С кредиторов по нитке: часть списанного госдолга достанется пенсионерам и бюджетникам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

С кредиторов по нитке: часть списанного госдолга достанется пенсионерам и бюджетникам

Казна и Политика
424
На прошлой неделе Украина договорилась с кредиторами о списании 20% государственного долга. Экономия на будущих выплатах составит около $3,8 млрд, или 80 млрд гривен, а коммерческие долги Украины уменьшатся примерно до $15,5 млрд. В минувшее воскресенье премьер-министр Украины Арсений Яценюк поведал украинцам еще одну хорошую новость: часть сэкономленных денег (10 млрд гривен) пойдет на досрочное повышение социальных стандартов.
Кроме этого, Кабмин обещает поднять зарплаты бюджетникам. Доходы представителей первых пяти разрядов сотрудников бюджетной сферы увеличатся на 13%, в то время как зарплаты более квалифицированных кадров вырастут в среднем на 18%. Всего, по подсчетам правительства, изменения коснутся более 80 видов соцвыплат и 12,5 млн граждан. При этом досрочное повышение соцстандартов уже согласовано с МВФ.
Доходы еще 2,5-4 млн граждан, согласно расчетам Минсоцполитики, должны вырасти ввиду увеличения минимальных зарплат в негосударственном секторе. Тем не менее, по мнению экономистов, такого эффекта ожидать не стоит. «На сумму повышения официальной зарплаты работодатель снизит зарплату «в конверте», – уверен Григорий Кукуруза, экономист IMF Group Ukraine.
Ограниченный эффект
«Рост минимальной зарплаты на 100 гривен при нынешних ценах (за первые семь месяцев 2015 года потребительские цены в Украине выросли на 39%. – Forbes) некритичен, и лишь «разожжет аппетит» населения и вызовет злость, что людям дают такие небольшие подачки, – прогнозирует экономист. – При этом 1990-е годы показали, что кейнсианская модель у нас не работает, ведь корзина потребления украинца обычно на 70% состоит из импорта или товаров украинского производства со значительной импортной составляющей».
Иной позиции придерживается Григорий Кукуруза, который указывает на тот факт, что выгоды от повышения соцстандартов достанутся в первую очередь наиболее нуждающимся слоям населения, у которых нет средств для сбережений. «Увеличив внутренний спрос, Украина увеличит исключительно уровень производства на гораздо б́ольшую сумму (по мультипликатору), не создав при этом давления на цены и последующих негативных последствий», – считает он.
«Я не думаю, что повышение соцвыплат что-то кардинально изменит в плане потребления. Но после девальвации спрос на импорт упал, то есть, как минимум, эти деньги пойдут на внутренний рынок, и хоть немного увеличат его объем. Главное здесь – возможность ненамного снизить социальное недовольство», – высказывает еще одну точку зрения Павел Кухта, сооснователь индекса мониторинга реформ iMoRe от VoxUkraine.
Экономисты предлагают альтернативные варианты, как можно было бы потратить деньги, сэкономленные на выплате внешних займов. По словам Кухты, их можно было бы использовать для снижения бюджетного дефицита и дальнейшей стабилизации госфинансов – такой и была изначальная позиция Минфина, согласно информации эксперта.
Однако в условиях объективно серьезного удара инфляции по уровню жизни, кризиса доверия к политическому руководству и вооруженного противостояния на Донбассе повышение соцстандартов имеет смысл с точки зрения стабилизации настроений внутри страны.
«Дополнительный плюс – стимул через расходную статью с низким «проскальзыванием» [этих средств] в импорт и коррупцию. С чисто экономической точки зрения я бы выбрал снижение дефицита – макростабилизация мне кажется более важной с позиции экономического роста (и повышения уровня жизни) задачей, чем стимул. Но с точки зрения политэкономии я понимаю принятое решение и популистским его не считаю», – отмечает Кухта.
Дмитрий Боярчук полагает, что сокращение расходов на обслуживание внешнего долга можно было бы направить на снижение налогового давления на бизнес, параллельно продолжая сокращать государственные расходы. «Деньги в бюджете и доходы населения берутся из работающей экономики. В противном случае вбрасывание таких ресурсов не приведет ни к чему, кроме очередного раскачивания популистских настроений», – объясняет он.
В то же время 10 млрд гривен – не та сумма, с которой можно реализовывать масштабные экономические проекты. «Критики [повышения соцвыплат] утверждают, что были более эффективные способы стимулирования внутреннего спроса, например, использование той же суммы на различные общественные работы, построение сети инфраструктурных объектов или уменьшение налоговой нагрузки, – перечисляет Григорий Кукуруза. – Суммы в 10 млрд гривен было бы совершенно недостаточно, чтобы хоть какой-то из этих инструментов оказал существенное влияние на внутренний спрос, а государство, кроме экономической, выполняет еще и социальную функцию».
Финансы позволяют
Говорить о повышении соцвыплат правительство может не только благодаря достижению консенсуса с пулом держателей внешнего долга Украины, но также ввиду перевыполнения плановых показателей по доходам госбюджета. По итогам первых восьми месяцев 2015 года поступления сводного бюджета опережают график на 19 млрд гривен при заложенных 291 млрд гривен.
По словам министра финансов Наталии Яресько, этому способствовало увеличение ежемесячных доходов от НДС на 1,5-2 млрд гривен. Это стало возможным благодаря внедрению электронной системы администрирования налога, а также «ускорению» импорта и, как следствие, доходов от импортного НДС в связи с девальвацией гривны в первом полугодии.
«Пока планируется выделить средства на медицинскую и образовательную субвенции. Возможно, с учетом того, что ряд образовательных и медицинских учреждений теперь находится на балансах районов и областей, на местах также будут привлечены бюджетные ресурсы. Но пока информации об этом не было», – сообщил Forbes глава подкомитета Верховной рады по вопросам дохода государственного бюджета Павел Унгурян после ознакомления с расчетами Минфина.
Народный избранник также уверен, что предельный уровень дефицита госбюджета, который сейчас составляет 76 млрд гривен, после пересмотра сметы будет изменен в сторону снижения.
По мнению Виктора Небоженко, политолога и директора социологической службы «Украинский барометр», повышение соцстандартов в преддверии местных выборов нельзя рассматривать как попытку власти повысить свои рейтинги. «В данном случае «Народный фронт», который представляет Яценюк, в выборах не участвует, – подчеркивает политолог. – Главе правительства не нужно тратить ресурсы на укрепление власти партнеров по объединенной партии, в которой его политическая сила получит всего 20% мест, а возможно, и того меньше».
Речь идет, скорее, о личном престиже премьера, Наталии Яресько и всего Кабмина, считает Небоженко. В то же время он не исключает, что Блок Петра Порошенко попытается причислить решение Кабмина к собственным заслугам. «Я не удивлюсь, если прямо перед выборами о соцвыплатах заговорит Администрация президента и сам гарант, мол, что именно они этого добились», – допускает эксперт.
Богдан Хлимоненко, Ольга Левкович
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас