Сорвать миллион: кто инвестирует в украинские стартапы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сорвать миллион: кто инвестирует в украинские стартапы

Фондовый рынок
870
Украина – страна парадоксов. На фоне глубокого экономического кризиса, политической неразберихи и тотального давления на бизнес уже несколько лет кряду наблюдается активный приток капитала в многочисленные украинские проекты. Селфи‑приложение Looksery, купленное Snapchat за $150 млн, сервис для бронирования и продажи билетов на автобусы Busfor, который привлек около $4 млн инвестиций, сервис по доставке продуктов Zakaz.ua, получивший $2,5 млн, – это далеко не полный перечень стартапов, которые смогли озолотиться за последние два года.
«В 2014‑м заключено более 60 сделок. И положительная тенденция сохраняется: по моим прогнозам, до конца года суммарный объем инвестиций в стартапы может достигнуть $100 млн (за 2014‑й эта сумма составила $22 млн. – Forbes)», – полагает глава набсовета Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA) Андрей Колодюк.
Недостатка идей у наших предпринимателей нет. Сервис Startup Ranking ведет рейтинг, ранжируя страны по числу стартапов. В Украине их сейчас 125, и по этому показателю она опережает Литву, Эстонию Австрию, Швецию и Южную Корею.
А вот с финансированием все не так просто. Классических источников для привлечения капитала внутри страны практически нет. «Мой первый капитал для создания Piel Cosmetics был кредитом под залог квартиры, в которой я жил. Других вариантов найти деньги не оказалось», – вспоминает владелец компании Piel Cosmetics Ярослав Процько. И так пытаются сдвинуть бизнес с мертвой точки очень многие соотечественники. Все большую популярность набирают краудфандинговые площадки. Начиная с глобального и известного во всем мире ресурса kickstarter.com и заканчивая украинскими аналогами startup.ua или inventure.com.ua. Они позволяют не только собрать капитал для запуска бизнеса, но и параллельно «прощупать» рынок, а также потенциальных потребителей. Подчас результаты бывают непредсказуемы. Например, настоящим откровением стал калифорнийский стартап OpenROV по созданию подводного дрона, получивший в 14 раз больше средств, чем планировалось.
Не менее популярны так называемые ангелы, которые вывели деньги из других активов и находятся в поиске альтернативных идей для вложения. Основываясь на своем опыте в бизнесе, они способны оценить, насколько велик риск провала или вероятность успеха.
«Каждый стартапер должен понимать: его проект обязан приносить прибыль и быть бизнесом, независимо от размера», – уверен основатель компании по производству и продаже головоломок, конструкторов и настольных игр «Точка Сборки» Сергей Таргоня. Именно такие инвесторы и составляют сегодня финансовый костяк для начинающих проектов. «Когда есть четкое понимание решаемой проблемы, целевой аудитории, которая будет готова платить за это решение, тогда и есть смысл искать людей с опытом и определенными достижениями. Они смогут оценить перспективы, поверить в команду и дать первые $10 000–50 000 на проверку product/market fit», – объясняет сооснователь агрегатора онлайн‑контента Newzmate Алексей Чашко, который в марте нынешнего года привлек $300 000 инвестиций от польского венчурного фонда Xevin Investments и известного бизнес‑ангела Баса Годска.
Вопрос лишь в том, какова цена таких денег. Как правило, инвестиции приходят в обмен на долю в компании. Причем чем менее благоприятны рыночные условия для развития бизнеса – тем выше плата. «В Украине еще в относительно сытые времена фонды могли предлагать несколько десятков тысяч долларов в обмен на долю в 20–30%. В Европе и США более умеренные аппетиты на уровне доли в единицы процентов в обмен на сотни тысяч долларов инвестиций», – рассказывает Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер платформы по поиску репетиторов Preply, которая в июле получила $120 000 от американского бизнес‑акселератора TechStars Berlin.
Впрочем, цель большинства проектов – отнюдь не «ангельские» деньги. Это лишь старт для того, чтобы заручиться поддержкой венчурного фонда и привлечь более значительные инвестиции на этапе бурного роста проекта. «Например, недавно интернет взорвала новость о том, что платформа AngelList запускает крупнейший в истории фонд посевных инвестиций CSC Upshot объемом $400 млн. Это самый большой фонд, посвященный стартапам на их раннем этапе развития», – отмечает Андрей Бычковский, совладелец проектов Poptop.fm и DelFast.
Успешный стартап может рассчитывать, что венчурный инвестор будет сопровождать его до момента достижения определенных показателей (например, до момента выхода на безубыточность). А это прекрасная возможность обеспечить стабильную ликвидность.
Не менее ценной может стать помощь венчурного фонда в освоении внешних рынков. «Достаточно вспомнить так называемый бутиковый венчурный фонд BeValue, который сформирован из средств нескольких предпринимателей, или проект UA50. Они призваны оказывать помощь украинским стартапам в выходе на американский рынок», – говорит Бигай.
Самый известный пример такой миграции – cервис по распознаванию лиц для мобильных устройств Viewdle, созданный в 2006 году украинцами Егором Анчишкиным и Юрием Мусатенко. В 2008‑м 25% проекта за $2 млн выкупил фонд Anthem Venture Partners, в октябре 2010‑го в число инвесторов вошли фонды Qualcomm Ventures, BlackBerry Partners Fund и Best Buy Capital. В итоге в 2012 году компанию поглотил гигант Google, заплатив за нее около $45 млн.
Павел Харламов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас