Что ждет Украину при новом польском президенте Анджее Дуде — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что ждет Украину при новом польском президенте Анджее Дуде

Мир
847
При новом президенте Анджее Дуде Польша останется верным союзником Украины, но может подцепить вирус евроскептицизма
43 -летний юрист из Кракова, университетский преподаватель, увлекающийся катанием на лыжах и верующий в Бога, консерватор. Это несколько штрихов к портрету нового президента Польши Анджея Дуды.
24 мая, в ходе второго тура президентских выборов, именно этот представитель консервативной партии Право и справедливость (PiS) получил большинство голосов — 51,55 . Бронислав Коморовский, возглавлявший польское государство последние пять лет, отстал от конкурента на 3 . Хотя еще накануне избирательной кампании Коморовский лидировал во всех соцопросах.
Победа Дуды в первом и втором турах стала не только неожиданностью в Польше, но и наделала много шума за ее пределами. “Кто такой Анджей Дуда?” — задавалась таким вопросом европейская и польская пресса. Подобный интерес к победителю не был праздным: для части аналитиков приход к власти этого человека означает возможное охлаждение отношений одной из самых быстроразвивающихся стран Евросоюза с этим объединением.
“Дуда провел кампанию, словно по учебнику. Избегал сложных тем, много обещал и улыбался”,— рассказывает НВ Войцех Шацки, старший аналитик польского центра Polityka Insight. Но победа досталась Дуде не только из‑за его популизма.
Полякам, считает Шацки, надоело длительное правление правоцентристской партии Гражданская платформа (PO – Platforma Obywatelska), которую представляет Коморовский. Члены PO уже восемь лет возглавляют правительство, и пять лет в их руках находится президентский пост. Да и мэр столицы Польши — тоже человек PO.
В итоге за Дуду голосовал не только традиционный электорат PiS — консервативные граждане и жители сельских провинции, но и горожане, в том числе молодежь. Многие юные поляки плохо помнят 2005–2007 годы, времена лидерства PiS, которую возглавляли братья Качиньские — президент Лех Качиньский и премьер Ярослав Качиньский.
“Молодежи кажется, что PO была при власти всегда”,— рассказывает 34‑летний Михал Монскевич, работающий в варшавской общественной организации, занимающейся образованием.
О том, что поляки не столько симпатизируют PiS, сколько устали от РО, говорит то, что в первом туре выборов на третье место вышел нейтральный кандидат — рок-музыкант Павел Кукиз.
Чем бы ни руководствовался электорат, отдавший голоса за Дуду, уже к концу лета поляки узнают, чем это обернется для страны.
Хорошая наследственность
Новый польский президент младше своего главного конкурента и предшественника на 20 лет. Когда 12‑летний Дуда стал скаутом, Коморовский уже несколько раз успел побывать под арестом из‑за своей деятельности, оппозиционной властям просоветской Польской Народной Республики, и даже получить членство в знаменитом профсоюзе Солидарность — мощнейшем антикоммунистическом движении в Польше образца 1980‑х.
Семейная история Дуды выглядит безупречно-интеллигентной. Его родители преподают в университете. Со своей будущей женой Агатой претендент-победитель познакомился еще в школе. Пара поженилась в студенческие годы — Дуда изучал юридические науки в Ягеллонском университете в Кракове. В семействе подрастает 19‑летняя дочь Кинга, первокурсница.
Жена Дуды ведет себя со сдержанностью леди. Она преподает немецкий язык в лицее, и в понедельник, то есть на следующий день после второго тура, уже в 8:00 была на рабочем месте. Как написала Gazeta Wyborcza, в этот ранний час Агата Дуда сообщила коллективу, а также ученикам, что будет преподавать до конца учебного года.
Будущую первую леди из‑за короткой стрижки, голубых глаз и светлых волос пресса иногда даже сравнивает с принцессой Дианой.
Жена и дочь принимали активное участие в кампании Дуды, посещали встречи с избирателями.
А вот лидер PiS Ярослав Качиньский, брат погибшего в авиакатастрофе под Смоленском Леха Качиньского, не появлялся на публике с Дудой. Хотя именно он представил молодого политика в качестве кандидата в президенты от PiS. И с такой стратегией Качиньского также связывают успех кампании Дуды: бывший премьер раздражает часть местного электората.
С партией Право и справедливость Дуда связан с 2005 года. В 2006‑м он был заместителем министра юстиции в правительстве Ярослава Качиньского и отвечал за международное сотрудничество, информатизацию судов и прокуратуры. Потом юрист работал в президентской канцелярии Леха Качиньского и покинул это место с приходом туда в качестве главы государства Коморовского.
В 2010‑м Дуда баллотировался в мэры Кракова, но проиграл. Ему больше повезло на парламентских выборах 2011‑го. Последнее его место работы — Европейский парламент, где Дуда был депутатом.
Жить по‑новому
Польша — единственная страна в ЕС, которая пережила экономический кризис без рецессии: ее экономика развивается, ВВП растет, безработица постепенно сокращается. Казалось бы, что еще необходимо для того, чтобы Коморовский переизбрался на второй срок?
Но польские политики часто не учитывают того, что избиратели живут уже в новых реалиях, объясняет Монскевич. Поляки, особенно молодые, не сравнивают страну с коммунистической Польшей или странами Восточной Европы, в том числе — Украиной. Они ориентируются на Великобританию, Германию, Данию и другие успешные государства Евросоюза. По сравнению с этими странами, в Польше множество нерешенных проблем, среди которых — безработица или распространение внештатной работы.
Есть трудности в сфере здравоохранения, многие семьи испытывают сложности с приобретением собственного жилья и доступностью ипотеки. “Людям кажется, что правительство и президент — ленивые. И что страна может развиваться быстрее и лучше”,— говорит Монскевич. Он и сам опустил пустой бюллетень в первом туре, но во втором все же отдал свой голос — за Коморовского.
Дуда, понимая, чем именно недовольны поляки, не скупился на популистские обещания. “Он пообещал все и всем. Молодежи — работу, семьям — доплаты на детей, пенсионерам — заботу”,— говорит Петр Андрусечко, журналист Gazety Wyborcza. При этом и сам Дуда, и его электорат позабыли, что экономическая политика — прерогатива правительства, а не президента. Президент же влияет на международную политику, назначение главы нацбанка Польши, генпрокурора и руководства минобороны.
Программными словами избирательной кампании Дуды стали семья, работа, диалог и безопасность. У Коморовского же это были безопасность, диалог, экономика, право и национальная гордость.
Но не малореальные обещания нового главы государства тревожат местных экспертов. Аналитики считают, что для страны полезно понимать две вещи. Первая — станет ли Дуда самостоятелен или останется тенью Качиньского? И вторая — будет ли противостояние между ним и премьером Эвой Копач, которая является выходцем из конкурирующей PO?
Впрочем, последний вопрос может вскоре утратить актуальность: осенью в Польше состоятся парламентские выборы, и в случае успеха на них PiS ее лидер Качиньский может возглавить правительство. Правда, при таком исходе могут обостриться консервативные тенденции в польской власти, касающиеся негативного отношения к сексуальным меньшинствам, абортам и искусственному оплодотворению.
Внешние раздражители
На Западе избрание Дуды вызвало шквал эмоций. Историк Анджей Новак, симпатизирующий PiS, описывает это так: “Первые комментарии в зарубежной прессе апокалиптичны: такое ощущение, что Польша завтра выйдет из ЕС и объявит войну России”.
Однако в самой Польше считают, что никаких резких изменений курса не будет. Как объясняет Михал Потоцкий, журналист газеты Dziennik Gazeta Prawna, Украине, к примеру, не стоит опасаться за уровень поддержки Варшавой официального Киева. И резкое неприятие Польшей агрессии России, и санкции в отношении Кремля — все останется на прежнем уровне.
Спорным вопросом в польско-украинских отношениях все еще остается оценка действий УПА, и Дуда в негативном ключе высказывался об украинских повстанцах. Но это не изменит актуальной стратегии Польши. Тем более что антироссийских заявлений, вылетающих из уст представителей команды нового главы государства, достаточно: тот же Ярослав Качиньский неоднократно называл власти РФ виновниками авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб его брат.
Но если украинцы могут быть в этом смысле спокойны, то самим полякам и их соседям по ЕС есть о чем волноваться. Причиной для тревог могут стать отношения официальной Варшавы с Евросоюзом. PiS — это скорее проамериканская партия, а не проевропейская, говорит Шацки из Polityka Insight. И эксперты ожидают, что с приходом Дуды к власти могут пострадать отношения Польши с европейским локомотивом — Германией.
Об этом уже активно говорят и сами немцы. Герхард Гнаук из Die Welt напоминает: Дуда заявлял, что по многим вопросам у Польши отличное от Германии мнение, и что нужен “интенсивный диалог”. “Это может быть сложный диалог — у немцев остались не очень хорошие воспоминания о правительствах PiS. И у PiS критичное отношение к Германии”,— говорит Гнаук.
Пока весь этот польско-немецкий переполох существует лишь в головах политиков и аналитиков. Станет ли ситуация критичной, будет понятно лишь после 6 августа — дня, на который назначена инаугурация нового президента Польши. Сейчас же Дуда занят не внешней политикой, а проявлениями благодарности проголосовавшему за него электорату. Так, на утро после дня выборов он лично угощал жителей Варшавы горячим кофе.
Кристина Бердинских
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас