Энергореформа в Украине: прыжок в неизвестность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергореформа в Украине: прыжок в неизвестность

Энергетика
334
Документ предусматривает внедрение в стране модели конкурентного энергорынка. Когда это произойдет – не знает никто. Зато известно, что либерализация приведет к росту тарифов на киловатт-час. Взамен энергетики обещают потребителям более дифференцированные и «справедливые» цены: кто потребляет больше и в базовом режиме – платит по низшему тарифу. И наоборот.
Реформа энергорынка предусматривает ликвидацию ныне действующей модели единого оптового покупателя электроэнергии в лице ГП «Энергорынок» с переходом к прямым контрактам между производителями и потребителями электричества. Также будут созданы рынок «на сутки вперед», внутрисуточный и балансирующий рынки для торговли пиковой электроэнергией.
Основную суть документа, пожалуй, наилучшим образом охарактеризовал замминистра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик: «Смысл закона в том, что конкурентный рынок создается для потребителя. Но писали его энергетики».
Что принесут новые правила игры для потребителя?
Как уверяют энергетики, писавшие закон, потребитель получит следующие преимущества:
  • возможность свободного выбора поставщика и равные условия доступа к покупке тока;
  • гарантированные поставки электричества со стороны контрагента;
  • стабильную и прогнозируемую цену киловатт-часа при заключении долгосрочного прямого контракта с производителем сроком до одного года.
Однако больше всего потребителя интересует, а какова, собственно, будет сама цена электроэнергии? На этот вопрос у энергетиков, писавших закон, ответа нет.
По словам начальника управления обеспечения функционирования энергорынка НЭК «Укрэнерго» Алексея Никитина, просчитать поведение цены в будущем рынке крайне сложно. «Цены в ЕС разные для каждой категории потребителей, для каждого сезона, каждой страны и каждого часа. Единственное, что можно сказать, снижения цены не будет. Но будет справедливая цена в зависимости от того, кто и что покупает – в базе, на пике, полупике и так далее», – говорит Никитин.
И все же определенные усредненные ценовые ориентиры существуют. Так, по данным эксперта Всемирного банка при Минэнергоугля и коалиции «Энергетические реформы» Андрея Перевертаева, в 2013 году средний тариф на электричество для промышленных потребителей 27 стран ЕС составил 9,4 евроцента за киловатт-час.
В Украине пока усреднять нечего, так как энерготарифы и без того усреднены государством по принципу тарифной уравниловки. В зависимости от присоединенных электроустановок все предприятия страны, независимо от объемов потребления и территориальной расположенности, поделены на два класса напряжения. В октябре для потребителей первого класса (напряжение свыше 35 кВ) тариф установлен на уровне 123,80 коп. за 1 киловатт-час, второго – 152,08 коп.
Подобная упрощенная дифференциация с рыночной точки зрения не выдерживает никакой критики, так как реальная себестоимость электроэнергии зависит не только от объемов, графиков и надежности потребления, но и от стоимости ее передачи, которая во всех уголках страны в зависимости от электропередающей инфраструктуры будет разной. Можно по-разному относиться к методам ведения бизнеса в Украине Игорем Коломойским, однако ситуация, при которой его ферросплавные комбинаты в свое время оплачивали электричество по той же цене, что киевские рестораны и прочие увеселительные заведения, выглядит абсурдной.
Таким образом, либеральная модель энергорынка призвана покончить с тотальным перекрестным субсидированием между потребителями и регионами. Вырастет ли при этом общий ценовой уровень «средней температуры по больнице»? Большинство экспертов считают, что да: тарифы на электроэнергию в конкурентном свободном рынке будут расти.
«Как бы мы ни хотели, но цена вырастет. Как свидетельствует мировой опыт, на первом этапе после либерализации энергорынков цены устремляются вверх, а затем начинают плавно снижаться», – поясняет президент ГП «НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский.
И действительно, подобная тенденция наблюдалась еще в нулевые годы как в европейских, так и в латиноамериканских странах. И объясняется она тем, что с упразднением государственно-административного ценообразования, содержащего принцип социальной составляющей, энерготарифы устремляются к своему реальному рыночному эквиваленту. Затем, уже на втором этапе, вступают в действие конкурентные механизмы, призванные вытеснять из рынка затратных и неэффективных производителей.
В Украине с причинами роста цены тока все понятно. За последние четверть века электроэнергетика функционировала в условиях недофинансирования. На сегодняшний день цены на электричество худо-бедно покрывают эксплуатационные расходы генерирующих и энергопоставляющих компаний, однако на привлечение серьезных инвестиций в сооружение или реконструкцию новых атомных и тепловых энергоблоков или развитие электросетевого хозяйства нынешний уровень энерготарифов недостаточен.
Речь идет об инвестиционной потребности в десятки миллиардов долларов на ближайшие 20 лет. Для сравнения: в январе-августе этого года общая стоимость электроэнергии, проданной производителями в оптовый рынок (вместе с услугами «Укрэнерго»), превысила 80 млрд гривен. Доля услуг облэнерго в конечной розничной цене тока составляет при этом порядка 10-12%.
Поэтому объективные предпосылки для повышения цены электроэнергии в Украине, конечно же, существуют, и энергетики их легко обоснуют. Однако остается вопрос: кто и с кем будет в будущем энергорынке конкурировать?
В поисках ответа вырисовывается довольно неприглядная картина, хорошо известная экспертам энергорынка. Как известно, более 80% электроэнергии в стране производится двумя монополистами – государственным атомным – НАЭК «Энергоатом» и частным тепловым – ДТЭК, которому принадлежит 2/3 тепловой генерации. И если за 20 дней сентября средняя цена отпуска электричества в рынок у атомщиков составила 42,6 коп. за 1 киловатт-час, то у тепловых генкомпаний – 106,9 коп. При этом сам «Энергоатом» сейчас производит ни много ни мало 60% электроэнергии в стране.
Как при подобной структуре генерации и собственности избежать ценового скачка для потребителей? По словам разработчиков законопроекта, возможно, что «Энергоатом» (по крайней мере, на первых порах) будет ограничен в объемах выставляемой на свободную продажу электроэнергии. Другие детали пока не известны, как, в принципе, неизвестно и многое другое в будущей модели «свободного энергорынка» в Украине.
По признанию всех без исключения экспертов, законопроект носит исключительно рамочный характер. При этом ни сроки, ни переходные этапы либерализации рынка, ни источники компенсации субсидий в нем не прописаны. Предполагается, что субсидирование возобновляемых источников электроэнергии, а также населения будет покрываться из тарифа оператора системы передачи (или так называемого «системного оператора»), что фактически означает из карманов потребителей.
Что касается «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» – эти две компании от почетной обязанности покрывать полный объем перекрестного субсидирования в энергорынке освободили. Напомним, именно перспектива использования атомщиков и гидриков в качестве доноров для субсидирования населения, ВИЭ и ТЭЦ стала наиболее скандальным пунктом закона №663-VII «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который был подписан Виктором Януковичем в декабре 2013 года и который в свое практическое действие так и не вступил.
В этот раз атомщиков и гидриков пожалели. Насколько пожалеют потребителей, в интересах которых якобы писался законопроект, станет известно позже. Для того чтобы реформа энергорынка заработала, помимо принятия самого закона, еще необходимо разработать и утвердить до ста нормативно-правовых актов. В частности, общие правила рынка, правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, кодексы системы передачи и системы распределения, кодекс коммерческого учета, правила поставок электроэнергии потребителям.
Все перечисленные документы будет утверждать НКРЭКУ, в связи с чем зреет мнение, что отныне судьба будущего рынка полностью сосредоточится в руках председателя Нацкомиссии и шести ее членов.
«В принципе подобный рамочный подход, который был использован при написании законопроекта, полностью соответствует европейской практике. К примеру, в Великобритании, после ратификации директивы 2009/72/ЕС об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии, были приняты 62 подзаконных акта. Однако вопрос, в каком виде европейская практика будет реализована в украинских условиях, остается открытым», – подчеркивает эксперт коалиции «Энергетические реформы» и Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.
Впрочем, о деталях и мелочах, в которых «кроется дьявол», в отраслевых госведомствах пока особо не задумываются. Украине под давлением Энергетического сообщества ЕС, а также международных доноров нужно как можно быстрее утвердить нормативно-правовую базу будущей конкурентной модели энергорынка и приступить к ее практическому внедрению. Летом озвучивались планы завершить весь процесс к середине 2017 года, затем, ввиду нереалистичности сроков, сместили график на январь 2018 года.
Однако потребителей электроэнергии, как и самих энергетиков, в этой истории больше интересуют не сроки реформы, а ее последствия. Последствия пока не просчитаны.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас