Тяжелый бой. Что успел за год на посту киевского мэра Виталий Кличко
Поддержка малообеспеченных слоев, лавирование между интересами города и запросами своих соратников, отсутствие стратегии и кардинальных новаций — итог первого года работы Виталия Кличко в кресле столичного мэра
Первый заместитель киевского мэра Виталия Кличко Игорь Никонов так перечисляет основные достижения своего руководителя: электронная форма оплаты парковок, аукционные торги на землю, открытая велосипедная дорожка на Труханов остров и низкие цены на хлеб. Подробно говорить об этом он готов часами, благо и повод есть — в начале июня исполнился год, как лидер УДАР стал мэром, а президент назначил его главой Киевской городской госадминистрации (КГГА).
Так же долго оппозиция может описывать ошибки Кличко. А тут еще и социологи преподнесли неприятный подарок в виде исследования качества жизни в украинских городах. По его результатам, самый большой и богатый мегаполис страны не попал даже в десятку лидеров. Соответствующий опрос провела группа Рейтинг совместно с International Republican Institute, предложив горожанам оценить качество услуг, работу местных властей и другие показатели.
В пятерку лидеров в общем зачете вошли Винница, Харьков, Тернополь, Львов и Черновцы. Киев оказался лишь на 14‑м месте. Ни по одному из многочисленных показателей работы властей столица не попала даже в пятерку лучших.
“Этот рейтинг — приговор местной власти”,— считает Василий Гацько, лидер партии Демократический альянс и депутат Киевсовета.
Он не понимает, как столичная власть, имеющая колоссальный бюджет — его доходная часть в 2015‑м составляет 22,2 млрд грн, что более чем в три раза превышает аналогичный показатель идущего следом Харькова,— не смогла произвести ощутимых новаций. А ведь в руках мэра — не только деньги, но и контроль над Киевсоветом: в его фракции УДАР-Солидарность — 77 депутатов из 120.
“Ни один предыдущий мэр не обладал такими возможностями”,— подчеркивает депутат.
Все лучше и лучше
Если верить новостям, работа в киевской мэрии кипит. Только в мае 2015‑го Кличко с командой дали горожанам право на льготный проезд в транспорте (хотя Кабмин отказался финансировать подобное), приступили к сносу нелегальных ларьков, организовали бесплатный автобусный маршрут на Трухановом острове. А еще презентовали пилотный проект электронного городского бюджета. Более того, мэр запустил проект Питьевая вода из‑под крана в Оболонском районе и открыл реконструированную пешеходную зону на Днепровской набережной.
Для Никонова все это — зримые доказательства успеха мэрской команды. Тем более что стартовый уровень, по его словам, был просто ужасен.
“Год назад, когда мы пришли к власти, администрация была полностью разрушена, на Майдане стояли палатки. Коммуникации между административными управлениями практически отсутствовали, все находились в разных зданиях. Куча документов была потеряна”,— вспоминает правая рука Кличко.
Местная власть начала с восстановления центра города и аудита работы предшественников. Нашли нарушений на 500 млн грн, все материалы по которым передали в правоохранительные органы. Уволили 50 человек.
Коррупции, по мнению Никонова, теперь нанесен смертельный удар — городские власти запустили открытый онлайн-бюджет столицы. “Сегодня любой человек в Киеве может посмотреть затраты любого конечного распорядителя бюджетных денег: кому он заплатил, за что и сколько”,— радуется Никонов.
Он подчеркивает, что Кличко начал публично разоблачать коррупционные схемы. Так, в коммунальном предприятии (КП) Киевпастранс обнаружил и озвучил растраты на сумму более 3 млрд грн, в сфере незаконных земельных операций — еще на 400 млн грн.
Город также начал проводить электронные торги — на 200 млн грн в год. “Это как аукцион. Кто меньше цену дал в режиме онлайн, тот и выиграл. Невозможно уже с кем‑то договориться, потому что все видят конкуренты”,— с гордостью рассказывает чиновник. Также в онлайн выведена и вертикально интегрированная система учета всех активов, которые есть по предприятиям, подчиняющимся городу.
“Например, мы ввели учет недвижимости: ты можешь в онлайн-режиме увидеть, что есть в администрации, что можно взять в аренду, кому сдано имущество, по какой цене и так далее”,— продолжает Никонов.
Все эти новшества, которые первый замглавы КГГА называет система smart-city, он считает главной заслугой нынешней команды.
А дальше переходит ко второй части — поддержке малоимущего населения. На это горбюджет дополнительно потратил порядка 1,5 млрд грн. Деньги пошли на то, чтобы сохранить прежний уровень тех тарифов, которые устанавливает местная власть. КГГА оставила льготный проезд для инвалидов, пенсионеров, участников АТО, чернобыльцев, школьников и студентов.
Мэр и команда запустили еще и программу по продаже социального хлеба. Она предполагает открытие 200 магазинов, в которых люди смогут купить хлеб нескольких сортов по минимальным ценам. А в коммунальной сети аптек Фармация лекарства будут продаваться со скидкой в 30–50 % — это результат договоренностей Кличко с производителями.
“Поддержка самых незащищенных слоев населения — наше большое достижение. Это ведь реальные шаги, не какие‑то там планы на будущее”,— убежден Никонов.
Политтехнолога Тараса Березовца не впечатляют достижения киевской власти. Он считает, что команда Кличко немало сил тратит на то, чтобы убедить киевлян в ощутимых результатах своей работы, в то время как реально новому градоначальнику особо похвастаться нечем.
“Сегодня чиновники КГГА рысачат по всему Киеву в поиске успешных кейсов мэра Кличко. Пока с этим наблюдается напряг”,— говорит Березовец.
Добрый, но не системный
Сергей Гусовский, депутат Киевсовета от партии Самопоміч и один из принципиальных оппонентов столичного руководителя, дает исчерпывающую характеристику Кличко: “Болеет душой за город”. А затем добавляет: для мэра недостаточно просто переживать за столицу — он должен организовать системную работу.
Как говорит Сергей Гайдай, директор социально-инжинирингового агентства Гайдай.Ком, год в кресле мэра — тот период в жизни Кличко, который вряд ли можно назвать удачным. “Падение [за год] рейтинга мэра связано как раз с тем, что ни одну реформу городского хозяйства он не довел до конца. А большинство из них даже не начал”,— считает эксперт.
Критики из лагеря оппонентов мэра объясняют: у Кличко нет понятной долгосрочной стратегии развития, нет глобальных перемен, нелегальная застройка продолжается, проблемы ЖКХ и МАФов — малых архитектурных форм, или попросту ларьков,— не решены.
Среди нелегальных застройщиков, говорит Гацько, есть люди, близкие к самому мэру. Так, права на земельный участок возле метро Осокорки, который недавно стал полем битвы между горожанами и охраной стройки, имела фирма Скай-Буд ЛТД, владельцем которой оказался Сергей Котвицкий, депутат Киевсовета от фракции УДАР-Солидарность. После инцидента Кличко, правда, предложил тому сдать мандат, но Котвицкий публично ответил нет.
Гацько утверждает, что это не единственный случай, когда за проблемными объектами стоят политсоратники мэра. Так, на улице Ракетной, в зоне исследовательского ядерного реактора, по словам лидера Демальянса, возводит дом Игорь Кононенко, нардеп от Блока Петра Порошенко. А на Никольской Слободе, на территории прибрежной зоны, строит здание корпорации Укрбуд, президент которой — Максим Микитась — состоит во фракции УДАР-Солидарность в Киевсовете.
Портят репутацию мэра не только соратники, но и подчиненные. Недавно на мздоимстве, напоминает лидер Демальянса, словили Владимира Жукова, главу Киевавтодора, которого поставил сам Кличко. С должности директора КП Киевтранспарксервис уволили за взятки Мурада Магомедова, тоже назначенного нынешним мэром. За полтора месяца работы этот чиновник нанес предприятию ущерб на 150 тыс. грн и сейчас находится в бегах.
Гацько возмущен тем, что мэр так и не снял с поста главы Киевгорстроя Игоря Кушнира, неоднократно уличенного в махинациях. И здесь депутат видит руку Сергея Левочкина, экс-главы Администрации президента,— мол, тот связан и с Кушниром, и с Кличко. К слову, взаимоотношения Левочкина и мэра Гусовский называет старым скелетом в шкафу Кличко.
Киевгорстрой, как и Укрбуд, по информации Гацько, имеют льготные условия на получение столичной земли. Из-за этого, мол, никто в команде мэра не заинтересован в прозрачной системе ее распределения и конкуренции на открытых конкурсах с зарубежными застройщиками.
Никонов признает часть претензий — он соглашается, что в плане нелегальной застройки и архитектурного облика в последние годы в столице творится вакханалия. Вину чиновник возлагает на Госинспекцию архитектурно-строительного контроля (ГАСК), которая должна была проверять документы застройщиков, но не делала этого. С 1 сентября, как он надеется, ГАСК передадут в подчинение горвластям, и станет легче.
Команда мэра уже борется с “нелегалами”. Пока — открыв сайт, на котором обозначены все законные стройки.
Город рекламы и пробок
Оппонентов также возмущает, что город утонул в нелегальной рекламе. И недополучает из‑за этого колоссальные суммы в свой бюджет. А ведь все, что нужно,— начать снимать незаконные носители хотя бы с госзданий — Украинского дома или отеля Казацкий. Гацько уверен в эффективности подобных мер, но не верит в их реализацию — мол, во фракции Кличко в Киевсовете полно нарушителей. Среди них — Укрбуд Микитася, а также сам Никонов, который нелегально, как считает лидер Демальянса, размещает рекламу на территории возводимого его компанией КАН Девелопмент ТРЦ Respublika.
В ответ первый замглавы КГГА обещает навести в этой сфере порядок, сократив в ближайшие годы число рекламных носителей на 40 %, и запустив сайт, где укажут все легальные борды. Остальные устранят.
А вот справиться с другой долгоиграющей проблемой — пробками — с помощью сайта не удастся. Правда, Никонов, опираясь на анализ Мирового банка, говорит: в 90 % случаев заторы возникают из‑за неправильной парковки. Не хотят, мол, водители ехать на подземные и наземные паркинги — экономят. А даже если и заезжают на наземные, сетует правая рука мэра, обычно не платят.
Решить проблему он обещает после того, как Рада примет закон, ужесточающий ответственность за парковку в неположенном месте, и милиция начнет жестко штрафовать нарушителей. Также мэрия планирует направить в обход Киева поток грузового автотранспорта и запустить финансируемый ЕБРР проект умных светофоров.
Жалобы на несознательность киевлян удивляют Гусовского: “Тот, кому не нравится менталитет горожан, может избирать для себя другое место жительства. Пенять на менталитет — абсолютно бестолковая история”. По его мнению, власти уже сейчас вполне могли бы сделать так, чтобы патрули ГАИ постоянно перемещались по самым горячим точкам и физически не давали там парковаться. Также депутат советует решить проблему недостатка легальных паркомест в центре.
Есть еще одна сфера, в которой Никонов не видит активной поддержки со стороны населения,— борьба с МАФами. На встречах, мол, 90 % горожан просят убрать ларьки, но когда дело доходит до их сноса, то к месту демонтажа подтягиваются только защитники МАФов. “А милиция не знает, что делать. Если ты применил силу, которую конституционно обязан применить, тебя тут же обвинят в том, что ты побил людей. Если нет — обвинят в бездействии. Нужна поддержка населения для массового сноса ларьков, а ее нет”,— возмущается чиновник.
Гусовский же предлагает вести диалог и выстраивать программу сноса МАФов или их трансформации в магазины. “А у нас получается, что периодически где‑то ради пиара начинают сносить десяток ларьков. Это демонстрирует решительность власти, но не позволяет решить проблему”,— считает он.
Есть ли у вас план?
Описывая многочисленные слабые точки в действиях команды Кличко, Гусовский, как и Гацько, напирает на одно: в политике мэра по отношению к городу отсутствует ключевой фактор — стратегия развития и четкое видение будущего Киева.
Какой это будет город? Инновационная и технологическая столица? Но тогда, как считают оппоненты мэра, нужно строить везде work-зоны с бесплатным Wi-Fi, приглашать современных архитекторов и развивать IT-кластеры. Финансовая столица Восточной Европы? Возводить где‑то в центре Kiev City, создавая максимальные удобства для офисных работников. Экогород? Наращивать число парков, очищать водоемы.
Никонов, как убедилось НВ, действительно видит будущее Киева неконкретно. Он описывает зеленый и дружественный к жителям мегаполис, но не детализирует эту картину.
Все это дает Гусовскому основания полагать, что власть занята сиюминутным. Мол, временное неповышение тарифов или такая же временная борьба за социальный хлеб — это важно. Но так поступал и прежний мэр — оскандалившийся Леонид Черновецкий, когда раздавал дешевую гречку. “В этом отсутствует перспектива. А нужно думать, каким вы хотите видеть город через 10–20 лет”,— говорит он.
Пусть видения будущего у команды Кличко и нет, но унывать градоначальнику не стоит. Политика поддержки социально незащищенных слоев населения может стать для него “лаки-панчем” — счастливым победным ударом на возможных будущих выборах мэра столицы. Но лишь в том случае, уточняет политолог Владимир Фесенко, если не будет сильных конкурентов. И если от мэра не отвернется президент Петр Порошенко.
Последнее вполне возможно из‑за недавно возникших между мэром и главой государства разногласий по поводу увольнения близкого к Кличко главы СБУ Валентина Наливайченко, экс-члена фракции УДАР в Раде. Этот конфликт, говорит Березовец, существенно подрывает шансы Кличко еще раз получить “чемпионский пояс” в Киеве.
Олег Гавриш
По материалам: НВ
Поделиться новостью