Приватизация: наконец надо завершить то, что началось в 90-х — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Приватизация: наконец надо завершить то, что началось в 90-х

Казна и Политика
1045
Большая приватизация началась в Украине почти 20 лет назад, но не завершилась. К сожалению, до сих пор продолжается скрытое распределение государственной собственности под прикрытием красивых слов: это “стратегически важно”, это “градообразующее”, и тому подобное.
Почему же Украина так и не смогла эффективно осуществить одну из первых стадий трансформации экономики с плановой на рыночную – приватизацию? Говорить о несовершенном законодательстве как первопричине этого не стоит, потому что у нас действительно мало кто руководствовался законами. Напротив, именно нарушение правовых норм сопровождало процессы распределения государственной собственности в Украине.
Причина кроется в отсутствии политической воли, умноженной на желание сохранить контроль над финансовыми потоками предприятий, в которых хорошо присосались игроки, тесно “связаны с государством.
Задержка приватизации – это продолжение непрозрачного перераспределения собственности. В таком случае бизнесменам было легче обанкротить государственное предприятие и вывести его активы в частную собственность, чем платить за это предприятие рыночную цену.
Новые украинские министры уже более полугода рассказывают о том, как они будут готовить государственные предприятия к приватизации. Но чем больше они говорят, тем чаще эти заявления вызывают улыбку. Потому лучшая подготовка предприятия к приватизации – это его скорой продаже. А мы имеем украинский парадокс – чем больше готовим государственный сектор к приватизации, тем меньше он готов.
Недавно Министерство экономического развития и торговли подвело неутешительный итог: государственные предприятия ежегодно дают сотню миллиардов гривен убытков. Но на самом деле не все они убыточны, просто там давно происходит вывод и перераспределение средств. Нужно понимать, что длинная подготовка к приватизации – это в том числе и сохранение контроля над финансовыми потоками заинтересованных лиц, на том предприятии осели. Или осели вокруг него и перекачивают ресурсы в частные компании.
Содержание убыточными большого количества предприятий на протяжении 24 лет вызывает вопрос об эффективности работы государственных органов, которые до сих пор не поставили вопрос о банкротстве. Это дискредитирует государство и его экономическую систему.
Суть приватизации заключается не в том, чтобы получить как можно больше денег. Этим лозунгом прикрываются популисты или те, кто хочет захватить имущество.
Практически все согласны с тем, что частный собственник в Украине эффективнее государства. Последние два десятилетия показали, что аналогии с успешными государственными предприятиями в Европе в Украине не работают, со всеми очевидными причами. Но не все согласны (и это справедливый вопрос) с тем, что государство может эффективно продавать предприятия без случаев коррупции, особых приватизационных условий для определенного покупателя или саботажа приватизации вообще – чтобы дольше наслаждаться неофициальным заработками на предприятиях государственного сектора.
Как разорвать этот порочный круг? Сейчас модно говорить об аутсорсинге таможни, но уже давно было нужно отдать именно приватизацию в беспристрастный менеджмент. Например, Украина является не только заемщиком ЕБРР, но и акционером этого учреждения. Правительство должно было бы составить перечень из 20-30 привлекательных государственных и попросить Банк провести приватизацию. Честно, прозрачно, под настоящего стратегического инвестора, не допустить продажи “для своих”.
А затем, уже в качестве заемщика, Украина может получить от ЕБРР и других международных финансовых институтов bridge finance, pre-privatisation loan. То есть поступления средств произойдет гораздо быстрее, чем сама продажа предприятий.
После того, как состоится продажа государственной собственности – подвести баланс. Возможно, нам еще и доплатят, если приватизация завершится успешно.
Нужно понимать, что частный собственник привносит доступ к финансовым ресурсам (инвестиции или заемные средства), новое знание рынков, новую корпоративную систему управления технологиями и финансами. Государство получит легальные зарплаты, все отчисления, прибыльную деятельность. Как результат, государство расцветает вместе с тем бизнесом.
Так, может возникнуть риск сокращения персонала со стороны нового частного владельца. Но в таком случае государство получает новые задачи. Оно должно создать условия для появления новых рабочих мест, развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Именно это и есть приоритеты работы правительства в рыночной экономике. Не пытаться управлять многими бизнесами, которые постоянно порождают коррупционные скандалы и потребности покрытия убытков за счет налогоплательщиков, а максимально способствовать возможностям любых инвесторов и работников больше зарабатывать.
Итак, прежде всего Украина должна решительно определиться: нам нужен процесс или результат? Если мы снова выбираем процесс (вечной подготовки к приватизации), то тогда в бесполезный процесс могут превратиться и борьба с коррупцией, и сокращение дефицита государственных финансов и формирование основ для экономического развития.
Роман Шпек, вице-премьер “Премьер-министр Украины (1995-1996), представитель Украины при Европейском Союзе, Чрезвычайный и Полномочный Посол
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас