Деполитизация госбанков: Насколько это реально — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деполитизация госбанков: Насколько это реально

Казна и Политика
1401
Украинские госбанки пообещали избавить от политической зависимости: на 100% государственные в нашей стране два банка — Ощадбанк и Укрэксимбанк, и 94,95% акций принадлежит Минфину в Укргазбанке.
Замминистра финансов Артем Шевалев сообщил о планах властей по реформированию системы корпоративного управления в Укрэксимбанке и Ощадбанке. Признав, что государство до сих пор было не самым «лучшим менеджером» своих финучреждений, он посулил структурам политическую независимость. Хотя и в меру. Власть полностью не отказывается от влияния на операционную деятельность своих банков, но делает процесс более контролируемым.
Чиновники пришли к тому, о чем финансисты говорили уже давно. «Действительно, государство является не самым эффективным собственником активов, в том числе и банковских. Если мыслить стратегически, то государство скорее должно создавать правила игры для всех участников рынка, а не быть его активным игроком», — отметил бывший заместитель предправления Укргазбанка Станислав Шлапак. Хотя и отметил, что во время кризисной лихорадки в стране, наличие государства в акционерах нескольких крупных банков, «создает дополнительный уровень комфорта и доверия среди вкладчиков и бизнеса».
Вот только пользоваться своими конкурентными преимуществами государственным банкирам заметно сложнее, чем их коммерческим коллегам. Кабмин более бюрократичен в принятии решений и порой руководствуется политическими мотивами, а не экономическими. Поскольку, главным образом, рассматривает свои финучреждения как денежный мешок для финансирования государственных компаний. В эти моменты в правительстве не думают о госбанках как о структурах для зарабатывания денег — как это делают владельцы частных банков.
«Например, в госбанках обычно низкий уровень автоматизации процессов, поскольку рутинные действия выполняет избыточный персонал. Но персонал не сокращают по социальным мотивам», — привела нам пример аналитик ИК «Адамант Капитал» Инна Звягинцева.
Финансисты положительно оценили идею о корпоративном реформировании госбанков. Первое, чего от нее ждут — это полного отказа от приказного кредитования по правительственной указке. Акционер банка — государство и его руководство — должны иметь равные права и сообща принимать решения.
«Примером неудачного управления госбанками может быть, к примеру чрезмерное увлечение кредитованием госкомпаний, происходящее с серьезным нарушением принципов риск-менеджмента. Как в случае с кредитованием «Нафтогаза» Ощадбанком», — сказал генеральный директор Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислав Дубко.
Чтобы изменить правила управления госбанками, в первую очередь, необходимо реформировать подход к составу и формированию их наблюдательных советов. Сейчас они комплектуются по квотному принципу: одинаковое количество членов набсовета назначает Кабмин, Президент и Верховная Рада.
«Процесс назначения/отзыва членов органов управления сейчас крайне усложнен и неоперативен. Так, например, в Укрэксимбанке только весной 2015 г. были заменены члены набсовета по квоте Кабмина. До этого момента НС практически не имел возможности принимать решения в связи с истечением срока полномочий его членов», — рассказала нам партнер Investor Relations Agency Оксана Параскева. И заметила, что квота Верховной Рады в составе набсовета Укрэксимбанка не заполнена и по сей день. Аналогичная ситуация и в Ощадбанке. «В состав его набсовета и по сей день входят члены с истекшим сроком полномочий (4 из 14), однако никаких изменений не происходит», — подчеркнула Параскева.
Из-за неполноценной работы набсоветов госбанки, по мнению Станислава Шлапака, далеки от практики принятия своевременных, необходимых менеджменту для внедрения тех или иных коммерческих приемов и стратегий.
От правительственных реформаторов ждут не только функционального реформирования набсоветов, но и привлечения в них профессиональных менеджеров.
Следующим шагом должен стать перевод госбанков на регулярный внешний аудит. Особые государственные проверки, как отмечают финансисты, не являются заменой независимому аудиту.
В будущем государство может и вовсе выйти из капитала этих финучреждений. Как отмечает Станислав Шлапак, к примеру, ЕБРР, МВФ и Мировой банк всегда выступали противниками присутствия государства в украинских банковских активах.
По материалам:
Вісті
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас