Из варягов в греки: как Украина планирует стать транзитным коридором Европы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Из варягов в греки: как Украина планирует стать транзитным коридором Европы

Казна и Политика
935
На прошлой неделе правительство снова заговорило о недостаточном использовании транзитного потенциала Украины. Вице-премьер Валерий Вощевский дал профильным министерствам поручение упростить процедуру перевозки грузов через территорию страны, чтобы стать стратегическим звеном транспортного коридора «Балтийское море − Черное море». Задача Украины − создать условия, при которых грузы с севера на юг пойдут именно по ее дорогам.
В январе этого года Киев решил увеличить масштабы сотрудничества и предложил вывести соглашение на межправительственный уровень. «Чтобы все работало, нужна четкая координация не только Минтранса, но и Минэкономики, таможни, пограничной службы», − объясняет заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Оксана Рейтер. Новое соглашение должно свести бюрократию грузоперевозок к минимуму. «Главное условие привлечения дополнительных грузопотоков к транзиту по территории Украины − их свободное передвижение», − продолжает чиновник.
Возросли и амбиции проекта. Предложение отправили в 10 стран: Грузию, Беларусь, Латвию, Литву, Молдову, Польшу, Турцию, Азербайджан, Болгарию и Эстонию. Первые шесть уже дали согласие, и сейчас работают над деталями в соответствии с собственным законодательством.
Проект предусматривает развитие не конкретного маршрута, а общего направления от Одессы до Балтики с разветвленной транспортной структурой. Товар пойдет по железной дороге «Викингом» и «Зубром» (аналогичный поезд, с 2012 года курсирующий в Латвию), грузовиками − по автомагистралям, и суднами − по внутренним водным путям.
Но сначала модернизация
Коридор интересен своей географией, объясняет экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. «Он гораздо быстрее, чем тот, по которому товар идет морем из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Однако это единственное конкурентное преимущество. Ни для кого не секрет, что у нас проблемы на таможне», − считает эксперт.
Железная дорога требует увеличения электрифицированных путей. В частности, участок Чернигов − Горностаевка (66 км) с последующим направлением на Гомель, и маршрут Бердичев − Житомир − Коростень − Словечно (196 км), ведущий в Минск. В свою очередь белорусы готовят участок Минск − Гомель (кусок до украинской границы) и Малодична − Вильнюс.
По словам Кавы, такая совместная модернизация позволит отправлять грузы из портов Большой Одессы до Балтийского порта Клайпеда без переформирования состава. Согласно подсчетам Forbes, Украине это будет стоить 0,8-1,3 млрд гривен, в зависимости от специфики железнодорожных участков. Напомним, недавно правительство утвердило финансовый план «Укрзализныци» на 2015 год, по которому на общую модернизацию выделено более 1 млрд гривен. В начале года в планах МИУ говорилось об электрификации упомянутых участков, однако сейчас, по словам Кавы, процесс остановился.
С автодорогами меньше проблем. Главной артерией должна стать магистраль Е95 (Одесса − Киев − Чернигов), которая принадлежит европейскому транспортному коридору №9. Довести до состояния первой категории нужно только 70-километровый участок Чернигов − Новые Яриловичи (село на границе с Беларусью).
Речной транспорт тоже почти готов к сотрудничеству. Украина, Польша и Беларусь планируют возобновить проект водного маршрута Е40 протяженностью более 2000 км на базе Вислы, Западного Буга, Припяти и Днепра. Сегодня к судоходству непригоден только отрезок Варшава − Брест по Западному Бугу. И как только польская сторона исправит ситуацию, маршрут заработает, уверяет Кава.
Соглашение предусматривает уплату членских взносов, в соответствии с транспортным статусом государств. Их размер прописан в соглашении, но финальный вариант пока не утвержден. Однако деньги направят только на организационные элементы проекта, а развитием инфраструктуры участники будут заниматься самостоятельно. «Когда у государства есть скоординированная транспортная политика по развитию путей, когда понятно, куда вкладывать средства, тогда развиваются важные направления, а ресурсы используются рационально. Когда денег не хватает, их нужно аккумулировать на маршруты, имеющие транзитный потенциал, чтобы потом получить отдачу», − поясняет Рейтер.
Эффект отдачи
Сейчас оценить экономическую выгоду коридора трудно. Все будет зависеть от количества стран, которые присоединятся к проекту, говорит Рейтер. Одесса открывает грузам из Северной Европы путь в Турцию, Грузию, Болгарию. А если границы «упростит» и Азербайджан, то транзит получит доступ к Каспийским территориям, Ирану, и даже Китаю. В таком сценарии Украина имеет шансы стать частью «шелкового пути», размер торговли которого в 2014 году составил почти полтриллиона долларов.
Однако эксперт отмечает, что снижение тарифов и упрощение процедур оформления грузов − это только одна сторона дела. Куда важнее обеспечить прозрачность работы портов и искоренить там коррупцию. Потому что лишь тогда коридор станет удобным для инвесторов и получит ресурс для развития. «Пока будет существовать возможность задерживать грузы с целью коррупции, до тех пор и будут формироваться транспортные потоки в обход Украины», − выделяет главную проблему Кушнирук.
Здесь рецепт прост и известен − разгосударствление и демонополизация портов и железной дороги, создание эффективной конкурентной среды в инфраструктуре. «Когда тарифы устанавливаются административно − это одна история. Если же существует конкуренция, рынок сам определяет, каким образом стимулировать увеличение услуг», − подчеркивает экономист.
В то же время президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак не верит в успех проекта, потому что на фоне сокращения объемов мировой торговли работать через украинское направление − дорого и рискованно. «Маршруты нарабатываются годами, и если транзитные потоки ушли из Украины, вернуть их не так просто. Фактически в Украину едет только импорт-экспорт, но не транзит. Мы неконкурентоспособны, и не являемся элементом мировой сети грузопотоков», − пессимистично констатирует она.
С другой стороны, не все так плохо, даже если проект не станет привлекательным для международных операторов, и будет работать только на импорт-экспорт. По данным Государственной службы статистики, торговый оборот Украины с потенциальными участниками коридора за первое полугодие 2015 года составил $6,8 млрд, что равняется 19% от объема всей внешней торговли Украины.
Виталий Шкиль
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас