Послужит ли Украине уроком греческая жизнь не по средствам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Послужит ли Украине уроком греческая жизнь не по средствам

Казна и Политика
868
Европа обсуждает экономические проблемы двух стран – Греции и Украины. Первая просрочила выплаты по внешним долгам, вторая – грозится. Общего у обеих – популизм и дефицит реформ
7 июля, на экстренном саммите еврозоны должно быть принято решение по ситуации в Греции. Аналитики ожидают, что стороны все-таки сядут за “круглый” стол и договорятся о пролонгации задолженности страны перед тройкой кредиторов – Международным валютным фондом (МВФ), Европейским центральным банком (ЕЦБ) и Европейской Комиссией.
Грецкий орех раскололся
После того как Греция не смогла на прошлой неделе выплатить МВФ задолженность в 1,55 млрд евро, она потеряла право на финансовую помощь. Без этой помощи страну ждет кризис ликвидности. Это видно уже сейчас – в последние дни банки Греции закрыты и не откроются до конца текущей недели, а может и дольше. На снятие средств по карточкам установили жесткие лимиты в 60 евро в день. За предыдущие несколько дней вкладчики вынесли из греческих банков около 2 млрд евро. МВФ и ЕЦБ уже заявили о невозможности дальнейшего финансирования страны.
Весь прошлый месяц стороны пытались договориться. Но власти Греции не спешили прислушиваться к кредиторам, считая неприемлемым требованием обязательство проводить непопулярные реформы в обмен на финпомощь. Ключевым условием Тройки было сокращение расходов бюджета, госаппарата и пенсий до размеров, которые может потянуть греческая экономика. На пенсионной реформе в частности настаивал МВФ, считая, что Греция в данный момент не может позволить себе выплачивать свои гражданам европейскую пенсию в 1,5 тыс. евро.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас пошел ва-банк – он провел референдум, предложив электорату самому ответить на вопрос “хотят ли они затягивать пояса”. Проголосовало более 60% населения, из них 61,31% высказались против программы реформ и экономии, предложенной Тройкой.
Греческое правительство полагает, что народная поддержка станет для него рычагом давления на кредиторов и позволит получить более выгодные условия реструктуризации долгов, в частности списания их части.
Греческий пример заразительный
Логика МВФ во всех странах одинакова: в упрощенном виде она заключается в том, что за счет внешних кредитов обеспечивается макроэкономическая стабильность проблемного государства и рост ВВП, а когда экономика страны начинает расти – она погашает эти долги.
Греции поддержка предоставлялась в несколько этапов, начиная с 2010 года, и к концу 2014-го она продемонстрировала прогресс, начав сокращать дефицит, и, наконец, меньше тратить. Но этого было недостаточно. После двухлетнего сокращения экономики в 2014-м Греция показала минимальный рост в 0,6%. Повышение налогов и уменьшение госрасходов не способствовали в полной мере росту производительности. Безработица оставалась на уровне 27%. В итоге к 2015-му общественность была сыта по горло реформами и проголосовала за новое правительство, которое обещало избирателям социализм. К тому моменту общая сумма государственного долга Греции достигла 312,7 млрд евро, из которых 10 млрд должны быть погашены до конца сентября.
Насколько греческая ситуация похожа на украинскую? Экономика Украины второй год падает, несмотря на девальвацию гривны и инфляцию на уровне 11%. По итогам 2014-го рецессия составила 6,5% ВВП. Госдолг растет и на 1 июня составлял $67,7 млрд.
На прошлой неделе Украина произвела платеж по долгам на сумму $120 млн, поэтому вопрос о дефолте “отложился”. Но до конца года предстоит еще четыре платежа: 23 августа — $60 млн, 23 сентября — $500 млн, 13 октября — $600 млн, 20 декабря — погашение $3 млрд российского кредита.
Последние месяцы украинское правительство во главе с министром финансов Натальей Яресько активно ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации внешних заимствований, и, по ее словам, те согласны предоставить помощь и пойти на некоторые уступки.
Позиция кредиторов понятна: им все равно, за счет каких источников Украина будет погашать долги – они хотят получить свои деньги. Украина, со своей стороны, настаивает на сокращении на 40% задолженности перед кредиторами, реструктуризации сроков погашения задолженности и снижении ставки по кредитам.
Обязательства украинского правительства сократить расходы годами было сопряжено с теми же сложностями, что и в Греции. Создание системы адресной поддержки малоимущих долго оттягивалось, тарифы на энергоносители были едва ли не самыми низкими в Европе, а бюджетный сектор годами был раздут. Власть менялась, но никто не рисковал повышать пенсионный возраст, отменять надбавки привилегированным пенсионерам, проводить реформу госслужбы, конструктивно бороться с массовыми уклонениями от налогов.
Грабли или вила
Обе страны несколько раз начинали реформы.
Главной ошибкой греков на этом пути был популизм правительства и имитация реформ. Население обманули подменой настоящих реформ банальным сокращением расходов. “Структурные реформы не делаются механическими корректировками расходной части бюджета и поверхностными изменениями правил игры, – говорит НВ старший экономический стратег компании AYA Capital Павел Илляшенко. – И у греков, и у нас неэффективный госсектор, и это нельзя изменить просто урезав финансирование и надеясь, что это будет достаточным стимулом для преобразований”.
Отсутствие результатов злило людей и вызывало сопротивление. “Если население привыкло к определенным социальным стандартам, оно будет продолжать их требовать – даже если они получали доходы из воздуха, даже после того, как перестали жить в долг, и доходы начали падать, – говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – Греция жила не по доходам, и любые движения в сторону попыток исправить это приводили к падению потребительского спроса, падению ВВП, и росту недовольства”.
Например, железная дорога в Греции предоставляла такое количество льгот и так занизила цену билета, что для государства стоимость проезда в поезде была сопоставима со стоимостью такси.
Украина, говорят эксперты, повторяет некоторые греческие ошибки – по той же самой причине, заключающейся в борьбе политиков за голоса эллектората.
Однако сказать, что в стране ничего не меняется, тоже неверно. В ряде госструктур идут реформы в части дерегуляции и сокращения госслужащих. Пример радикальной, но медленной в имплементации – реформа газового рынка. Стартовал пилотный проект реформы ГАИ, который киевляне встретили с одобрением.
“Как оказалось, не так много нужно, чтобы украинцы поддержали реформы. Нужно просто эти реформы провести, – говорит НВ доцент Питтсбургского университета (США), сооснователь проекта VoxUkraine Тимофей Милованов. – Нужно проводить реформы понятные людям, такие как арест высокопоставленных сотрудников генпрокуратуры обвиненных во взятках, или создание вежливой полиции. Я горжусь поддержкой украинцев новой полиции в Киеве. Горжусь новой полицией и надеюсь, что система не сможет их дискредитировать”.
В то же время население Украины ждет не реформ, а только позитивных результатов, уточняет советник президента Александр Пасхавер.
“Ждет ли оно ограничений? Европейский образ жизни – это не только богатства, но довольно жесткие нормы. И если мы хотим жить в Европе, то должны достаточно хорошо понимать на какие ограничения нужно быть готовыми. Греция для нас хороший показатель. Они не сделали всего, что нужно было сделать”, – рассуждает он.
Впрочем, подмечает он, в Украине достаточно много людей негативно отреагировали на решение греков не платить по долгам. “И мне понравилась эта реакция”, – говорит он.
Главный вопрос сейчас – готово ли украинское правительство на жесткие ограничения и отказ от популизма. Не далее как на прошлой неделе ради дополнительных голосов на предстоящих местных выборах парламент одним махом поставил под удар банковскую систему страны, проголосовав за популистский законопроект о реструктуризации потребительских валютных кредитов по курсу 5,05 грн/долл. Это будет стоить банкам 95 млрд грн, оценили в Минфине. А если потери банков переложить на государство, то девальвирует нацвалюта.
Это лишь один пример в череде инициатив и обещаний вроде снижения коммунальных тарифов и повышения зарплат, пенсий и соцпособия на уровень инфляции при отсутствии денег в бюджете.
Что ожидает Грецию, в случае окончательного дефолта? В первое время – резкий спад, который само греческое правительство вряд ли переживет. Страна может попытаться поискать нового кредитора, хотя это и кажется маловероятным. Ее кредитором может выступить, например, Китай – если Греция согласится уступить ему свои порты.
Профессор экономики и финансов школы бизнеса Университета Чикаго Анил Кашьяп полагает, что правительство Греции может начать распространять среди госслужащих и пенсионеров векселя, которые будут ходить наряду с деньгами.
Отрезанные от кредитных рынков греки будут, наконец, вынуждены привести свои расходы в соответствие с доходами. “Затянуть пояса” придется всем. Но в определенный момент, говорит Кашьяп, Греция станет очень привлекательной для туристов, а греческие товары станут более конкурентоспособными. “В какой-то момент экономика начнет разворачиваться”, – говорит он.
Леся Лучыч-Выговская
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас