Режим валютного голода, чтобы получить помощь Запада — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Режим валютного голода, чтобы получить помощь Запада

Валюта
3501
Еще одно направление концентрированных действий власти – сбалансирование обращения в стране иностранной валюты, нарушенного и в 2008 году, и во время господства Януковича, и в год после евромайдана. Гривну довели до крайнего унижения, ослабив ее до уровня худших денежных единиц мира.
Целью власти, и это правомерно, является остановка девальвации валютного курса гривни и ее свободная конвертируемость. Проблема – многогранна, и правительство действует в нескольких плоскостях.
Первая – получение иностранных кредитов, что необходимо для погашения старых ссуд, покрытие текущих международных платежей, пополнения резервов НБУ.
Западное сообщество готово помогать в этом максимально. Однако кредиторы утверждают, что правительство не осуществляет шагов, которые обезопасят страну от провальных финансовых дефицитов. Для этого и требуют неотложных реформ.
Из-за бездействия власти выделения кредитов может откладываться, а это вызовет продолжение режима валютного голода в стране.
Термином “валютный голод” надо назвать действия властей по сдерживанию спроса на валюту: свободный обмен запрещен как гражданам, так и предприятиям. Ограниченная покупка валюты для выполнения импортных контрактов. Экспортеры обязаны ускоренно возвращать валютную выручку и полностью ее продавать.
Эти решения ущемляют права людей и компаний распоряжаться финансовыми активами. Реакция вполне предсказуемая: значительная часть операций с валютой переведена в теневой оборот. Граждане осуществляют их вне банков, а последние вместе с экспортерами и импортерами проводят их на зарубежных счетах.
В результате резко уменьшился оборот валюты внутри страны. Если в января 2014 года ежедневный объем купли-продажи иностранных денежных средств на межбанковском рынке Украины равен 2,9 млрд долл, то через год, в январе 2015 года, он уменьшился до 0,3 млрд долл, то есть почти в десять.
Двигаясь по этому пути, вернуть валюту в легальный оборот и сбалансировать спрос-предложение на нее невозможно. Эту проблему можно решить за счет увеличения поступления долларов в экономику. Однако гражданам Украины власть пока предлагает не стимулы, а запреты, которые не имеют перспективы.
Вторая плоскость правительственной активности на валютном фронте – усилия по реструктуризации, прежде всего, отсрочка на долгие сроки внешних государственных долгов. Всего на сумму от 18 млрд долл до 25 млрд долл. Без этой реструктуризации МВФ может не предоставить очередной транш согласованного кредита.
Сигналы с этого фронта – тревожные. Выяснилось, что группа основных держателей долга не воспринимает условия, выдвинутые Киевом. Правда, эти условия слишком категоричны.
Представители Украины на переговорах, кроме переноса сроков уплаты облигаций на 15-20 лет, требуют списания части стоимости облигаций – на величину до 40% всей суммы, что означает ее перенос на убытки компаний-кредиторов.
Другое требование – существенное снижение ставок по облигациям – до 6-8% годовых, при том, что по некоторым суверенными ценными бумагами ставки зашкаливают за 15%.
Это вроде как нужно для достижения Украиной нормативов, поставленных МВФ. Например, уменьшение соотношения внешнего государственного долга с объемом ВВП государства с сегодняшних 100% до 71% в 2018 году.
Такие требования украинского правительства напоминают позицию Греции, которая отказывается возвращать собственные долги, требуя под угрозами выхода из Евросоюза и без каких-либо встречных шагов навстречу, освобождения ее от всех обязательств.
Настораживают и слова украинского министра финансов, что дефолта не надо бояться, потому что он не скажется на жизни граждан, а также того, что предприятия после дефолта будут исключены из всех международных финансовых рынков.
Стоит заметить, что Украина имеет долговые дела с частными компаниями, за которыми стоит большое число совладельцев-инвесторов. Ожидать, что они согласятся пожертвовать собственными деньгами ради нормативов для Украины, не стоит.
Еще одна проблема в этой плоскости – отказ России от реструктуризации 3 млрд долл, которые она предоставила президенту-беглецу. Очевидно, это была плата за отказ подписывать соглашение об ассоциации Украины с ЕС.
Отсутствие решений по этим проблемам может разрушить весь замысел преодоления валютного кризиса. Прежде всего, надо устранить собственноручно созданные препятствия на пути реструктуризации. Ставить вопрос о списании долга в условиях, когда не выполняются реформаторские планы, просто неудобно.
Требуется участие международных и государственных институтов, которые бы помогли амортизировать потери частных инвесторов. Скидки ставок, которых требует Украина, безусловно, нужны, но для согласия другой стороны надо обезопасить кредиторов от убытков, например, мягко реструктуризировать соответствующую сумму уменьшения платежей.
Однако гражданам сообщают не все. Возможно, кредитные гарантии США на 2-3 млрд долл в 2015 году как раз и предназначены для выпуска новых облигаций с низкими процентными ставками. Заимствованные с их помощью суммы могут быть использованы для компенсации потерь кредиторов от сокращения ставок по долгам.
Эти шаги навстречу кредиторам – необходимое условие положительного результата.
Относительно России надо действовать иначе. Правда, сейчас нет никаких действий. С врагом разговор – только в международных судах, к которым надо качественно готовиться.
Третья плоскость правительственных действий на валютном поле – сокращение дефицита внешней торговли. При сохранении этого дефицита не имеют смысла усилия по получению новых льготных займов и реструктуризации долга, поскольку он накапливает угрозы дефолта по долгам государства, нависающего над Украиной.
К сожалению, в 2014 году, несмотря на бешеную девальвацию курса гривни по отношению к твердым валютам, преодолеть дефицит не удалось. Хотя он и снизился против предыдущего года почти в три раза до 5,3 млрд долл.
Особенностью правительственной политики в этом вопросе является направление усилий на сокращение импорта при упорном пренебрежении задач по увеличению экспорта.
Кроме девальвации курса гривны, эта политика включает ограничение продажи валюты импортерам, установку дополнительных таможенных платежей – 5-10% – на все импортные товары и услуги, осложнения процедуры ввоза товаров в Украину.
Эти нововведения нельзя назвать рыночными, способствующими открытости и росту уровня конкуренции. Конечно, это отдаляет страну от интеграции с ЕС. Кроме того, такой подход к сбалансированию экспорта-импорта имеет другие недостатки. Известно, что искусственное ущемление импорта приносит экономике не пользу, а вред.
Во-первых, национальное развитие невозможно без западных технологий и инновационной техники, которые теперь поступают в значительно меньших объемах.
Во-вторых, многие отрасли экономики используют в производстве импортные сырье и комплектующие. Теперь они останавливаются.
В-третьих, дополнительные пошлины повышают цены на импортные товары, подталкивает вверх цены на аналогичные товары национальных производителей.
В-четвертых, уменьшение ввоза продукции из-за границы снижает конкуренцию на соответствующих внутренних рынках, также подталкивает инфляцию.
Общее следствие сокращения импорта такими методами – уменьшение внутреннего производства, которое добавляется к другим факторам падения ВВП.
Правительство не только игнорирует задачи по увеличению экспорта. Оно зажимает экспорт. Прежде всего – отменой права экспортеров на полное и своевременное возмещение из бюджета уплаченного НДС. По мнению чиновников, это слишком дорого для казны.
Экспортерам обещанные облигации, они уже начали выдаваться на десятки миллиардов гривен. Их невозможно продать на рынке без огромного дисконта – до 50%.
У банков нет денег, а государственных облигаций разного типа на внутреннем рынке – океан. Это также означает длинные задержки по возврату заимствованного правительством оборотного капитала. Бюджет будто бы выигрывает. За счет потерь национального производства и ухудшение внешнего торгового баланса.
Такая политика внешней торговли побуждает государство обращаться за дополнительными иностранными займами или не ослаблять внутренний валютный курс. Понятно, что выбранный Кабмином подход к сбалансированию внешней торговли является неконструктивным и более того – вредным для отечественной экономики.
Четвертая плоскость, в которой правительство должно действовать для пополнения валютных ресурсов, – принудительное возвращение в страну денег, незаконно вывезенных и преступно присвоенных кланом Януковича. По аналитическим расчетам сумма потерь Украины от этих сделок достигла в 2014 году 10-12 млрд долл.
К сожалению, такого возврата не началось. Кажется, власть об этом и не думала. Последние события, когда правоохранительные органы сквозь пальцы смотрели на побег из Украины Клюева, с которого была снята депутатская неприкосновенность и которому было выдвинуто подозрение о преступлении, объясняют такое поведение власти.
Кроме этих денег, в 2014 году олигархические группы перевели за границу с помощью официальных сделок, долговых операций и возврата инвестиций еще, как минимум, 6-8 млрд долл. Эти капиталы бежали от финансовой катастрофы, от возможных правовых претензий новой власти, от новых коррупционных требований, от войны.
Есть подозрение, что МВФ долгое время не предоставлял Украине обещанные кредиты именно из-за надежды, что правительство сможет вступить в борьбу за возвращение награбленного. Теперь, видимо, эти ожидания потеряны, а задержки с внешней финансовой помощью в 2014 году стоили стране краха гривны.
Такая борьба за восстановление валютного обеспечения национальной денежной системы не обнадеживает. Страна остается в подвешенном состоянии. Считать, что финансовая помощь Запада будет вечной, неправильно и безответственно.
Правительство, которое останавливает движение общества
Кабмин реализовывал и другие мероприятия, однако предметом рассмотрения в статье стали лишь его собственные структурные изобретения, изменяющие рутинный ход экономической жизни.
К сожалению, эти изменения не дали уверенности в перспективе национального развития и не добавили благосостояния. Более того, правительство “смогло” значительно ухудшить ситуацию по сравнению с 2014 годом и удивило международных экспертов, которые еще полгода назад были уверены, что выравнивание экономической динамики состоится в 2015 году.
Например, прогноз МВФ предусматривал снижение темпов падения ВВП Украины с 6,5% в 2014 году до 4-5% в 2015 году. Украинские же чиновники, наоборот, добавили к отрицательному показателю 2014 еще 11-12%.
Злую шутку с властью сыграла война, которая позволила чиновникам прятаться за ней. Они решили, что требовательность к их работе будет значительно ниже из-за всеобщей солидарности перед лицом агрессора.
Если чиновники снова будут оправдываться войной, то стоит им объяснить: все их “достижения” получены на территории, из которой исключены Донбасс и Крым.
Главной особенностью “изобретений” чиновников надо назвать решение проблем бизнеса за счет ухудшения условий жизни всех украинцев. Это тот же олигархический строй в интересах финансовых кланов и их коррупционеров у власти.
Ничего нового мы не увидели. Все эти изобретения – продолжение методов предшественников, доведенные до абсурда. Эта политика и морально недопустима, и экономически вредна. Яценюк со своими помощниками будто хочет остановить движение общества, пока они не проведут свои бесчеловечные эксперименты.
Не имеет права правительство вредить развитию общества. При каких обстоятельствах.
Владимир Лановой
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас