Зачем малому бизнесу кассовые аппараты — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зачем малому бизнесу кассовые аппараты

Казна и Политика
2546
На этой неделе в Министерстве финансов прошло обсуждение предстоящего введения кассовых аппаратов для плательщиков единого налога. Заместитель министра финансов Елена Макеева анализирует украинский потенциал использования РРО для малого бизнеса.
В 2010 году попытка ввести РРО для плательщиков единого налога не увенчалась успехом: соответствующие нормы так и не появились в Налоговом кодексе, как изначально планировалось. Сложно сказать, что послужило причиной – нехватка политической воли или просто не было жестких требований от международных партнеров. А может – страх потерять собственный авторитет в глазах предпринимателей. Согласитесь, шаг достаточно радикальный и непопулярный.
В канун нового 2015 года депутаты вместе с правительством все-таки пошли на этот серьезный шаг и расширили круг применения кассовой дисциплины на плательщиков единого налога второй и третьей групп. Уже с 1 июля предприниматели третьей группы единого налога обязаны выдавать кассовый чек при расчете наличными, для второй группы этот срок настанет 1 января 2016 года. Честный бизнес поддерживает государство в этом решении, ведь применение кассовых аппаратов содействует достижению одинаковых правил игры для налогоплательщиков, независимо от формы собственности и системы налогообложения.
Согласно исследованиям МВФ, в 2010 году применение кассовых аппаратов было обязательным в 43% стран ЕС, сегодня эта цифра значительно выше. Европейские эксперты в 70% случаев говорят об эффективности такого инструмента в стимулировании соблюдения бизнесом правил налогообложения.
Теневая экономика является абсолютным злом любого государства. Именно поэтому частью налоговых реформ таких успешных стран, как Польша, Словакия, Грузия, стало ужесточение контроля за оборотом наличных денег.
В Польше кассовые аппараты ввели в 2010 году; и это тоже сопровождалось акциями протеста предпринимателей. Непросто было вводить обязательное применение кассовых аппаратов и в Греции, Италии, Венгрии, Словакии, Литве.
Надо понимать, что бизнес ни в Украине, ни в других европейских странах не готов честно платить налоги. Именно поэтому у любого правительства нет другого пути, как ужесточать контроль за оборотом наличности. Это вынужденный шаг, целью которого является исключительно детенизация экономики.
Уровень теневой экономики в Украине, по данным Минэкономики, в 2014 году составил 42% от ВВП. Согласно оценкам экспертов, этот показатель в разы выше задекларированного. К примеру, недавно проводили индустриальную платформу с профильной ассоциацией легкой промышленности. Ее участники оценивают теневую экономику в 67% от ВВП; в ритейле этот показатель составляет 60%. Цифры впечатляют.
Это означает, что бюджет недополучает колоссальную сумму налогов. Соответственно, правительство не может своевременно выполнять свои обязательства, не может и повышать соцстандарты населению. Кроме того, неуплата бизнесом налогов приводит к снижению возможности государства финансировать на достаточном уровне образование, охрану здоровья, инфраструктурные проекты. Может, стоит каждому гражданину нашей страны задать вопросы тем, кто не платит налоги? Речь идет о справедливости, о равенстве всех перед законом, о контроле гражданским сообществом соблюдения всеми установленных правил, без исключений.
Надо сказать, что законодательство в сфере применения РРО в Украине достаточно либеральное. На предпринимателей первой группы единого налога с годовым оборотом до 300 000 гривен обязательность применения РРО не распространяется. Не будут применять РРО и предприниматели, которые торгуют на рынках или осуществляют продажу в мелкорозничных торговых сетях.
Есть еще ряд исключений, таких как: продажа еды и напитков в столовых и буфетах школ, выездная торговля, продажа в киосках, с лотков и разносок газет, журналов, продажа жетонов и проездных документов, билетов в кинотеатрах. Безусловно, не распространяется правило и на тех, кто проводит только безналичные расчеты. Можно сказать, что это как раз тот микробизнес, который наиболее нуждается в государственной поддержке. Другое дело – вторая и третья группы единого налога, где годовой оборот предпринимателей может достигать от 1,5 млн до 20 млн гривен соответственно.
По моему убеждению, применение штрафных санкций не будет являться стимулом для бизнеса. Во-первых, в структуре ГФС всего лишь 240 инспекторов, наделенных полномочиями проводить проверки кассовой дисциплины. Согласитесь, их интерес лежит в плоскости крупных ритейлеров, а не мелкого бизнеса. Во-вторых, установленная штрафная санкция за первое нарушение в размере 1 гривны, скорее, призвана пожурить, нежели наказать предпринимателя. Проконтролировать обязательное применение РРО сможет только лишь гражданское сообщество. Коммуницировать следует с обществом, чтобы люди требовали фискальный чек при приобретении товаров или услуг. Тогда у предпринимателей не будет выбора – все приобретут кассовые аппараты в угоду потребителю. И к этому уже давно пришли европейские страны.
Нужно вводить государственную лотерею и на ежемесячной основе разыгрывать приз среди фискальных чеков. Лотереи как раз и создают стимулы для бизнеса использовать РРО и, соответственно, платить налоги не за счет применения штрафных санкций, а посредством требований покупателей выдать фискальный чек. Хотя сам процесс уже запущен, за последние две недели уже не раз слышала, как в торговых точках люди просили выдать чек.
У меня нет сомнений в том, что наше гражданское сообщество проконтролирует уплату налогов лучше любого налогового инспектора. Ради эксперимента попросите фискальный чек и проконтролируйте, уплачены ли налоги. От нас зависит благосостояние учителей, врачей, качество больниц и дорог. Это наш выбор – в какой стране мы будем жить завтра.
Елена Макеева, заместитель Министра финансов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас