0 800 307 555
0 800 307 555

“Фискальное облако” VS кассовые аппараты: что лучше?


“Фискальное облако” VS кассовые аппараты: что лучше?

В начале лета 2015 года Украину накрыла новость, которая взбудоражила представителей малого и среднего бизнеса – парламентарии в конце 2014 года приняли закон “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы”, согласно которому уже с 1 июля 2015 года предприниматели упрощенной системы налогообложения третьей группы обязаны применять кассовые аппараты в расчетах наличностью. Для более мелких предпринимателей второй группы такое обязательство введено с 1 января 2016 года.

Кассовые аппараты победят теневую экономику

Причиной внедрения кассовых аппаратов послужило то, что в данный момент более 60% ВВП Украины находится в тени с оборотом в 460 млрд. грн в год. Ужесточение контроля за оборотом наличности в Украине, в первую очередь, связано с необходимостью детенизации экономики страны и является абсолютным европейским трендом, считает правительство.

“На сегодняшний день кто-то платит налоги, кто-то их не платит. И та численность, которая не платит, она очень большая. По данным Минэкономики, в 2014 году теневой бизнес составил 42%. По нашим оценкам, он гораздо выше. Проводя индустриальные платформы, я понимаю, что он точно гораздо выше, потому что индустриальная платформа у нас была в легкой промышленности. По их расчетам, теневой бизнес составляет 67%”, – заявила заместитель министра финансов Елена Макеева.

Она также добавила, что введение кассовых аппаратов является справедливым шагом и будет способствовать борьбе с теневой экономикой.

“Мы не преследуем цель увеличить налоговое бремя для предпринимателей, мы не меняем ставки, но мы хотим контролировать оборот наличности с тем, чтобы все представители бизнеса были равны перед законами и справедливость восторжествовала”, – отметила Елена Макеева.

Замминистра рассказала, что цена кассового аппарата будет лояльной в сравнении с той, которую предлагали раньше ( 6,5 тысяч гривен), сейчас она составит 3,5 тысячи гривен. Кроме того, Минфин провел переговоры с поставщиками, и на данный момент, в Украине уже насчитывается 17 производителей кассовых аппаратов, которые готовы предоставлять рассрочку на покупку регистраторов расчетных операций(РРО) на 3 месяца без начисления процентов. Однако, какова бы ни была цена, для многих представителей бизнеса она остается непосильной. Необходимо также учитывать, что услуги сервисного центра обойдутся от 160 грн. ежемесячно и 29 грн. стоят услуги эквайринга – компьютерного центра НБУ, передающего информацию в фискальную службу.

Для мелкого бизнеса – затраты, которые будут не сопоставимы с их доходами.

Банки вне зоны доступа РРО

3 июня на сайте Независимой ассоциации банков Украины появилась информация относительно усовершенствования редакции законопроекта №1088, которым планируется внесение изменений в Закон Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг.”

На заседании комитета Верховной Рады, по вопросам налоговой и таможенной политики, которое состоялось 3 июня, члены Комитета проголосовали за вынесение законопроекта №1088 на рассмотрение депутатами с учетом предложений банковского сектора об отмене требований применения регистраторов расчетных операций банками.

Законы, которые внедряют в налоговой сфере нужны для того, чтобы создавать равные “правила игры”, о которых так много говорят политики участникам рынка. Они утверждают, что данные “правила игры” необходимы для стимулирования развития экономики.

Однако, выходи так, что законодательные решения приводят к формированию коррупционных лазеек и, как следствие, неэффективности государства. Возникает вопрос: почему физические лица-предприниматели обязали использовать РРО, а банки остались вне досягаемости закона?

Исходя из этого, по мнению представителя немецкой компании N.Krat Services GmbH Александра Спиндлера, на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса существует две проблемы по внедрению РРО:
дополнительные инвестиции для введения кассовых аппаратов и их обслуживание;
дискриминационные условия ведения бизнеса по сравнению с другими участниками рынка, в частности банками.

Инновации будущего – фискализзация станет “облачной”

На сегодняшний день в Украине существует альтернативная концепция для решения задачи фискализации, предполагающая учет товарно-денежных операций с использованием наличных и безналичных средств и не требующая ввода кассовых аппаратов.

“Сегодня существуют возможности провести фискализацию без бюджетных средств и инвестиций со стороны бизнеса”,- отмечает Александр Спиндлер.

Современные технологии позволяют сделать фискальную систему “облачной”.

“Под облаком подразумевается некая техническая площадка, которая предоставляет определенные функции или возможности к коммуникации потребителя и государства”, – заявил он.

Спиндлер отмечает, что использование интернет-технологий в фискальной системе станет именно тем шагом на пути к детенизации экономики и упрощению расчетно-кассовых операций.

Прототипом “фискального облака” является любая социальная сеть в мире. Данная система функционирует через интернет, но при этом разработана таким образом, чтобы исключить возможность манипуляций, обеспечить безопасность на технологическом и информационном уровне.

Пользователями “фискального облака” смогут стать бизнес-структуры всех уровней – от корпораций до частных предпринимателей, которые принимают наличные средства в качестве оплаты товаров и услуг конечных потребителей.

“Это не инструмент контроля, это не инструмент тотального контроля над бизнесом. Это инструмент, который поможет обеспечить эффективный диалог бизнеса с государством. Мы бы хотели представить государству и сообществу возможность внедрения универсального инструмента общения налогоплательщиков и непосредственно налогополучателей”,- заявил представитель немецкой компании N.Krat Services GmbH Александр Спиндлер.

“Фискальное облако” предполагает возможность выдачи фискального чека как в бумажном, так и в электронном виде; доступ и обработку полученных данных, а также их анализ в режиме реального времени; прозрачность взаимоотношений потребителей, бизнеса и Государственной фискальной службы.

Немецкая компания готова предоставить государству все необходимые компоненты, которые включают в себя, как аппаратные средства, так и средства защиты, так и программное обеспечение для “фискального облака” бесплатно.

Технология “фискального облака” предполагает применение электронной цифровой подписи, как это предусмотрено законодательством Украины. Электронный документ, содержащий цифровую подпись, будет иметь ту же юридическую силу, что и обычный чек.

“На сегодняшний день в Украине представлена только копия электронного документа, а технология “фискального облака” позволит использовать непосредственно сам документ , – сообщил эксперт международного фонда “Сокращения рисков” по вопросам налогового законодательства, юрист Андрей Волков. – Мы обратили внимание на эту технологию, потому что она беспроводная и универсальная для всей территории Украины, даже в отдаленных уголках нашей страны люди смогут получать эти услуги без дополнительного финансирования”.

При этом Андрей Волков заявил, что данная интернет-площадка поможет решить те проблемы малого и среднего бизнеса о которых было написано выше.

“Средствами “фискального облака” мы пытаемся объяснить, что не надо от граждан уходить в какую-то тень, создавать теневую экономику. Все должны работать в пределах одного правового поля и экономических принципов”, – подчеркнул Волков.

Помимо, эксперт акцентировал внимание на том, что законопроект №1088 создает неравные правила игры на рынке.

“Если законопроект №1088 примут в редакции от 4 июня 2015 года, то он установит неравные права и обязанности между субъектами хозяйствования, в частности, между банками и теми обычными субъектами предпринимательской деятельности, которые продают товар на том же рынке”, – добавил он.

Сегодня представители инновационных компаний ведут активные диалоги с Налоговой службой Украины, Министерством финансов – стучатся, показывают, доказывают, пытаются объяснить преимущества своего решения. Они надеются, что чиновники их услышат, и сделают первые шаги в том направлении, которое называется “реальные реформы”.

“Мы предлагаем рассмотреть модель. А кто и как будет реализовывать эту модель – это вопросы, которые необходимо обсудить”, – сказал Александр Спиндлер, но добавил, что единственным правообладателем данных этой системы должна быть налоговая инспекция.

Материал подготовила Юлия Бондарь

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua