Украинцы заплатят больше — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинцы заплатят больше

Казна и Политика
1229
Правительство отложило до пятницы утверждение финальной версии проекта госбюджета на 2016 год. За это время планируется найти компромисс с БПП по ключевым пунктам налоговой реформы. От финальных значений ставок налогов зависит объем поступлений в бюджет. Но уже понятно, что налогов соберут больше. На какие скрытые резервы рассчитывает Минфин?
Для сравнения использовались три группы показателей: а) план по доходам госбюджета 2015 года; б) план по доходам проекта госбюджета-2016, поданный в Верховную Раду 14 сентября и тут же отозванный; в) одна из последних версий проекта госбюджета-2016 (доходы бюджета, указанные в документе, всего на 0,5% отличаются от цифры, опубликованной Минфином в понедельник), которая учитывает обнародованную Кабмином налоговую реформу «всё по 20%».
Сравнение первого и второго документов позволяет понять, какой объем доходов госбюджета планировалось получить в 2016 году за счет роста ВВП, но это не является предметом текущего анализа. Мы сконцентрируемся на сравнении второго и третьего документов, что покажет, как внедрение налоговой реформы Натальи Яресько, по мнению Минфина, повлияет на доходы госбюджета.
Шесть сотен
Доходы государственного бюджета в 2016 году должны составить 601,3 млрд грн. Еще в сентябре Минфин ставил целью 553,1 млрд грн (7-процентный рост к плану текущего года). Но за три месяца доработки главной сметы страны доходы «выросли» еще на 8,7%, или 48,2 млрд грн (!). Почти полностью дополнительный прирост должны дать налоговые поступления – рост на 40,3 млрд грн. Суммарно по сравнению с текущим годом казна должна получить налогов на 101 млрд грн больше (+24,6%). Это существенно больше, чем вырастет госбюджет (+16,3%).
ЕСВ
Налоговая реформа изначально затевалась ради снижения нагрузки на фонд заработной платы. Но поскольку единый социальный взнос (ЕСВ) зачисляется в бюджет Пенсионного фонда, почти двукратное снижение ставки ЕСВ до 20% не отразится на доходах государственного бюджета – только на расходах.
Налог на прибыль
Ставку налога на прибыль Минфин предлагает повысить с 18% до 20%. Учитывая, что в сентябре он заложил в бюджет план по этому налогу в размере 41,84 млрд грн (рост к 2015 году на 13,4%), дополнительные 2 процентных пункта налога должны будут принести казне еще 4,65 млрд грн. Однако Минфин ожидает получить на 13,77 млрд грн больше – 55,62 млрд грн (рост на 33%).
Такой резкий рост – в полтора раза к плану 2015 года – можно объяснить несколькими факторами, не считая ожидаемого 2-процентного роста экономики и повышения ставки налога. Проектом Налогового кодекса вводится надбавка к налогу на прибыль, которую будут взимать почти со всех компаний, которые являются плательщиками ренты при добыче природного газа. Надбавка не будет иметь фиксированной ставки – ее размер определяется по специальной формуле. Также Минфин рассчитывает на уплату налога на прибыль букмекерами, операторами лотерей и азартных игр. Поменяются формулы расчета налогооблагаемой базы для всего бизнеса, а инвестфонды лишатся льгот.
Налог на добавленную стоимость
Минфин в сентябре спрогнозировал рост поступлений от НДС в 2016 году на 46 млрд грн – до 226 млрд грн. Налоговая реформа Яресько не предусматривает изменения нынешней 20-процентной ставки налога, но декабрьская версия госбюджета добавила к плану сбора НДС еще 13 млрд грн.
Это объясняется двумя факторами.
НДС лекарственных препаратов увеличится с 7% до 20%. Эти поступления, в отличие от остальных налогов, будут зачислены не в общий фонд бюджета, а в специальный фонд, чтобы за их счет финансировать целевые программы в медицинской сфере. Дополнительно 4 млрд грн будет собрано с лекарств, произведенных в Украине, а 6,4 млрд грн – с импортных медикаментов.
План сбора НДС с импорта не меняется, поскольку и в сентябре, и в декабре в расчет поступлений закладывался идентичный курс 24,1 грн/$. Но дополнительные 14,64 млрд грн НДС будут получены на внутреннем рынке за счет отмены льготного режима уплаты НДС аграриями. Сейчас они аккумулируют налог на спецсчетах, но не перечисляют в госбюджет, а тратят на развитие бизнеса. Такая модель будет упразднена, и аграрии станут платить НДС в бюджет. Впрочем, позитивный эффект для бюджета от этого шага будет снижен тем, что правительство пошло на компромисс с бизнесом в вопросе возврата НДС. План бюджетного возмещения увеличен на 12,1 млрд грн, поскольку Минфин отказался от освобождения от налогообложения экспорта зерновых культур. Это значит, что при экспорте аграрии снова начнут получать бюджетное возмещение НДС.
Структура госбюджета показывает, что НДС – бюджетообразующий налог.
Налог на доходы физических лиц
Вместо двух ставок налога на доходы физлиц в размере 15% и 20% Минфин предлагает ввести единую ставку 20%. Правда, минимальная зарплата при этом будет выведена из-под обложения. В итоге люди с низкими официальными доходами станут платить меньше налог, чем сейчас. Но отследить влияние этих изменений на госбюджет непросто. Налог на доходы физлиц поступает не только в госбюджет, но и в местные бюджеты, формирование которых только началось. Пока по сравнению с сентябрьским планом в госбюджете подняли планку налога всего на 700 млн грн – до 49,89 млрд грн.
Акцизы
Налоговая реформа не ограничивается только четырьмя налогами по 20%. Повышается и акцизный налог: отдельные ставки акциза на алкогольную и табачную продукцию вырастут почти вдвое. Поэтому неудивительно, что план по сбору увеличен на 12,9 млрд грн – до 83,6 млрд грн.
Налоговый провал
Но не все виды доходов бюджета вырастут. По ряду направлений Минфин ожидает «провисание».
Рентная плата за использование природных ресурсов сократится на 3,43 млрд грн. Речь идет о том, что из сентябрьской версии проекта госбюджета изъято 3,53 млрд грн рентной платы за транзитную транспортировку природного газа трубопроводами. Ведь согласно проекту Налогового кодекса, транзит газа будет освобожден от ренты. Итоговая недостача будет меньше, поскольку на 100 млн грн – до 1,5 млрд грн – повысили план рентных платежей при добыче янтаря (ставка – 30% от стоимости добытой продукции).
Подлежат пересмотру ставки рентных платежей при внутренней добыче газа, но сентябрьский план при этом не меняется – 38,9 млрд грн. Значит, при снижении ставки ренты Минфин рассчитывает, что платежи вырастут благодаря росту добычи или стоимости газа, или за счет действия обоих факторов. Кстати, напомним: уже в сентябрьской версии бюджета не было сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на газ (в 2015 году – 2,82 млрд грн).
С миру по нитке
Особенностью госбюджета-2016 станет то, что впервые в его доходы будет включен единый налог (3,42 млрд грн), который до сих пор поступал только в местные бюджеты.
Также стоит обратить внимание на более чем двукратный рост с сентября (до 11,14 млрд грн) плана изъятия в госбюджет части чистой прибыли госпредприятий (вероятно, правительство рассчитывает, что реформы МЭРТ в сфере управления госимуществом повысят рентабельность активов), а также двукратное сокращение поступлений от Нацбанка к уровню плана 2015 года, хотя по сравнению с сентябрем эта цифра не менялась (34,06 млрд грн).
Отметим, что аппетиты Минфина относительно платы за лицензии на букмекерскую деятельность, проведение азартных игр в казино и организацию лотерей с сентября не изменились ни на копейку.
Ожидается рост исполнительного сбора – с 212 млн грн до 394,8 млн грн.
Бюджетные учреждения недосчитаются более 1,2 млрд грн собственных доходов из-за дерегуляции, а также расширения использования электронных реестров и отмены необходимости предоставления госучреждениям справок, которые они могут получить самостоятельно в электронных госреестрах.
Резко вырастут поступления в рамках программ помощи Европейского союза – с 1,85 млрд грн до 4,81 млрд грн. Вероятно, это объясняется тем, что из-за затягивания реформ и неполучения третьего транша кредита МВФ Украина не может получить очередную порцию финансирования от ЕС. А значит, средства, которые страна могла получить сейчас, поступят в бюджет-2016.
Несмотря на заявление премьер-министра Арсения Яценюка о том, что он хотел бы конфисковать в госбюджет 40 млрд грн средств «Семьи» Виктора Януковича, ни в сентябрьском, ни в декабрьском проектах госбюджета об этом ни слова. Хотя в бюджете-2015 есть отдельная строка доходов: «конфискованные средства и средства от реализации конфискованного имущества, которые были получены коррупционными методами». План 1,5 млрд грн.
Вместо вывода
Анализ проекта бюджета-2016 показывает, что формально налоговая нагрузка на экономику после реализации реформы Яресько действительно вырастет. Как уже отмечалось – доходы госбюджета повысятся на 48,2 млрд грн по сравнению с проектом бюджета на действующей налоговой базе. Однако полную картину можно увидеть только, если включить в расчеты доходы местных бюджетов и Пенсионного фонда. А вот в этой сфере все не так однозначно.
Из-за почти двукратного снижения ЕСВ чуть меньшими темпами (с учетом роста номинальных зарплат) сократятся собственные поступления Пенсионного фонда. Чтобы покрыть «дыру» и продолжить выплату пенсий в полном объеме, государственный бюджет увеличит финансирование ПФУ более чем вдвое – с 80 млрд грн до 165 млрд грн. Если учесть этот факт реального снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, то общая сумма налогов, которую население и бизнес заплатит в госбюджет и бюджет Пенсионного фонда, даже снизится.
PS По информации собеседника в Минфине, правительство в ходе согласования налоговой реформы с парламентом может отказаться от увеличения НДС на лекарства. Для них эта норма не принципиальна, поскольку, лишившись дополнительного дохода в размере 10,4 млрд грн, автоматически отпадет необходимость в выделении компенсации населению в размере 10,4 млрд грн на покрытие расходов из-за подорожания лекарств. Реализации этой инициативы может оказаться коррупционноемкой, а единственная причина, почему Минфин изначально ее предложил, – попытка ввести единую ставку НДС на все товары.
Садовничий Вячеслав
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас