Дерегуляционная "гильотина": правильный мировой опыт — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дерегуляционная "гильотина": правильный мировой опыт

Казна и Политика
710
В этот решающий момент для экономического процветания Украины мы объединяемся для поддержки масштабной, прозрачной и экономически обоснованной программы дерегуляции экономики страны.
Сейчас Украина парализована огромным объемом регулирования. Никто даже достоверно не знает, сколько в Украине существует регуляторных норм.
Обременительные регуляторные правила сдерживают необходимые инвестиции, могли бы создать новые рабочие места, развивать инновационные направления, что позволит повысить заработную плату и конкуренцию. В свою очередь это способствует снижению цен и расширению возможностей для потребителей.
Конечно, регулирование в большинстве случаев не является вредным. Правильное регулирование имеет большое значение для защиты граждан и окружающей среды.
Правительство Украины работает над построением регуляторной системы, которая одновременно должна защищать общественные интересы и способствовать экономической эффективности.
Также приближения регуляторных норм к стандартам ЕС потребует много лет тщательной работы.
Но “новый сад не может расти, когда земля наполнена сорняками”. Последовательная, систематическая и прозрачная дерегуляция – это самый действенный метод для выявления и устранения разрушительных регуляторных норм, которые блокируют развитие экономики и отпугивают международных инвесторов.
Украина уже имела частичный успех в дерегуляции благодаря усилиям Министерства экономического развития и торговли и команды EasyBusiness, но сегодня необходимо применять более комплексный и системный подход.
Существуют различные методологии к разработке программы по дерегуляции. Многие страны пытались реформировать регуляторные нормы и многим это не удалось.
Неудачи приводят к задержке важных реформ, опустошают ресурсы и негативно влияют на имидж политических лидеров. В этот решающий момент, Украина не может позволить себе неудачу в восстановлении экономики.
Любая программа реформы должна быть адаптирована к приоритетам, институтов и общественных ожиданий Украины. Но для получения желаемого эффекта Украина также должна использовать опыт других стран, которые достигли успеха в реализации реформы.
Успешный метод широкомасштабной дерегуляции получил название “регуляторной гильотины».
Первые проявления регуляторной гильотины отразились в ранних попытках дерегуляции в Европе в 1980-х годах, в ходе которой была разработана центральная микроэкономическая стратегия для стран, сталкивающихся с экономическим кризисом и ищущих быстрых реформ.
Южная Корея использовала строгий подход к гильотине после азиатского финансового кризиса 1997 года, просмотрев каждую регуляторную норму, которая влияет на бизнес, и устранив половину из них – 6000 регуляций в течение 11 месяцев.
Эти реформы создали миллион новых рабочих мест в течение следующих нескольких лет, обеспечили приток 27 млрд долларов дополнительных иностранных инвестиций и стали толчком к экономическому росту, которое продолжается и сегодня.
Мексика использовала метод гильотины в борьбе с коррупцией и расточительными регуляторными нормами при согласовании договора НАФТА с Соединенными Штатами.
Были рассмотрены тысячи процедур и правил, в 2000 из которых были устранены как являющиеся разрушительными для экономики и подталкивающими к коррупции.
В рамках проекта регуляторной гильотины в Хорватии – Hitrorez или “Быстрое сокращение” – было пересмотрено 2 683 регуляторные нормы в 2006-2007 годах, когда Хорватия готовилась к вступлению в ЕС. 55% этих норм и правил было рекомендовано к упрощению, что снизило затраты для бизнеса и потребителей на 65 млн долларов ежегодно.
К ключевым факторам успеха гильотины в Хорватии относятся: систематический подход с широким взглядом на регуляторные расходы; четкие стандарты проекта, интенсивное взаимодействие бизнес-сообщества; согласование гильотины с процессом вступления в ЕС; и использование специального программного обеспечения для повышения эффективности и прозрачности.
Сотрудничая со Всемирным банком, Министерством экономического развития и торговли Украины и командой EasyBusiness, в мае 2015 году мы изложили основные принципы для создания эффективной программы дерегуляции в Украине на основе примеров других стран.
  • Эти принципы включают в себя следующее:
1. Систематический подход, основанный на четком, пошаговом плане и инвентаризации регуляторных норм.
Украина должна неуклонно двигаться вдоль всей регуляторной базы на основе четкого плана действий и графика его выполнения. Неопределенность и отсутствие ясности будет замедлять реформу и позволит интересам влиять на ее результат.
Первым шагом является проведение инвентаризации всех регуляторных норм и процедур, которые влияют на бизнес и граждан, используя существующие базы данных и быстрый просмотр с последующим определением четкого графика для него.
2. Четкие и экономически обоснованные стандарты просмотра.
Как мы можем узнать, какие правила являются хорошими, а какие плохими? Решение о том, какие нормы должны быть сохранены, а какие отменены, не может быть основано на опросах общественного мнения или искаженное личными интересами.
Вместо этого, должны быть разработаны четкие критерии просмотра, которые будут способствовать последовательному и прозрачному принятию решений.
Обычно, критерием принятия решения в процессе внедрения гильотины является опрос с использованием списков критериев, так называемых “чеклист”, которое состоит из ряда вопросов, помогающих определить, есть ли регуляторная норма легальной и необходимой в условиях рыночной экономики и благоприятной для бизнеса.
3. Наличие компетентных экспертов.
Масштабная дерегуляция не может быть реализована политическими лидерами с обсуждением каждой детали на заседаниях правительства.
Правительство не в состоянии справиться с таким большим объемом работы, который необходимо сделать за короткий промежуток времени. Большая часть работы в рамках реформы осуществляется специальным подразделением по регуляторной гильотине, состоящей из специально подготовленных и привлеченных специалистов.
4. Стопроцентная прозрачность.
Реформа в данной сфере может быть реализована только при условии, что все члены общества понимают, как и почему она осуществляется. В противном случае, реформа может зайти в тупик или быть изменена в пользу чьих-то личных интересов.
Также важно то, что лица, которые осуществляют просмотр, могут достоверно узнать о проблемах той или иной регуляторной нормы лишь услышав мнение непосредственных лиц, которых касается эта норма- граждан, предприятий, инвесторов.
Процесс консультирования должен быть встроен в программу – с использованием таких ИТ инструментов, как веб-сайт, консультативные и рабочие группы, а также с помощью других методов защиты целостности реформы и обеспечения того, что изменения отражают реальную ситуацию в Украине.
5. Изучение международного опыта.
Количество стран, которым не удалось реализовать дерегуляционные изменения является больше по сравнению с количеством стран, которым удалось это сделать успешно.
Уроки, как хорошие, так и плохие, имеют большую ценность для Украины в процессе разработки реформы, имеет меньшую вероятность неудачи, и, скорее всего, даст хорошие результаты и облегчит жизнь гражданам и бизнесу.
Конечно, разработка успешной реформы требует мощного и прозрачного политического руководства.
Техническая работа по пересмотру даст полномочия правительству и парламенту принимать решения в соответствии с тем, что полезно для страны. Но решающим станет способность политического руководства двигать реформу несмотря на сопротивление и строить многосторонние соглашения среди политических партий для принятия решений в парламенте.
Заявления лидеров Украины свидетельствуют о понимании важности этой реформы для восстановления экономики страны. Сегодня доступен большой опыт разработки реформы регуляторной системы по всему миру и может быть применен в Украине.
И время сейчас имеет решающее значение. Если не сейчас, то когда?
Скотт Джейкобс является бывшим руководителем программы регуляторной реформы в ОЕСР.
Ведран Антоляк возглавлял программу регуляторной гильотины в Хорватии, которая была признана ПРООН лучше регуляторной реформой в мире в 2010 года.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас