВФ ожидает принятия сбалансированного бюджета Украины на 2016 год. В то же время этот процесс сейчас усложнен попытками реформировать налоговую систему Украины.
В «месседже» НБУ, как всегда, царит оптимизм. «Мы ожидаем, что резервы продемонстрируют рост вдвое по сравнению с началом года и достигнут чуть более $13 млрд. Такой объем является достаточным, ведь эта сумма покрывает более трех месяцев импорта», – подчеркнула Валерия Гонтарева. Стоит отметить, что такое покрытие стало возможным прежде всего из-за падения объемов импорта.
Хотя еще несколько месяцев назад НБУ ожидал увеличения предложения валюты на рынке, и никак не прогнозировал того, что скупка валюты обернется еще одним девальвационным витком.
Когда же девальвация напомнила о себе, Нацбанк воспринял очередной виток девальвации как должное. Ноябрьский скачок курса Чурий объяснил временными дисбалансами спроса и предложения иностранной валюты, которые были вызваны «неопределенностью среди экономических агентов накануне местных выборов», сезонным увеличением спроса на иностранную валюту, а также девальвацией валют отдельных торговых партнеров Украины.
Заявления регулятора вызывают традиционные вопросы. Если дисбаланс был временным, почему не произошел откат к задекларированному ранее коридору 21-22 гривны за доллар? И что означает сезонное увеличение спроса на валюту, если за пару месяцев до этого декларировался «излишек» валюты на рынке? Резервы, хотя бы те, которые НБУ «выдавливал» с рынка, остались нетронутыми, зато население и экономические субъекты получили еще один повод не доверять национальной валюте.
Резервы «для красоты»
Проблема в том, как эти средства используются. НБУ тратить ЗВР на поддержание курса не собирается, в то же время девальвационные риски остаются. В частности, регулятор сохраняет высокую процентную ставку, поскольку боится девальвационных рисков. Более того, последнее снижение учетной ставки с 27% до 22% годовых не привело к снижению ставки по депсертификатам НБУ, в результате чего привлечение средств для предприятий заметно усложняется.
Естественно, регулятор связан договоренностями с МВФ, и его монетарная политика зависит от желания последнего кредитора Украины. В то же время основной интерес МВФ заключается в том, чтобы вернуть вложенные в страну средства. Украина же, при отсутствии реального плана восстановления экономики и действенной борьбы с коррупцией, стала похожа на арбитражного управляющего, а не эффективного менеджера, функция которого заключается в распродаже активов, аккумулировании ликвидности и сокращении расходов – чтобы кредитор смог забрать свои деньги.
И учитывая то, что Украина проблему своих валютных обязательств не решила, а лишь отсрочила, эти вопросы в среднесрочном периоде появятся снова, если не решать реальных проблем экономики.
«Мы привлекаем у МВФ ресурс, под который имеем возможность сделать инвестиционную эмиссию. Пока на сегодняшний день вся эмиссия, которая выпускалась, шла на поддержку финансовой системы либо через рефинансирование НБУ убыточных банков, либо на выплаты через Фонд гарантирования вкладов. В обоих случаях эти деньги сразу шли на потребительский рынок и создавали давление на гривну. Если же вы через институты поддержи развития (например, через Банк развития) направляете эмиссию в инвестиционный ресурс (даете выгодные кредиты бизнесу) – вы получаете внутренний спрос на инвестиционные товары, и как следствие – создание рабочих мест, рост производства, добавленной стоимости и рост экономики. Тогда на потребительский рынок выходит зарплата», – говорит Пендзин.
А пока Украина четкого плана по развитию производства не имеет, есть лишь четкий план, как получать кредиты дальше. Однако даже он находится под угрозой, учитывая нежелание нынешнего правительства проводить реальные реформы. В этой ситуации для властей Украины кредиты МВФ для пополнения ЗВР стали целью, но не средством, что в конечном итоге на благосостоянии населения никак не скажется.
Александр Моисеенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас