Налоговые реформы в Украине: бег по кругу
Налоговая система Украины последние 24 года находится в перманентном состоянии реформирования. Складывается такое впечатление, что процесс налогового реформирования в нашей стране бесконечен и сродни чересчур затянувшемуся сериалу типа Санта-Барбары, в котором слишком часто меняются актеры и декорации. Все более сложными и запутанными для общества становятся сюжетные линии в виде всевозможных проектов законов, стратегий и концепций. И если в начале этого «сериала» все надеялись на хэппи-энд и с интересом ожидали его окончания, то теперь, спустя 24 года, все настолько устали от монотонности сюжета, предсказуемости игры актеров и бездарности режиссеров, что даже самым преданным зрителям стало невмоготу оплачивать просмотр этого фильма.
Но, к сожалению, налоговая реформа в нашей стране – это не кино, которое при желании плательщики налогов могут выключить… это реальность, причем очень переменчивая. Так, за период независимости Украины налоговую систему пытались реформировать более десятка раз.
Условно можно выделить несколько этапов «укрепления и обновления правил налогообложения»: 1 этап (1991-1995 гг.) – этап становления и формирования национальной налоговой системы нашей страны, 2 этап (1996-2003 гг.) – попытка приведения налоговой системы в соответствии с условиями рыночных отношений, 3 этап (2004-2009 гг.) – время развития налоговой системы в условиях более-менее стабильной экономки и ее роста и, наконец, последний, 4 этап (2010 – сегодняшний день) – реформирование налоговой системы Украины в посткризисных условиях, вызванных глобальной рецессией. На каждом из данных этапов было принято ряд нормативно-правовых актов, которые определяли как базовые правила налогообложения, так и стратегическое и среднесрочное виденье развития национальной налоговой системы.
Общими в этих документах были две взаимоисключающие особенности. Первая – это благая цель сформировать такую налоговую систему, которая бы создавала благоприятные условия для экономического роста, обеспечивала реализацию принципа равенства всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации, формирование ответственного отношения плательщиков, к выполнению своих налоговых обязательств; повышение фискальной эффективности налогов, уменьшение масштабов уклонения от уплаты налогов. И вторая – фактическая реализация благих намерений чаще всего имела бессистемный, экспериментальный и нестабильный характер, что в итоге приводило к невозможности достижения поставленной цели.
В связи с этими обстоятельствами возникает вполне закономерный вопрос. Почему все реформаторские попытки в значительной степени были безуспешными?
Однозначного ответа, судя по всему нет на этот вопрос, поскольку существует целый комплекс причин, которые, накладываясь одна на одну, только усугубляли ситуацию.
Первая причина заключается в том, что большинство подзаконных актов касающихся налоговых изменений не содержали достаточного научного обоснования. Вторая – вносимые изменения слабо увязывались с общей стратегией развития Украины. Третья – пассивностью большей части общества, особенно не первых этапах становления независимости нашей страны, в вопросах оценки налоговых нововведений. Сейчас это уже не так. Более того главной движущей силой перемен является, как раз не государство или влияние извне, а гражданское общество, способное влиять на политические решение в нашей стране. Непосредственным результатом всех протестных движений и событий стало изменение социального портрета украинского общества. Особенно после Революции достоинства украинцы стали другими. Теперь они уверены, что старую систему можно изменить и не согласны опять из своего кармана оплачивать несостоятельные попытки государства реформировать страну. Теперь общественные организации и институты являются локомотивом перемен в стране, площадкой для общественной дискуссии и выработки единой стратегии.
Важно отметить, что в последние месяцы общественными активистами, экспертами, журналистами, научными работниками велась активная работа над концепцией реформы налоговой системы. Результатом этого процесса стала презентация 20 августа Концепции налоговой реформы в рамках Всеукраинского форума. Работа экспертов воплотилась в единой концепции налоговой реформы, которую поддержали большинство авторских коллективов, коалиции бизнеса и гражданских платформ, депутатов профильных комитетов ВРУ и, в конечном итоге, гражданское общество.
Теперь очередь за правительством и президентом. Учтет ли Минфин и Национальный совет по реформам предложения общественности? Ответ на этот вопрос получим уже скоро. 27 августа, на заседании Национального совета по реформам при президенте Украины, Министерство финансов Украины обязуется представить собственную концепцию налоговой реформы. В преддверии этого Минфин опубликовал презентацию, в которой были обозначены некоторые планируемые изменения. Куратор проведения налоговой реформы, замминистра финансов Елена Макеева заявляет, что «Минфин активно работал с бизнесом и с активистами на протяжении полугода. Во-первых, в формате Целевой команды реформ (ЦКР) по налоговой реформе при Нацраде реформ. Встречи проходили буквально каждую неделю. Кроме этого члены ЦКР провели дискуссии с представителями практически всех отраслей экономики, и с общественными активистами, включая «Нову країну» и «Реанімаційний пакет реформ». Но если быть откровенными, то материалы, опубликованные на сайте Министерства финансов, стали новостью для экспертного сообщества.
Очень хочется надеяться, что наши policуmakers будут ответственными в своем выборе. В любом случае, какой бы вариант налоговой реформы они не выбрали, очень хочется надеяться, что наши правительственные реформаторы понимают и сложность положения в стране, экономике и обществе. Для избежания очередного витка противостояния по лини «мы – они», т.е. «общество – государство», сейчас требуется выполнения, как мне кажется, главного условия, ключевые положения налоговой реформы должны быть согласованы с широкими кругами общественности в первую очередь. В противном случае очередной провал гарантирован, и нарастания неприятия политики государства будет неизбежным.
И напоследок. Любой процесс реформирования имеет, по меньшей мере, две составляющие: изменение законодательной базы и внедрение в жизнь положений реформированного законодательства, при чем ключевая роль при проведении реформ принадлежит именно последней составляющей, которая зависит как от конкретных исполнителей так и от общественности, которая должна осуществлять всесторонний контроль деятельности государственных органов в ходе реализации налоговой реформы.
Татьяна Бугай, эксперт по налогообложению
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью