Газопроводы Tesla vs Eastring: те же трубы только в профиль — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газопроводы Tesla vs Eastring: те же трубы только в профиль

Энергетика
995
Проекты – близнецы, двойняшки или все-таки конкуренты? В медицине понятия «двойняшки» не существует. Конкуренция возможна лишь за трассу маршрута, но по сути это выбор без выбора, т.к. все равно речь идет о поставках российского газа. Значит все дело в трубах….
Прозрачный намек Европе
Потребность в подобных проектах была анонсирована еще в начале 2015 года. Тогда глава «Газпрома» после встречи с заместителем главы Европейской комиссии по вопросам взаимодействия в энергетике М.Шевчовичем. А.Миллер заявил, что «Газпром» планирует отказаться от транзита российского газа в ЕС через территорию Украины. Кроме того, он сделал важное дополнение: «…Газопровод “Турецкий поток” является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд.куб.м российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции», – не навязчиво было предложено А.Миллером.
«У них на это есть максимум несколько лет. Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работы по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начаты прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках» («Или ЕС сам строит продолжение “Турецкого потока”, или теряет 50 млрд.куб.м газа в год»//Интерфакс со ссылкой на интервью А.Миллера, 14 января 2015 р.).
После анонса первым «выстрелил» Eastring, который сначала скромно заявил о себе, но уже в 2х месячном возрасте сменил тональность, акценты, а позже и размеры. Если на момент инициации идеи (в ноябре 2014 г.) Украина рассматривалась как транзитное государство, то уже в январе 2015 г. маршрут магистрали через Украину обозначался как опция наравне с маршрутом через Венгрию. По состоянию на февраль 2015 г. маршрут «Eastring» обходил территорию Украины. Таким образом, изначально скрываемый стратегический замысел идеи – это создание обходного маршрута (малого кольца) вокруг Украины. Проектная мощность газопровода за последние полгода выросла с первоначальных 10-20 до 20-40 млрд.куб.м/год, его маршрут трансформировался от первоначального Словакия – Венгрия – Румыния до границы Болгария-Турция (с 570-900 до 832-1015 км), срок окончания до 2018 от первоначальных 2019-2020 гг., вывод трубопровода в район Констанца (для каспийского газа) в окончательном варианте не предусмотрен: есть подключение в транзитную систему Румынии, а также вывод трубопровода на границу Болгария-Турция. Все сделано для пущей убедительности и без альтернативности для «Газпрома».
Интенсивности продвижения проекта, который возник что называется на ровном месте, можно было позавидовать, однако его навязчивость вызывала недоумение и была сравнима лишь с продвижением российских мега-проектов «для» Европы.
Он уже номинирован на получение от ЕС статуса приоритетного проекта (Project of common interest, PCI). В случае одобрения, инициатор проекта – компания Eustream может рассчитывать на помощь в финансировании. Ближайшее рассмотрение кандидатов на статус PСI — в конце 2015 года.
Не чуждо мнение, что подобная резвость продвижения словацкого проекта Eastring достигнута благодаря неформальной поддержке «Газпромом» и представителем Словакии в Европейской комиссии, хотя последний официально пока-что дистанцируется от Eastring. Однако по заявлению МИД Словакии страна выступает за продолжение транзита российского газа через Украину, но в случае реализации проекта «Турецкий поток» готова предложить его подключение к газопроводу Eastring (план «Б») и таким образом решить энергетическую безопасность с севера на юг.
Несмотря на распиаренную «про европейскую» направленность, реализация «Eastring» несет сомнительную выгоду в первую очередь для ЕС, и лишь после для Украины, т.к. проект ориентируется на все тот же российский газ, т.е. на усиление зависимости от поставок одного поставщика. Более подробно об «Eastring» (см. «Задушить в объятиях газа», 04.03.2015)
Спустя несколько месяцев российские специалисты уже подтверждали факт того, что проект Eastring разрабатывался под «Турецкий поток», но для снятия излишнего ажиотажа над событием было решено сменить акценты.
По идее инициаторов, еще один проект для тех же целей – Tesla, не скрывая изначально позиционировался как прямое продолжение «Турецкого потока» через территорию Греции, Македонии, Сербии, Венгрии, уже исторически лояльных к РФ стран.
Несмотря на задержку и неопределенность с реализацией «Турецкого потока», а также на зачаточный этап как ведущего так и ведомых проектов, инициаторы Eastring и Tesla уже успели обозначить сроки их завершения – в 2019 году.
Газопроводы Tesla vs Eastring: те же трубы только в профиль
Суммарная мощность двух газопроводов как минимум сможет составить 47 млрд.куб.м, что соответствует объемам газа, которые РФ хочет вывести в Европу (общая мощность «Турецкого потока» должна была составить 63 млрд.куб.м, из которых 49 млрд.куб.м предусматривалось для поставок в Европу, 14 млрд.куб.м – для Турции).
Газопроводы Tesla vs Eastring: те же трубы только в профиль
В середине августа 2015 г. ленты СМИ разнообразила новость о том, что главы МИД Венгрии, Сербии, Македонии и Греции могут осенью подписать меморандум о строительстве газопровода Tesla. По сообщению компании FGSZ – венгерского оператора ГТС, который будет отвечать за участок по территории Венгрии, в сентябре планируется принять решение о подготовке технико-экономического обоснования. Данный проект уже передан на рассмотрение в Европейскую сеть системных операторов передачи газа (ENTSOG) для получения статуса проекта общественного интереса.
Eastring также передан на рассмотрение ENTSOG.
В связи с фальстартом самого «Турецкого потока» планы дальнейшего распространения его ответвлений видимо также будут корректироваться.
«Газпром» уже пересмотрел конфигурацию «Турецкого потока». Его мощность может оказаться в два, а то и в четыре раза меньше изначально заявленной. В последнем варианте ориентировочная стоимость 1-й нитки оценивается около 4,3 млрд.евро (против 11,4 млрд.евро для 4-х ниток). Что безусловно повлияет на сопрягаемые газопроводы, а именно их мощность, в то время как затраты изменятся не так существенно.
Квазиконкуренция. «Это очень облегчает выбор, когда все одинаковое» (М.Монро)
Зная предысторию и причины появления проектов, их сложно позиционировать как конкурентные, т.к. оба рассчитаны на российский газ. Допустимо, что они являются лишь конкурирующими маршрутами, которые по сути не дают выбора Европе, какой газ выбрать: российский или газпромовский, поставляемый альтернативным маршрутом.
Налицо известный и распространенный маркетинговый прием, который РФ все чаще использует в энергетике, когда несколько предложенных вариантов на самом деле сводятся к одному. В данном приеме самое сложное придумать отличающиеся друг от друга варианты выбора, притом, чтобы все они вели к одному результату. Выбор без выбора практически принуждает принять нужное решение, какой же выбрать проект: «Северный поток-2», Ямал-Европа-2, Южный или Турецкий поток, Eastring или Tesla, – проекты мирного принуждения к увеличению использования российского газа в Европе.
В случае с Украиной для провоцирования и нагнетания ситуации достаточно было русского языка. В Европе привязанность к российскому газу прививают через футбол, пока что достаточно успешно.
Газопроводы Tesla vs Eastring: те же трубы только в профиль
Успехи в футболе показывают и результаты на газовых рынках соответствующих стран. «Газпром» является спонсором: ФК «Зенит» (Санкт-Петербург), ФК «Шальке 04» (Германия), ФК «Црвена звезда» (Сербия), ФК «Челси» (Великобритания), Лиги чемпионов УЕФА, болгарские клубы мечтают о таком спонсоре…
На фоне этого конкуренция Tesla и Eastring изначально выглядит искусственной.
У их идеологов есть свой фаворит, но определить победителя предложено Европе. Понимая это ЕС пока что не спешит открыто поддерживать подобные «альтернативы», так как в список приоритетных проектов CESEC (Central East South Europe Gas Connectivity High Level Group) ни Tesla, ни Eastring не вошли, но их инициаторы очень стараются позиционировать проекты как уникальные, выходящие за рамки коллективных мероприятий.
Оценка «альтернатив» и след компании OMV
Если немецкая Wintershall «слила» «Газпрому» часть рынка Германии, то далеко идущие планы OMV влекут куда более серьёзные последствия для энергетической независимости уже всей Европы.
Реанимация европейского проекта «Набукко» (позже «Набукко-Вест») или сухопутной европейской части «Южного потока», которая фактически повторила его маршрут по Европе, не первое что пришло в голову инициаторам новых прожектов. Нужно было предложить нечто новое.
Конечной точкой «Набукко» был определен хаб Баумгартен (Австрия), а оператором трубопровода – компания OMV, которая до сих пор не отказалась от идей создания новых маршрутов поставки газа в Австрию, но теперь исключительно российского.
Из актуализированных идей параллельной прокладки «российских» газопроводов, «Tesla» выглядит реальнее, т.к. ось магистрали проходит через страны способные максимально содействовать реализации РФ проектов. Если Греция, после получения европейской финпомощи немого повременит с воплощением планов безоговорочной поддержки проектов РФ, что немного отдалит сроки создания необходимой инфраструктуры, то в Македонии уже начато строительство газопровода, а в Сербии «Газпром» уже даже владеет ПСГ. Конечной точкой Tesla станет хаб Баумгартен, принадлежащий все той же OMV.
1 июля 2015 г. в должность председателя правления OMV сроком на 3 года и с возможностью продления еще на 2 вступил Райенер Зеле – экс-председатель правления немецкой Wintershall («дочка» BASF), который также является президентом российско-германской внешнеторговой палаты. Wintershall — один из главных партнеров «Газпрома» в Европе, а Р.Зеле, который возглавлял эту компанию с 2009 г., всегда открыто выступал против санкций в отношении РФ, настаивая, что российскому газу нет альтернативы в ЕС и уже готовит компанию к обмену активами с «Газпромом».
В помощь ему известный бизнесмен из Австрии Зигфрид Вульф (Siegfried Wolf), который в статусе главы совета директоров государственного холдинга Австрии OIAG (владеет 32% OMV), осуществляет управление государственными пакетами акций, принадлежащих стране в разных компаниях, в т.ч. OMV. З.Вульф является главой совета директоров российского холдинга «Российские машины», контролируемого олигархом О.Дерипаской, а также считается апологетом нынешнего президента РФ.
«Eastring» может быть более интересен «Газпрому», т.к. его создание предполагает частичное использование существующих коридоров и инфраструктуры для прокачки российского газа (транзитных газопроводов по Румынии и Болгарии), но теперь уже в противоположном направлении – с юга на север (сейчас по «Транс-балканскому газопроводу» с севера на юг). Благодаря этому РФ:
  • получает контроль над поставками в указанном коридоре и направлении газа альтернативных источников для Украины и ЕС;
  • вполне будет готова исполнить намерение прекратить транзит через Украину;
  • оформит контроль над инфраструктурой на территории Румынии с дальнейшим ограничением возможностей поставок румынского газа добытого на шельфе, а также поступившего по проекту АГРИ – в систему газопроводов и для дальнейшей поставки в Европу и Украину.
Разумеется, реализации подобных планов доставит небольшой дискомфорт в поиске правильных слов для Болгарии, утратившей ключевую роль для РФ одновременно с отменой «Южного потока», но она уже готова начать строительство потока в любой момент.
Следующая на маршруте «Eastring» – Румыния, которая стала чувствовать себя более самостоятельной, потребив в 2014 г. лишь 0,33 млрд.куб.м российского газа (в 2003 – 5,1, 2010 – 2,3 млрд.куб.м/год). Но и здесь могут появиться союзники «Газпрома», способные «поправить» положение. Это станет возможным с приобретением активов компании Petrom – второго газодобытчика страны (45% добычи) и монополиста по добыче нефти. С 2012 г. сохраняется угроза и ведутся активные переговоры о продаже этого румынского актива OMV. Новый глава OMV, посещающий 1 раз в 2 недели Москву, ведет регулярные консультации и по этому вопросу.
Р. Зеле с 2009 по июнь 2015 г. возглавлял немецкий холдинг Wintershall, который стал «воротами в Европу» для «Газпрома». В конце 2013 г. Wintershall согласовал обмен активами: несколько немецких газораспределительных компаний были обменяны на долю в российском месторождении.
В конце 2013 г. Европейская Комиссия одобрила сделку по обмену активами между «Газпром» и Wintershall, в соответствии с которой «Газпром» увеличит до 100% свою долю в совместных компаниях по торговле и хранению газа группы WINGAS, а также до 100% в компаниях WIEH и WIEE. «Газпром» также получит 50% акций в компании WINZ, которая реализует проекты по разведке и добыче природного газа в Северном море.
Доля Wintershall в новом совместном предприятии по разработке участков 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского месторождения анонсировалась на уровне 25%+1 акция.
Все новые инициативы OMV ставят под угрозу как интересы отдельных стран, так и всей Европы. Аналогичная схема может быть применена для усиления влияния РФ на рынке Румынии и в центре Европы, после чего планы Румынии, одной из немногих добывающих европейских стран, относительно увеличения добычи, диверсификации и усиления энергетической независимости существенно скорректируются в сторону снижения.
Из двух предложенных вариантов рационально выбрать третий
… который позволит отказаться от дополнительных поставок российского газа в Европу. Существующих маршрутов и объемов поставок российского газа в Европу достаточно для удовлетворения текущих потребностей, а также в среднесрочной перспективе как минимум. Еврокомиссия должна дать четкий сигнал доносящий этот тезис навязчивым инициативам.
В противном случае планы диверсификации, энергонезависимости ЕС и СПГ-поставок в частности – обречены. В европейском футбольном чемпионате Газпром (читай РФ) на долго, а там и до европейских политических институций рукой подать. Все может закончится размещением баннера: «Мечты сбываются. Газпром» теперь уже прямо на здании Европарламента.
Что у же говорить о газопроводах, нацеленных осуществить подобные дерзкие планы.
Не уверен, что Европа готова тратить деньги на смертельную инъекцию себе же.
Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас