SIM-карта по паспорту: кому это нужно и что показывает опыт других стран?
Ступень за ступенью украинские чиновники подготавливают перевод всех абонентов мобильной связи на обязательную регистрацию SIM-карт. Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) предложила Кабинету министров рассмотреть проект постановления, который обязывает регистрацию SIM-карт абонентов мобильной связи у операторов.
В Украине эту идею лоббируют уже третий раз, в данное время власть мотивирует тем, что в стране необходимо бороться с терроризмом и преступностью. Лишение припейд-абонентов анонимного пользования этому поспособствует.
Ранее в 2012 году, Госслужба спецсвязи и защиты информации (Госспецсвязи) предлагала депутатам к рассмотрению законопроект, в котором приобретение SIM-карт с документами идентифицирующими личность станет повесткой дня. К тому же, об этом шла речь в законах “от 16 января”. Сейчас же последней инстанцией стала НКРСИ, которая согласовала проект постановления о внесении изменений в несколько подзаконных актов, которые касаются регистрации абонентов мобильной связи у своих операторов, ожидающий рассмотрения и подписания Кабинетом министров.
“Нечем гордиться Украине, где 90% абонентов мобильной связи предоставляется на условиях анонимности”, – заявил глава НКРСИ Александр Животовский.
Регистрация абонентов – это общемировой тренд, считает Животовский. Она открывает двери для новых услуг, в том числе финансовых, для которых важна безопасность. Однако, многие страны, принимавшие подобные законы вынуждены были вскоре отказаться от подобной практики, признав это неэффективным способом.
Этим проблему не решить
Эксперт в области мобильного маркетинга, директора агентства LEAD9 Назар Грынык, рассказал, что в Украине в среднем 50 млн. SIM – карт находящихся на руках у людей, то есть карты приобретенные без паспортов.
“Сейчас, если мы вводим фактор регистрации SIM – карт с паспортом, то мы стараемся решить локальную проблему глобальными средствами”, – считает Назар Грынык.
По мнению операторов мобильной связи, глобальный подход может нанести разрушительные последствия, а это повлечет за собой создание новых проблем поверх старых.
“Добровольное право абонентов пройти регистрацию у телеком оператора давно закреплено в законе Украины “О телекоммуникациях”. Однако, до сих пор, более 90% предпочитают анонимное обслуживание. Провести быструю идентификацию такого количества пользователей нереально. Мы считаем, что изменения в законодательство, если будут приняты, должны распространяться только на новые подключения”, – считает директор по регулярно-правовому обеспечению компании Киевстар Андрей Осадчук.
Аргументация чиновников о том, что нововведения направлены на борьбу с терроризмом не вызывают доверия. Большая масса людей, в том числе, компетентных компаний будут находить пути обхода данной процедуры. Более того, предложенный законопроект противоречит взаимоотношениям между Украиной и Европейским Союзом, а также ряду украинских законов. Последствия работы такой процедуры приводит только к одному – к развитию теневого сектора в экономике.
Андрей Осадчук сообщил, что с точки зрения техники для идентификации уже обслуживающихся абонентов необходим продолжительный переходный период. Особенно это касается жителей отдаленных населенных пунктов, где нет центров обслуживания. Телеком бизнесу также понадобится время на перестройку систем продаж и обслуживания.
“Поскольку сейчас подключение с паспортом осуществляется только в городах, в специализированных центрах, а для 14 млн. жителей Украины, которые проживают в сельской местности, это создаст сложности. В Украине, где телеком рынок все годы развивался в сторону припейда, будет очень сложно перестраивать сложившуюся систему продаж и обслуживания, как организационно, так и финансово. Быстрые и необдуманные решения на уровне подзаконных актов в этом направлении, могут привести к новым правовым коллизиям а так же к нарушению прав добросовестных абонентов, которые сегодня приняли решение получать услуги анонимно. Еще раз подчеркиваю, что таких более чем 90%от всей действующей абонентской базы”, – добавил он.
Можно сказать, что для компаний это выльется в многомиллионные затраты, инвестиции и изменение системы дистрибуции. Чтобы вновь воссоздать новую систему и обеспечить надлежащий контроль учета персональных данных, потребуется не малое количество времени. В итоге, мобильные компании будут вынужденны изменить стоимость своих услуг, а для многих такие изменения будут не посильны.
Опыт ничему не учит
“Есть пример Мексики. Они в 2009 году ввели принудительную регистрацию SIM – карт, и через три года отказались. Причина введения, такая же как и у нас – это ограничение наркоторговли, ограничения мошенничества и похищения людей. В течение трех лет они анализировали данные полиции, и увидели, что у них на 40% выросло количество угонов и на 8% кражи телефонов. Эти меры не только повлияли положительно, они вызвали еще больше негативных последствий “, – отметил Назар Грынык.
В 2013 году почти в 80 странах мира была реализована идея регистрация SIM-карт. В большинстве случаев правительство этих стран настаивало на обязательной регистрации пользователей предоплаченных услуг, как на инструменте борьбы с терроризмом и усилению юридической поддержки деятельности правоохранительных органов. Ряд стран, такие как Великобритания, Чехия, Румыния и Новая Зеландия, рассматривали обязательную регистрацию предоплаченных SIM-карт, но пришли к выводу, что это малоэффективно. Однако, уже сейчас купить SIM-карту без паспорта нельзя в Норвегии, Индии, России, Австралии, Бразилии, Перу, Боливии, Эквадоре, и почти во всей Африке.
После исследования аналитики GSMA пришли к выводу – большинство негативных результатов актуальны для стран с неразвитой инфраструктурой.
Великобритания проводила ряд экспериментов, но в итоге пришла к выводу, что принудительная регистрация результата не принесет, многие клиенты будут отказываться регистрироваться самостоятельно.
“В Австралии, например, есть государственный интерфейс проверки ID, то есть возможность подключения внешних продавцов к базам данных австралийского правительства, там Генеральная прокуратура этим занимается, и просто по определенному номеру документа выясняется такой документ есть в базе или нет. То есть доступа им не дают, им дают интерфейс, возможность проверки, если ввели номер и он есть – все хорошо. Если такого ответа нет, вам SIM – карту не продадут, но никто ничего не копирует, – добавил директор агентства LEAD9 Назар Грынык, – австралийцы не дают возможности копировать личные данные, потому что это автоматическое нарушение ваших личных прав”.
В Бельгии можно свободно покупать SIM-карты в любом супермаркете, центре продаж SIM-карт и т.п., без предоставления своих идентификационных данных. Но, если вы хотите сохранить этот номер за собой, особенно в случае потери SIM-карты, ее замены или не получение телекоммуникационных услуг в течение некоторого времени, вам нужно заполнить форму, которая находится в стартовом пакете и направить ее оператору.
В Германии и Франции купить SIM-карту возможно без паспорта на подписной основе, однако для активации SIM-карты необходимо пройти регистрацию на сайте и заполнить анкету своими данными. Также SIM-карту можно приобрести в центрах обслуживания клиентов, где также необходимо пройти регистрацию и подать свои персональные данные.
Сколько стран не приводи в пример, у каждого есть свои плюсы и минусы. Анализируя мировой опыт в Госспецсвязи выделили, что основными плюсами процедуры покупки SIM-карт по паспорту могут быть: облегчение перехода пользователей от одного оператора к другому с сохранением абонентского номера, дополнительные возможности для субсидирования жителей слаборазвитых регионов, которые имеют проблемы с открытием обычных банковских счетов, расширение доступа пользователей к услугам электронного правительства путем идентификации по мобильному телефону. Но, кто знает, смогут ли эти плюсы перекрыть минусы?
Юлия Бондарь
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью