Без огласки: кому достанутся УГЦР и «Укрпочта» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Без огласки: кому достанутся УГЦР и «Укрпочта»

Казна и Политика
811
Кабинет министров предлагает акционализировать ряд ключевых для телекоммуникационной отрасли государственных предприятий. В том числе УГЦР – Украинский государственный центр радиочастот. Эта структура предоставляет свои сервисы в сфере связи и информатизации как мобильным операторам, так и Минобороны с СБУ. Особенностью УГЦР является его прибыльность, тогда как официально декларировалось, что к акционализации подводятся только предприятия убыточные. Кроме того, в списке есть ряд других важных для отрасли связи предприятий – например, «Укрпочта». Зачем правительству понадобилось акционализировать стратегически важные предприятия?
Параллельно был обновлен законопроект №1567 с другим списком: государственные предприятия, которые нельзя приватизировать. Особенность законопроекта – во втором приложении, где составлен перечень из более чем 500 компаний, которые планируют акционализировать.
По словам депутата от фракции «Самопомощь» и экс-главы компании «Датагрупп» Александра Данченко, появление УГЦР в списке на акционализацию было большим сюрпризом для многих присутствующих в сессионном зале.
Соглашается с этим и Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. По его мнению, не стоит воспринимать акционализацию как первый шаг навстречу приватизации: «У нас в стране есть большое количество предприятий, которые на 100% принадлежат государству. Тот же Ощадбанк. Главное, чтобы контроль полностью сохранился за госструктурами».
По словам Данченко, в Украине может произойти «подмена понятий», но сейчас предпосылок для этого нет: «Этот вопрос будет детально обсуждаться, пока окончательное решение не принимается».
Пресс-секретарь Национальной комиссии регулирования связи Татьяна Лиговская заверила Forbes, что на сегодняшний день не идет речь ни об акционализации, ни о приватизации. «Это законопроект, который даже не прошел первого чтения. К тому же УГЦР находится в списке предприятий, которые не подлежат приватизации», – добавила Лиговская.
Тем не менее, рынок смотрит на ситуацию без особого энтузиазма. По мнению члена правления Интернет Ассоциации Украины ИнАУ Татьяны Поповой, акционализация может стать началом приватизации УГЦР, который сейчас регулирует слишком много направлений. «Это стратегическое предприятие, которое нельзя отдавать в частные руки», – подчеркивает Попова.
Глава компании «Адамант» Иван Петухов рассказал Forbes, что сегодня УГЦР держит в своих руках слишком много полномочий, и передача предприятия в частные руки станет ошибкой. «С тем количеством функций, которые есть у предприятия, мы можем получить частное предприятие с монопольными возможностями на уровне государственного объекта. Это словно бы налоговая перестала управляться государством», – предупреждает Петухов.
Аналитик экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич подтверждает, что на сегодняшний день УГЦР может быть исключительно государственным предприятием: «Частная структура может существовать только в условиях рынка. У нас в стране такого нет».
Один из участников рынка, который не пожелал называть своего имени, указал и на политический аспект решения. На текущий момент во главе НКРСИ стоит команда Петра Порошенко, что дало ему возможность непосредственно влиять на работу организации (частью которой УГЦР как раз и является): с этим связывают быструю подготовку к аукциону на 3G-частоты. Акционализация УГЦР переведет предприятие под контроль Фонда госимущества, которым заведует Кабмин. Фактически, это будет означать смену власти: контроль над использованием радиочастотного ресурса перейдет в руки Арсения Яценюка от Петра Порошенко – главного лоббиста 3G в стране.
Представители мобильного оператора life:) комментировать ситуацию отказались. В пресс-службе «МТС» на момент подготовки материала дать ответы на вопросы Forbes не смогли. В «Киевстаре» Forbes рассказали, что «деятельность УГЦР на телеком-рынке связана с регуляторными функциями, такими как выдача разрешений на эксплуатацию базовых станций и других радиоэлектронных средств, радиомониторингом сетей связи и др. В отличие от государственных компаний, акционерные общества с частными владельцами не могут вести такую работу». Таким образом, по мнению экспертов «Киевстара», данная организация может быть корпоратизирована и приватизирована по решению государства как собственника УГЦР только после изъятия из его полномочий соответствующих функций, и передачи их НКРСИ.
С телекоммуникационными активами также возможен вариант продажи после акционализации доли компаний инвесторам. Главный вопрос в том, кто станет этими инвесторами? В пояснительной записке к законопроекту за подписью министра экономики Айвараса Абромавичуса указывается, что «принятие законопроекта будет способствовать защите имущественных прав государства». Впрочем, война – это особенно интересное время для начала скупки активов за бесценок. Особенно для тех, у кого есть доступ к государственным ресурсам.
К слову, ООО «ЕСУ», связанное с Ринатом Ахметовым и СКМ, как раз сейчас проводит переговоры о реструктуризации долга. Эта компания должна государственным Ощадбанку и Укрэксимбанку по 2 млрд гривен. Средства были получены ООО «ЕСУ» под выпуск облигаций 2011 года и последующее приобретение «Укртелекома».
Илья Кабачинский, Маргарита Ормоцадзе
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас