Стимулирующее тарифообразование: Принципы и выгоды — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стимулирующее тарифообразование: Принципы и выгоды

Энергетика
577
Украина готовится к переходу на стимулирующее тарифообразование в сфере передачи и поставки электрической энергии. Прогнозируемо соответствующий механизм должен заработать с 1 января 2016 года как пилотный проект на базе 6 облэнерго.
В общем в планах Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, к 2020 году перевести на стимулирующее тарифообразование четыре десятка энергоснабжающих предприятий.
В частности, это предусмотрено стратегическими документами ЕС, Коалиционным договором и Программой деятельности Правительства:
- Директива 2009/72/ЕС в части внедрения принципов стимулирования при реализации тарифной политики;
- п. 5.2 Раздела XII «Реформа Энергетики и Энергонезависимость» Коалиционного соглашения, заключенного участниками коалиции депутатских фракций Верховной Рады Украины VI созыва и подписанного Политической партией «Народный фронт», Партией «Блок Петра Порошенко», Политической партией «Объединение «Самопомощь», Радикальной партией Олега Ляшко, Политической партией Всеукраинское объединение «Батькивщина»;
- п. 262 Планом мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины и Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» в 2015 году, утвержденного распоряжением КМУ от 4 марта 2015 г. № 213-р.
По состоянию на сегодня для реализации замыслу Национальной комиссией уже внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов. Так, с целью введения стимулирующего регулирования были приняты постановления:
- от 8 октября 2015 года №2561 «О внесении изменений в постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, от 23 июля 2013 года №1009 и признании утратившим силу постановления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, от 10 января 2014 года №7»;
- от 8 октября 2015 года №2562 «О внесении изменений в Порядок определения регуляторной базы активов субъектов природных монополий в сфере электроэнергетики»;
- от 29 октября 2015 года №2674 «Об утверждении Изменений в Процедуры установления тарифов для лицензиатов по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу и/или передачи электрической энергии местными (локальными) электрическими вентерями в случае применения стимулирующего регулирования».
Все документы официально обнародованные в газете «Урядовый курьер» за 12 и 14 ноября текущего года и вступили в силу со дня опубликования.
В НКРЕКП убеждены, что внедрение стимулирующего тарифообразования будет способствовать привлечению инвестиций в сферу электроэнергетики и обеспечит энергокомпаниям стимулы для эффективной работы и предоставления качественных услуг потребителям. Именно такими являются результаты мирового опыта. Примечательно, пионеры среди стран ЕС осуществили переход к стимулирующему регулированию более 20 лет назад. Так, к примеру, Великобритании удалось в 2 раза сократить расходы электрораспределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии износ активов уменьшился с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.
Что же такое стимулирующее регулирование?
Стимулирующее регулирование или RAB-регулирование (как его принято называть на Западе) – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленного на привлечение инвестиций для строительства и модернизации инфраструктуры электрических сетей и стимулирование эффективности расходов электрораспределительных компаний. Ею предусматривается установление величины необходимого дохода в зависимости от достижения установленных показателей надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей, а также мотивация регулируемых компаний к снижению расходов.
Основными элементами стимулирующего регулирования является:
- проведение переоценки активов с целью установления регуляторной базы активов для расчета регуляторной амортизации и прибыли;
- установление нормы прибыли на уровне, достаточном для привлечения необходимого объема инвестиций;
- покрытие обоснованных операционных расходов;
- установление долгосрочных параметров регулирования (целевых показателей качества и надежности).
Как изменится механизм формирования тарифов?
Если традиционная модель «затраты плюс» представлена формулой: Себестоимость + Прибыль (процент от себестоимости) = Цена услуги, то новый метод предполагает другую трактовку: Цена – Прибыль (требования к уровню доходности капитала) = Себестоимость (производство по целевой себестоимости).
Если действующая методика «затраты плюс» позволяет предприятиям лицензиатам учитывать в тарифе операционные расходы, амортизационные отчисления и установленный уровень рентабельности, то RAB-метод превращает последний компонент этой формулы в уровень дохода на капитал ®. Этот доход определяется двумя составляющими: регуляторной базой активов (RAB) компании и регуляторной нормой доходности ®.
Регуляторная база активов (RАB) определяется как справедливая стоимость активов предприятия, используемых в регулируемой деятельности, и может быть оценена несколькими способами: как рыночная стоимость компании, восстановительная стоимость активов, дисконтированный поток денежных средств, балансовая стоимость или стоимость замещения активов. То есть, фактически необходимо на основании независимой экспертизы, провести оценку основных фондов предприятий.
Рассчитать норму доходности ® или норму инвестированной прибыли более сложно. Согласно европейским RAB-методикам она рассчитывается на основании средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Формула, позволяющая определить этот показатель, говорить о том, что он учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемного капитала (займы, облигации, прямые инвестиции). Кроме того, оба эти элемента (как собственные средства компании, заемные) имеют свою цену, которая выражена определенной процентной ставкой. При этом, для определения WACC учитываются налоги предприятия.
Задачей регулятора также станет определение уровня операционных расходов, которые будут учтены в тарифах, которые включают как контролируемые затраты (например, на энергоносители), так и неконтролируемые (индексация на уровень инфляции, отчисления в фонд оплаты труда, налоги, сборы). Уменьшая контролируемые расходы, предприятие лицензиат сможет сэкономить средства, которые будут прибылью компании. При переходе на 2-й регуляторный период, который продлится 5 лет, регулятор также будет устанавливать требования к эффективности и к качеству услуг.
Что принесет?
Главными выгодами внедрения стимулирующего регулирования для енергопередавальних и энергоснабжающих компаний является уменьшение вмешательства регулятора в операционную деятельность, сохранение выгод (достигнутой экономии) вследствие повышения эффективности деятельности в распоряжении компании и, главное, обеспечение необходимого объема финансирования инвестиционных программ путем привлечения акционерного и заемного капитала.
Наряду с этим, принимая во внимание огромную кредиторскую задолженность предприятий, износ сетей и основных фондов, можно предположить, что естественные монополисты еще не скоро смогут отказаться от финансовой поддержки государства. Кроме того, при установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов. При этом предприятиям будет сложно привлечь «длинные деньги», то есть долгосрочные беззалоговые кредиты с низкой ставкой доходности.
Для потенциальных инвесторов существенно снизятся риски: при вложении своих средств в активы предприятий отрасли, гарантированного тарифом доход на вложенный капитал позволит им возвращать свои средства и получать прибыль. Однако, для концессионеров, арендаторов, управляющих компаний, кредиторов и прямых инвесторов усилится контроль за их выполнением собственных обязательств. Кроме того, в тарифе будет закладываться ставка нормы доходности на инвестированный капитал, определенная Национальной комиссией. Она будет невысокой и будет варьироваться в диапазоне 12-15%.
Для потребителей электрической энергии и экономики Украины в целом внедрение стимулирующего регулирования позволит обеспечить создание привлекательного инвестиционного климата для привлечения частных инвестиций, повышения качества и надежности электроснабжения и повышения эффективности операционной деятельности облэнерго путем снижения неэффективных операционных расходов и возврата потребителям части достигнутой выгоды (экономии) в виде соответствующего снижения тарифов. Однако, нужно заметить, что в рамках этой методики невозможен отпуск ресурсов по экономически необоснованным тарифам. Поэтому, потребителям нужно будет быть готовыми к дальнейшему росту тарифов, а государству к компенсации населению разницы между реальной стоимостью услуги и уровнем его дохода.
Примечательно, что экономических оснований для изменения «правил игры» для участников жилищно-коммунальной отрасли более, чем достаточно. Сейчас в Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда естественные монополии, на услуги которых всегда есть стабильный спрос оказались убыточными и не имеют необходимых ресурсов, чтобы обезпечивать бесперебойное, качественное и безопасное электроснабжение для потребителей электрической энергии. Причины этого следует искать в методах государственного регулирования стоимости коммунальных услуг, которые действовали до недавнего времени. Фактически тарифы на электроэнергию, которые удерживались на протяжении многих лет на одном уровне, когда затраты предприятий на предоставление услуги населению постоянно росли.
Анастасия Люк
По материалам:
Україна Комунальна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас