Налоговый рай: как реформировать НДС с ЕСВ и побороть «тень» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Налоговый рай: как реформировать НДС с ЕСВ и побороть «тень»

Казна и Политика
780
_ Вчера Министерство финансов отчиталось перед премьер-министром Арсением Яценюком за семь месяцев своей работы. Одной из горячих тем для обсуждения стала налоговая реформа, о которой в министерстве говорят уже несколько месяцев. К сентябрю чиновники обещают, что соответствующий законопроект появится в парламенте. Основные акценты сделаны на реформировании налога на прибыль и НДС, а в будущем ожидается возможное изменение ЕСВ. Также власти декларируют борьбу с неформальным сектором и контрабандой. Forbes узнал у налоговых экспертов и бизнеса, найдено ли взаимопонимание по проведению реформы._
Минфин пообещал выслушать всех представителей бизнеса и учесть их пожелания. Бизнесмены, в свою очередь, должны были высылать свои предложения на так называемую «индустриальную» и «открытую платформу» – коммуникационные площадки для обсуждения реформы между министерством и предпринимателями. В том числе, министерство успело провести рабочие встречи с представителями таких отраслей, как IT-индустрия, алкогольная промышленность, лотереи, гостиничный, ресторанный бизнес и так далее. Всего, по информации министерства, состоялось 26 встреч. Однако обсуждений оказалось недостаточно, и некоторые из присутствующих на них предпринимателей считали, что их мнение попросту игнорируется.
А вот что говорит бизнес о подготовке к реформированию: «Все предложения, которые мы выносили на круглом столе в министерстве и которые были поддержаны нашими отраслевыми компаниями, не будут рассмотрены. Нам сказали: «Вы советы не давайте, расскажите, что плохо, а мы и сами решим, что будет». Дали понять, что на самом деле ничего не будет. Их не интересует мнение бизнеса», – уверен владелец ресторанов Grill do Brasil и StarBurger Геннадий Медведев, представлявший в министерстве предложения по реформе ресторанной отрасли.
Не все из опрошенных Forbes бизнесменов вообще знали о том, что в Минфине создана площадка для обсуждения налоговой реформы. «Есть слухи об изменениях, но нет прозрачности. По страхованию – нет никакой группы, нет площадки для обсуждения реформы. Мы боимся, что будут сюрпризы, которые негативно скажутся на работе страховых [компаний]», – говорит первый вице-президент СК «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.
«То, что делает Минфин, – это попытка хотя бы системно проанализировать, какие же есть проблемы в налоговой сфере. Главное, чтобы идеи бизнеса Минфином не блокировались – допускались в парламент, критиковались в правительстве. В любом случае здравая идея должна найти путь к закону», – говорит руководитель налогово-юридического отдела E&Y Владимир Котенко. Вместе с тем на вчерашней встрече Арсений Яценюк выступил на стороне бизнеса и уточнил у представителей Минфина, почему предприниматели недовольны, а реформа проводится так медленно.
Что сделано
Владимир Котенко считает двумя важными достижениями новую редакцию налога на прибыль, с большим напором на бухучет и с меньшим простором для маневра для налоговиков; и введение электронного администрирования в полутестовом режиме. «Это показало серьезность борьбы с ямами», – говорит Котенко.
По словам премьер-министра, НДС всегда был кормушкой на миллиарды гривен для налоговой инспекции, СБУ, прокуратуры, налоговой милиции и отдельных банков, которые покрывались правоохранительной системой. «Вот фактически пять элементов, которые вымывали из бюджета миллиарды гривен», – уверен премьер.
Арсений Яценюк подчеркнул, что стране необходима прозрачная системы возмещения НДС и борьба со схемным НДС. «Левая» компания просто заполняет бумажку, которая называется «налоговая декларация по НДС», вносит ее в систему. И после этого выясняется, что бюджет страны должен налоговой яме миллион или миллиард. Это не просто хищение, это классическая схема грабежа государственного бюджета», – говорит Яценюк.
Теневая Украина
Также в Минфине собрано достаточно информации о слабых местах налогового поля. «Общие проблемы, которые есть: нестабильность налогового законодательства, высокий уровень теневой экономики», – говорит Елена Макеева. По данным министерства, уровень теневой экономики составляет 42%, причем в ритейле – 60%, в фармацевтике – 40%, в легкой промышленности – 67%.
Также напомним, что благодаря ассоциации с ЕС и сотрудничеству с целым рядом международных организаций Украина взяла на себя обязательства по борьбе с теневыми финансовыми потоками. С февраля в стране уже частично действует новое «антиотмывочное» законодательство – требование к проверке банковских счетов, прозрачности информации о политически значимых лицах и так далее. Правда, пока что в полной мере оно не работает. А промедление с имплементацией мер по борьбе с теневой экономикой грозит попаданием Украины в черный список FATF.
В министерстве отмечают и проблему большой части контрабандной продукции на рынке. «Это не дает возможности развиваться тем компаниям, которые честно импортируют в Украину товары и платят налоги», – констатирует Макеева.
Что будет с ЕСВ
По данным Forbes, очередным шагом на пути к новой налоговой системе станет реформирование нагрузки на фонд оплаты труда. «Существующая сегодня система единого налога вполне приемлема для малого бизнеса. С точки зрения реформы важно пересмотреть нагрузку на фонд оплаты труда – сделать так, чтобы основная часть этой нагрузки входила в сумму взноса, который ежемесячно платит субъект предпринимательской деятельности в виде единого налога», – говорит заместитель главы Фонда государственного имущества Наталья Лебедь.
«Слишком много говорили об уменьшении единого социального взноса и вообще об уменьшении совокупной нагрузки на оплату труда. И, наверное, тут путей к отступлению нет – должны будут снизить этот налог», – предполагает Владимир Котенко. Он уточняет, что, очевидно, по этому вопросу предстоит поторговаться с МВФ, потому что ЕСВ – это основной обязательный платеж, дающий сборы в бюджет гораздо большие, чем НДС. «Естественно, у МВФ будут вопросы по поводу уменьшения сборов по основному бюджетообразующему платежу», – отмечает Котенко.
Впрочем, аргументом в возможных переговорах с МВФ для снижения нагрузки на фонд оплаты труда будет возможная детенизация рынка заработных плат.
В Минфине поддерживают соответствующие инициативы. «В Украине – высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы, и с этим согласны международные эксперты. Эту нагрузку нужно снизить. У нас она выше средних показателей в Европе и мире», – говорит Елена Макеева.
Децентрализация и АМКУ
Напомним, что главным новшеством в налоговой сфере будет децентрализация финансовых потоков – когда большая часть налогов и сборов в результате реформы останется на местах. В интервью Forbes глава ГУД Сергей Березенко объяснял, что «единственный способ нам поднять сейчас бизнес – это оставить налоги на местах. Пока что все налоги направляются в Киев. А после децентрализации всеми финансами будут распоряжаться власти на местах вместе с районными советами. Это польская модель экономики».
Также повышение роли в налоговой реформе детенизации экономики постепенно приводит к изменению восприятия фискального процесса бизнесменами и сокращению разрыва в понимании налоговой задачи между чиновниками и бизнесом.
«Налоговая реформа пока что воспринимается только с фискальной точки зрения. Но с точки зрения бизнеса она должна стимулировать к уплате налогов, включать борьбу с коррупцией налоговых органов и реформирование самой налоговой администрации», – говорит партнер Baker Tilly Ukraine Александр Почкун. Также опрошенные Forbes эксперты считают, что государство должно стимулировать увеличение доли малого и среднего бизнеса, так как он не требует заботы государства с точки зрения дотаций из бюджета.
При этом не стоит игнорировать интересы крупных игроков. «Для большого бизнеса главное – равные правила игры, понимание того, что правила действуют везде и никто не пользуется преференциями», – считает Почкун. Так, в интервью Forbes экс-руководитель аппарата Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан отмечал важность формирования в стране сильного Антимонопольного комитета.
«Реформа налоговой системы – это изменение философии в подходах к сбору налогов. И я не сторонник подхода, который часто исповедуют наши налогоплательщики: «Покажите, что вы деньги не воруете, тогда мы тоже не будем воровать», – говорит Почкун. – Налоги нужно платить, чтобы иметь моральное право что-то требовать от государства. А государство должно показать, что борьба с коррупцией – это способ стимулировать бизнес уплачивать налоги».
Маргарита Ормоцадзе, Ольга Левкович
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас