0 800 307 555
0 800 307 555

Ожидаемое слияние AB InBev и SABMiller: чего ждать украинскому рынку?


Ожидаемое слияние AB InBev и SABMiller: чего ждать украинскому рынку?

Для многих стран слияние двух пивных гигантов станет очевидной интригой, так как на многих региональных рынках присутствовали обе компании. В США их совместная доля составляла в прошлом году около 75%. Учитывая жестких характер американских антимонопольных органов, новому образованию нужно будет как-то определяться — например, продать часть бизнеса. У AB InBev в этом есть значительный опыт. В целом же подобную проблему нужно будет решать, как минимум, на каждом втором рынке.

Но вряд ли это будет большой проблемой для двух компаний — собственно, конечной целью объединения и было проникновение на перспективные рынки стран Африки и Ближнего Востока, где динамика потребления не первый год является наибольшей.

Определенные бонусы объединение AB InBev и SABMiller сможет получить и в восточной Европе, где в целом безраздельно господствует Carlsberg и Heineken (которую SABMiller в свое время не смог купить). Здесь нет крупных рынков, где обе компании «держат рынок»: в лучшем случае, как в Украине, только одна из них имеет лидирующие позиции. Так что проблем с антимонопольными органами тут объединение вряд ли будет иметь, зато заставит поволноваться конкурентов.

Что касается Украины, то здесь AB InBev не имеет достаточно устойчивых лидерских позиций, на протяжении многих лет конкурируя нос к носу с Carlsberg и национальным производителем «Оболонь». В 2014 году позиции первых двух были примерно равны — на уровне четверти рынка каждая, а «Оболонь» отставала на несколько процентных пунктов. В тоже время «Оболонь» продемонстрировала меньшую подверженность экономическому кризису — сокращение ее реализации оказалось сравнительно меньшей, чем у обоих лидеров. А «второй» эшелон лидеров украинского рынка, Anadolu Efes и Oasis CIS в отдельные периоды даже демонстрировали рост показателей реализации.

Таким образом, особых потрясений для украинского рынка после получения известия об окончательном закрытии сделки не стоит ждать. Украинский рынок пива в целом находится в негативном тренде, годовое потребление пива с большой долей вероятности может не дотянуть и до 200 млн. дал (в 2011 году оно составило 282 млн. дал). Ухудшение перспектив местного рынка уже стало причиной для мер по оптимизации и бюджетной экономии в 2014–2015 гг. для местных офисов Carlsberg и AB InBev.

Тем не менее, борьба за сокращающийся рынок активно продолжается. С одной стороны, имеют успех нишевые продукты производителей (сидры, квас). В этом хорошие результаты показали Carlsberg и Оболонь, в то время как AB InBev долгое время преимущественно влияла на рынок выпуском огромного количества промо литров. Возможно, после изменений в менеджменте AB InBev можно будет ожидать новых стратегий и для украинского рынка, с учетом всех его очевидных сложностей.

P.S. К слову сказать, SABMiller имеет опыт работы на украинском рынке, но не очень удачный. В свое время украинское представительство сделало ставку на крупнейший актив донецкого бизнесмена Рината Ахметова — донецкий завод «Сармат», который приобрела после развала не очень удачного эксперимента бизнес-структур Ахметова в пивном бизнесе. Но уже в 2012 году завод был продан Anadolu Efes, и компания фактически ушла с украинского рынка. А вот AB InBev, со ставкой на черниговский, харьковский и николаевский заводы, оказалась более удачливой.

Максим Авксентьев, Аналитик Kreston GCG

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua